Нас окружают

Геннадий Гаврилов
Иногда кажется, что страна наша в точности следует жизненным формулам своих писателей и поэтов.  Сказал один: «Какой же русский не любит быстрой езды!» - и любим часто больше жизни… не смотря на то, что блеск и роскошь современных автомобилей не сочетаются  с нищетой наших автодорог:  и подушки безопасности, и музыка, и кондиционер  – всё меркнет перед картиной ежегодных «ямочных» ремонтов и мрачной статистикой автокатастроф…
 Сказал другой:  «умом Россию не понять» - и стараемся соответствовать:
и не понять, почему после повышения зарплат чиновникам с целью предотвращения взяточничества коррупция стала государственной проблемой…
Не понять, как это показателем качества медицины и здоровья страны стало не снижение заболеваний, влияющих на демографию и генофонд,  а  количество купленных томографов и сделанных дорогостоящих операций.
Трудно понять, как десантники, которые могут разбить лбом или ребром ладони кирпич, оказались в казарме, построенной из кирпичей без раствора;
почему страна заказывает строительство авианосцев у своих потенциальных противников,
а рыбацкие корабли тонут под тяжестью улова рыбы…
Все эти неприятности омрачают настроения праздничного салюта, которые в последнее время всячески поощряются.
Конечно, без контрастов не бывает.
Но они и на Западе есть. Там такое бывает, если верить всему и всем, что как хорошо, что нас там нет.   
Не понять, почему  на  телевидении передачи «Давай поженимся» или «Пусть говорят» ежедневно идут в самое лучшее время телеэфира, а злободневные темы обсуждаются в полночь.
Без «Новостей» и «Вестей», наполняющих нас чувством уверенности в своих военных силах и правоты перед лицом коварных врагов, нам и в голову не придёт,
что страна переживает этап новой конфронтации с Западом: заграничные фильмы как шли, так и идут в нашем кинопрокате в направление пустоты и бездуховности…
Их развлекательные шоу беззастенчиво копируются нашим ТВ,  а в репертуаре музыкальных взрослых и детских конкурсов явно преобладают песни западных авторов неизвестной ориентации.
              По выходным  от таких передач как «Пусть говорят» стране дают отдохнуть на чём-нибудь приятном. 
Недавно зрители были охвачены всеобщей радостью по случаю возвращения в Россию знаменитого клоуна Советского Союза О.Попова,  уехавшего из страны в 90-е годы, когда ей как раз не хватало хоть чего-нибудь солнечного и доброго.
 «Страна помнит своих клоунов» - как бы от нашего имени заявил  ведущий 1-го канала.
                Роль клоунов в нашей жизни до того невозможно преуменьшить, что кажется, будто её иногда преувеличивают.
Вот в каком контексте  герой книги Ю.Никитина «Скифы»  упоминал, например,  Ю.Никулина:
 «Для меня стало понятно, что страна обречена, … когда я увидел, как правительство в полном составе ринулось...  в больницу навещать … клоуна Юрия Никулина. 
Страна в разрухе,  все горит, ломается,  взрывается,  а президент страны (тогда ещё Ельцин) грозно требует от врачей,  чтобы сделали  все  возможное,  чтобы  спасти  жизнь  его  любимому клоуну.
Мол, первоочередная задача России!...» 
Книга рассказывает о тех днях, когда не только клоуны, а и многие видные представители интеллигенции решительно «валили» из страны от греха подальше.
Настроения в вопросе  отношения к Западу были такими, что теперь за это может быть и стыдно:
 «Может быть,  просто не барахтаться,  а взять и сдаться Америке? 
Ну, если Америке нам в лом,  обидно, то отдаться просвещенной Европе. Пусть нас
разделят и введут свое  правильное  правление  Франция,  Англия,  Германия…».
И в той же книге сквозь оправдания пессимизма пробивается вера в великое будущее страны: «Мы слишком долго были великой империей, чтобы вот  так враз согласиться на роль шавки... 
Ведь  совсем  недавно  по меркам истории никакого США не было,  а Россия уже била шведов,  била турков, била Наполеона.
У русских слишком сильно чувство грядущего поражения. Дескать, за  что  ни  возьмёмся,  всё  через  задницу. 
Особенно  тяжко переживается поражение со строительством коммунизма, 
а  потом  неудачи  с  возвратом  к капитализму...»
              Действительно, до недавних пор у нас преобладали настроения глубокого разочарования в демократических новшествах и  ностальгии по утраченному СССР.
Даже небывалая активность оставшихся и приезжих клоунов всех мастей, призванная скрасить тяготы выживания и создать атмосферу радостной безмятежности, не могла пресечь настроений тревожности и обиды за державу.   
Многие стали считать, что так нам и надо…
И вот недавно, как долгожданный гром после долгой засухи, президент В.Путин сказал американскому журналисту:
«Я все время это слышу: Россия хочет, чтобы ее уважали. А вы не хотите? А кто не хочет? Кто хочет, чтобы его унижали? Странная постановка вопроса. Как будто это какой-то эксклюзив, Россия для себя требует – чтобы нас уважали.
А что, кому-то приятно, чтобы на него плевали, что ли…».
И всё-таки, есть в этих словах какой-то эксклюзив:
они не просто сказаны в лицо Америке, а выплеснуты, как сок из стакана,   в её бесстыжие глаза со всей решимостью постоять за себя.
Под впечатлением от них ведущий программы теленовостей сказал сам себе:  «Хватит мямлить!»…
В недавние времена такие слова могли бы стать поводом для митингов по всей стране в поддержку политического курса.
А ещё тогда писатель Ю.Никитин словами своего героя предупреждал:
«Демократы не всегда желают России зла.  Но они обязательно жаждут ее унижения». 
 Ещё недавно писатель Б.Акунин советовал президенту уходить на покой: "Представьте и содрогнитесь: всеобщая ненависть, одиночество, страх перед завтрашним днем, необходимость все глубже увязать в грязи, окружать себя всё худшими мерзавцами. Оно Вам надо?»
- И это мнение писателя, как и Россию,  тоже умом не понять, как и то, почему он самый продаваемый…
Праздник на нашу улицу  шёл так долго, что многие и не чаяли…
И вот уже, приговаривая: «не было счастья,  да несчастье помогло», в борьбе против западных «санкций» страна возвращает свою продовольственную и прочую независимость  …

Предостережений об иностранном коварстве  история оставила немало.
Ещё Чацкий в «Горе от ума» отмечал: «Как с ранних пор привыкли верить мы,
что нам без немцев нет спасенья!». И советовал «Хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев».
Перестройка решительно отвергла все подобные предостережения.
И вдруг они снова внезапно  услышаны и приняты к сведению.
Ещё недавно нашу милицию переименовали в полицию, чтобы мы были как все.
Новое звание обязывало сотрудников стать ещё холодней умом и горячей сердцем, хотя отморозков  в органах было и так много…
А теперь нас убеждают, что полиция США стала серийным убийцей своих граждан.
Вот как выглядит американская полиция в сюжете американского фильма  «Копы в юбках»: там женщины, сотрудницы полиции и ФБР, добиваясь показаний от задержанных, в одном случае грозят гражданину США отстрелить «яйца», а в другом  держат его за ноги  вниз головой  на балконе высокого этажа, угрожая отпустить, если не скажет всё, что знает…
Это у нас  Шарапов осуждал Глеба Жеглова, который ради заповеди «Вор должен сидеть в тюрьме»  мог подкинуть украденный  кошелёк карманнику.
А там «беспредел»  полиции и ФБР -  просто фон, как картина пейзажа…
                Не будем ханжами и демагогами: может быть, преступность в Америке и достигла таких размахов, что бороться с ней в рамках закона стало уже невозможно.
Важно отметить, что «беспредел» там стал правилом.
И не только в полиции, но и в политике.
Это всё о том, что, при желании,  власть наша могла, но почему-то не захотела
 увидеть всё безобразие американской законности и нравственности ещё в те времена, когда Ельцин и Черномырдин приглашали их консультантов для  перестройки нашей жизни.
                Слова «духовность» и «нравственность» сегодня слышим не реже, чем  «коррупция» и «ЖКХ»...
После двадцати лет перестроечной «терапии» стало неожиданностью то, что последний рубеж нашего суверенитета и чувства достоинства  образовался как раз по линии духовности. - Уж очень призрачное понятие.
Это же так неуловимо и неконкретно, где-то на уровне вкусов, эмоций и привычек…
                Во всём, что касается отношения наших политиков к Западу за последние двадцать лет, есть чувство недосказанности и  полуправды.
Но посмотришь на полные оптимизма и уверенности первые лица, и объяснение сомнениям приходят сами: нам, как детям, не говорят всего, чтобы не травмировать нас.
Говорят, и дьявола никто не видит потому, что он до того не хорош собой, что может до смерти напугать одним своим видом.
Уж, кажется, привыкли к обтекаемым фразам и ухищрениям дипломатического жаргона.
А тут сказано не в бровь, а в глаз: «Россия для себя требует – чтобы нас уважали».
Одно то, что «требует», а не «просит», разливается бальзамом по душе и так достаёт до самых её глубин, что хочется ещё.
  Такой радости не может дать  даже  самый солнечный клоун.
         Хотя… - Это что же получается: планомерное окружение нас военными базами НАТО, финансирование  подрывных организаций на нашей территории и  систематическое насаждение враждебности вокруг нашей страны сначала не замечали, а теперь назвали «неуважением»?
А что же тогда называть приготовлением к агрессии и подрывной деятельностью?

Уж, слишком всё сказочно и наивно в этом стремительном развороте от планомерного и длительного разрушения страны с презрением к её традиционным ценностям до прозрения вражеского коварства и решимости постоять за свою оставшуюся честь.
                Зачем Западу тратиться на уважение к нам, если нас можно «поставить на место» или в угол?
Может быть, нам дают «подухариться», чтобы мы раздразнили в америкосах их чувство великодержавности, чтобы они могли закосить под борцов за справедливость и демократию… Чтобы они почувствовали, что мы им угрожаем, а не они нам…
И что же нам теперь в этом случае, притихнуть и возлюбить врага?
Ублажать его уступками, умоляя о возможности сохранить лицо?

Требование уважать Россию после многих разговоров о политическом потеплении и перезагрузке воплотилось сразу в термины военного противостояния.
На повестку дня поставлены безопасность границ и суверенитет!
Если не считать вопроса сексуальной толерантности, то в идеологическом плане ничего, кажется, нет такого, что может быть поводом для враждебности. И это слабое место нашей политики, потому что, с одной стороны, слишком велика инерция облагораживания Запада, а с другой, …он достоин почтения!
Искреннее восхищение  его величием определяет мысли и поступки многих влиятельных и простых граждан России.   
И действительно, это кто же стал нашим врагом?
- Страна Нобелевских лауреатов и самых лучших в мире и любимейших наших музыкальных групп? Страна, на сто лет опережающая нас и весь мир в технике? Страна Марк Твена и Чарли Чаплина?
На каждый фильм типа «Копы в юбках» найдётся другой, из которого, может быть, к нашему удивлению, увидим, что американская душа христианка не меньше нашей…
        Мы не обсуждаем достоинства и недостатки Запада, а осуждаем его за то, что «распустил руки», за то, что «лезет» к нам через крышу, а не входит в двери?
 Нефть им наша нужна, а остальное всё от лукавого?
Причём, без посредничества наших олигархов и магнатов…
 Или с понижением их ранга до уровня смотрящих?
 Может быть, это и есть то самое «неуважение» Запада, которое оскорбляет нас?
Так что же, патриотизм народа вновь понадобился нашим доморощенным миллиардерам или, действительно, отечество в опасности?

             Не секрет, что вывоз капитала из России представляет собой не панику перед кризисом, подобную заготовке спичек, соли и крупы, а планомерное и сознательное бегство из страны её самых богатых и авторитетных в определённых кругах граждан.  Бегство это приняло такой размах, что понадобился закон об амнистии капиталов.
И нет ощущения, что вывезенные капиталы хлынули на Родину…
Не Россия, а Америка озабочена тем, чтобы из России не вывозили деньги, нажитые преступным путём! Как будто это её, а не нас обворовывают…
Пока ещё не Америка, а наши россияне систематически грабят население с помощью хитрых или неумных законов. 
В отношении к Западу что-то подобное единению  народа и власти сегодня есть только по вопросу неприятия гей парадов. И то с оговорками.
У нас национальные традиции, а у них «нацианальные»?

Заигрывание с «содомским грехом» воспевал ещё А.С.Пушкин. Настроение беззаветного преклонения перед Западом и готовности идти  к нему в ученичество почти без всяких условий  обострялось много раз за всю историю России.
Например, после победы в войне 1812 года появилась иллюзия возрождения национального достоинства. А уже вскоре после этой победы А.И Герцен писал, что иностранцы в правительственных кругах России пользуются особым расположением, «в немецких офицерах и чиновниках правительство русское находит…  бесстрастность машины, глубочайшее презрение к народу, полное незнание его характера». 
Преклонение перед французами сменили симпатии к немцам.
В начале 20 века академик В.М.Бехтерев, размышляя о 1 мировой войне, писал:
«Всем известно, что немцы, не скрывая, признавали славянскую расу за низшую, которая, будто бы,  может служить лишь в форме удобрения для германской культуры».
Признавая войну бедствием, Бехтерев надеялся,  что она «даст возможность освободиться от пагубного для нас иностранного давления не только во внешней, но и во внутренней политике».
Но вместо «освобождения» Россия обрела долгие годы войны и разрухи.
Победа  над Германией 1945 года была ещё величественнее, но  вдохновение и от неё иссякло  всего через 40 лет до такой степени, что не спасло страну от перестроечного разорения.
Хватит ли вдохновения от Крымской победы для возрождения достоинства страны и возвращения уважения к ней? 
Конечно, ни серия недавних космических неудач, ни полоса трагических авиакатастроф, ни крушение казармы ВДВ  не могут  умалить оптимизма, внушённого победами на олимпиадах и военным парадом по случаю юбилея Победы, на котором воины впервые за всю историю изображали не мужество, а бравую улыбку...
Но  образу врага ещё не хватает каких-то убедительных штрихов. Нет полного доверия ни  страшным карикатурам на него,  ни восторженным похвалам.
И как-то так получается, что как раз в это время Запад оказывается причастным к возрождению классического фашизма бендеровского образца с вспарыванием животов, убиванием младенцев и сжиганием заживо. Тут уж мы прозрели окончательно…
И вспоминается фильм «Александр Невский», где крестоносцы с рогатыми вёдрами на головах бросали в кипящие котлы младенцев, держа их за ноги…
  Неужели  он и до сих пор такой, этот просвещённый Запад!?
До каких же пор мы будем ласково называть его «нашим партнёром» и почему так запоздало прозрение?
Уместно ли требовать к себе уважения от «партнёра», который гасит об твой лоб окурок?

Или, всё же, Запад не так страшен, как его малюют?
         Больше века тому назад герои сказки писателя Салтыкова-Щедрина так отразили общественную дискуссию о роли иностранцев в России:   
мальчик без штанов: «Погоди, немец, будет и на нашей улице праздник»;
мальчик в штанах…: «Никогда у вас не будет ни улицы, ни праздника!
Мы, немцы, имеем старинную культуру, у нас есть солидная наука, блестящая литература…, У вас …даже хлеба нет – а когда я от имени немцев предлагаю вам свои услуги, вы отвечаете мне: выкуси!»
- «Надоели вы нам, немцы… Взяли в полон да и держите!...Есть у вас и культура, и наука, …да вот что худо: к нам–то вы приходите совсем не с этим, а только чтобы пакостничать…
Все вас боятся, никто от вас ничего не ждёт, кроме подвоха»…
           Это ожидание подвоха, как тяжёлая хроническая болезнь, периодически обостряется, проходит, но не исчезает уже многие века.
Когда из последних сил великодушия или по наивности мы подавляли эти ожидания, то «подвох» вскоре обнаруживал себя очередными «пакостями». Но и ожидание  подвоха не спасало нас от него, а только  ложилось тяжким бременем на граждан.
Перестройка многих убедила в том, что  воинственная бдительность страны превышает разумные пределы. 
И, когда сегодня нам говорят, что «нас окружают», нет-нет да послышится искреннее удивление: «Что?! Опять???»
А в нём уже есть и  недоумение о том,  где больше подвоха: в предложениях Запада жить по их образу и подобию или в  наших воинственных требованиях уважения к себе.

На фоне кровоточащих проблем страны и открытых переломов в нашей политике  строительство нефтепроводов во все стороны света, сопровождаемое бурными праздниками со спортивным уклоном, может показаться неадекватным.   
У нас уже был опыт борьбы с бездорожьем автопробегами… Теперь по нему бьют олимпиадами и нефтепроводами.
 А если строить из соображений безопасности, для себя, то нет ни смысла, ни денег?  Чего стоит многолетняя эпопея подготовки Сочи к олимпиаде, если вскоре после неё город затоплен обыкновенным дождём и грязью?
На фоне агрессивности Америки, когда мы объявлены её самыми опасными врагами, атмосфера бурных и почти нескончаемых спортивных и прочих праздников напоминает пир во время чумы. И в каждый из них стараются подпустить грандиозности.
Нас окружают ими так же настойчиво и плотно, как военными базами НАТО.
Традиционное  «Ура» тонет в  восторженном патриотическом визге по поводу «Легенды №17»,  побед в синхронном плавании,  военных  парадов  и Нового года… Даже изгнание из Юрмалы  КВН стало поводом для очередной победы над санкциями.
 Национальную гордость явно всячески пытаются оживить всеми средствами от маек с портретом президента и флажка на дне Ледовитого океана до тортов с изображением памятника Родины-матери.
Одновремённо с организацией праздников идёт  оживление умирающей природы в лице тигров и рыб осетровых пород, сотворение таких чудес, как горнолыжные базы, цветомузыкальные фонтаны и гигантские аквариумы для морских обитателей. Правда, в это же время плодятся дома для престарелых, где качество услуг, мягко говоря, не соответствует заявленному, и закрываются школы и больницы в провинциях.
Это, наверное, совсем не то, что имел в виду  Салтыков-Щедрин, говоря о людях, признающих достойными своих усилий   «погасить солнце» и  «провертеть в земле дыру…», но тоже приятно удивляет.
А  портить праздник поисками подвохов, значит мешать «проекту  о  распространении в народе надлежащих  чувств», который практиковался  во времена Салтыкова-Щедрина…

Так, где же сегодня линия противостояния России и Запада: по государственным границам или в сердцах наших граждан?
Патриарх Кирилл утверждает, что «мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться. Только так мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию».
За нерушимость территориальных границ и президент высказался со всей определённостью.
 А вот по части внутренних, мировоззренческих границ неопределённость остаётся и охраняется конституцией:
 «Мы с вами живем в такое время, когда нет никаких властных критериев, никакой идеологии, никакой государственной политики, направленной на их формирование»  - считает патриарх Кирилл.
И всё это тоже умом не понять: разве отсутствие политики, которая формирует «те нравственные» и прочие границы, «которыми нельзя поступаться», не означает политику уничтожения этих границ?
И, в этом случае, много ли толку от десантников и ракет, которые однажды уже показали полную неспособность сохранить СССР?
И не потому, что мало было доблести, а потому что напали на нас не с той стороны, с которой ждали, хотя и окружали, как и сейчас…   
            Европу захлёстывают волны эмигрантов и беженцев, на Украине не стихает гражданская война… – а мы как у Христа за пазухой живём!
Трудно скептикам идти против рожна…
А случись, чем чёрт не шутит, на первенстве мира по футболу выйти из группы в финальную часть – и голос оппозиции утонет в радостных криках страны…