45. Советская живопись. Особая поэтичность

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 45. СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ. ОСОБАЯ ПОЭТИЧНОСТЬ.



            Почему сказано об "особой" поэтичности? Ведь то, что принято называть поэтичностью, присуще любой настоящей живописи, - не важно, советская она или нет. Есть даже такое высказывание: "В каждом искусстве ровно столько искусства, сколько в нём поэзии".

     Дело в том, что поэтичность советской живописи (и советского искусства вообще) очень заметно отличается от поэтичности других эпох. Нет, дело не в её количестве. Нельзя сказать, что её стало количественно больше. Но в советском искусстве появилась поэтичность особого рода, которой не было раньше. Вот почему в заглавии ей и дано название "особой".

     Когда видишь высокие художественные произведения советской эпохи, это их качество настолько заметно, что невозможно спутать, невозможно ошибиться и причислить эти произведения к какой-то другой эпохе.

     В чём именно заключается отличие? Давайте попробуем ответить на это в конце главы, после того, как посмотрим на некоторые живописные примеры.

     Конечно, как в любое другое время, и в советское тоже были произведения и лучшие, и худшие. Была и откровенная дрянь. Таланты и бездари бывают в любую эпоху. Но смотреть мы будем только на хорошие образцы.

                ------

             1). Вот картина художника Юона "Новая планета". Константин Юон был известен как интересный пейзажист, пейзажам которого была очень характерна ясная игра цвета и света. Сам он как-то выразился так: "Мне хотелось писать картины, как пишутся песни." Но в 1921 году под впечатлением трагического, но величественного пафоса гражданской войны он написал картину "Новая планета", - о внезапном и поразительном рождении нового мира.

http://artpoisk.info/files/images/8020.jpg

     Не хочется давать никаких многословных описаний. Картина говорит сама за себя. Вспышка грандиозного света, великолепное восхождение красного шара и мятущееся человечество, - то испуганно бегущее, то с восхищением устремлённое к великому новому.

     Разве это не поэзия? И разве можно её назвать поэзией старого типа?


            2). Вот ещё пример. Пейзаж Валентина Сидорова, названный им "Тихая моя родина":            

http://portal-kultura.ru/upload/iblock/ef0/Sidorov-004.jpg

            
     Есть ли тут поэтичность? Да, есть. И она здесь тоже не похожа на старую поэтику.

            
            3). Художник Коржев, "Дон Кихот".

http://www.tg-m.ru/img/mag/2016/3/art_52_01_23.jpg

     О Коржеве мы уже говорили в Главе - 8 ("Следы войны"). Безусловно, очень интересный и сильный художник.            


            4). Теперь о картине, вынесенной в заголовок. Дмитрий Жилинский, "Лето".

     Посмотрите её ещё раз (посмотрите по ссылке, - там лучше):

http://artpoisk.info/files/images/18969.jpg

    
     Нет никаких заумных нагромождений, всё очень просто и, казалось бы, буднично, но в то же время - масса ассоциаций.

     Разве это серо? Разве это плоско? Разве не художественно, не поэтично? На тему чувств, порождаемымых этой картиной, можно написать целую большую статью.


            5). Последним примером этой главы будет картина Николая Чернышёва "Земной рай". Николай Чернышёв начинал ещё до 1917 года, но в советское  время его творчество постоянно обогащалось, постоянно дополнялось чем-то новым. Эта вещь написана им поздно, в 1970 году, незадолго до смерти. Но как молодо она выглядит! Разве скажешь, что автор - долго и тяжело живший старик?

http://maslovka.info/images/555/CHE-44.jpg

                -----

            В этих показанных картинах мы видим то, что присуще лишь настоящему искусству: возвышение души зрителя, а не просто развлечение его; большая содержательность при внешней простоте формы; собственное, ни с кем не схожее, авторское лицо. Когда мы смотрим на эти живописные произведения, каким мерзким и мелким пасквилем видятся нам все обвинения советского искусства в дешёвом схематизме, в рабской угодливости, в серой бездарности.

     А советская поэзия в своих лучших образцах? А композиторы? А кино? А целая плеяда великолепнейших актёров? Как не стыдно клеветникам поносить эту интереснейшую историческую эпоху!


            Так в чём же заключается особенность поэтичности советской живописи? Чем эта поэтичность отличается от поэтичности предыдущих эпох?

     Во-первых, оптимизмом, светлостью, уверенностью, пафосом созидателя. Даже в грустных и горьких темах эта живопись всё равно остается светлой и сильной. В прежнем искусстве этого не было. В нынешнем - тем более.

     Во-вторых, творческим усвоением всего положительного, что наработано человечеством в предыдущем искусстве, и решительным отверганием всего пустого и упаднического в нём.

     В-третьих, живым реализмом, соединённым с тонкой, глубокой образностью.

            
            Такое искусство могло развиться только в здоровом обществе, только в обществе, находившемся на стадии высокого исторического подъёма. Мне кажется, что эту мысль невозможно опровергнуть.