Японско-грузинская фамилия

Александр Квиток
Воспоминания

Лично я с Лениным никогда не встречался: когда он жил и побеждал, то меня ещё не было. Да и мать моя ещё бегала босоногой девчонкой по лугам и полям Черноземья.

Детство, юность и мои университеты прошли под знаменем Ленина-Сталина, и ничего плохого, и тем более, критического в адрес вождей я и мои друзья ни от кого не слышали. Так и выросли, получили специальности и пошли в жизнь без царя и Ленина в голове, но зато романтически настроенные, и даже с верой в коммунизм, как в светлое будущее всего человечества. Ну, в общем, мы всерьёз верили, что дальше жизнь будет только улучшаться, поскольку Партия и Правительство знали точно, куда они нас ведут.

Отслужив три года в армии, я вернулся в геологию и целых три года работал в большой геолого-разведочной партии на Западном Кавказе.

Преимущественно молодёжный состав трудового коллектива, высокие цели и хорошие зарплаты способствовали энтузиазму и высокой производительности труда.

Отдыхали тоже славно – и было на что веселиться. Геология тогда ценилась высоко.

В партию каждый год на практику и на работу приезжали студенты и молодые специалисты, и всем хватало работы и места под солнцем.

Я жил один в общаге, когда ко мне подселили молодого геолога – Мишу Комина, высокого, широкоплечего, голубоглазого. Он только что окончил МГРИ и приехал в партию по направлению.

Мы с ним прекрасно поладили, хотя и работали в разных отрядах, но жили-то мы в одной комнате. Спокойный, немногословный, рассудительный Миша снискал уважение в нашем молодёжном коллективе.

И было за что его уважать. Он рассказывал много разных анекдотов из жизни политических вождей и военачальников, чему мы дивились несказанно, ибо эта тема вообще считалась запретной в те годы, и если кто-то рассказывал анекдот, то с оглядкой по сторонам и шёпотом.

Анекдот про Ленина я запомнил, потому что впервые услышал смешную историю про вождя, а до этого ведь приходилось читать и перечитывать только героические страницы биографии. Хотя, если честно, то случай вполне мог быть взятым из жизни.

В те годы пошла мода на воспоминания старых большевиков и рабочих, которые встречались с Лениным, и могли хоть что-то рассказать о тех встречах. После разоблачения культа личности Сталина имя Ленина звучало на каждом углу и в каждой передовице, надо было как-то Сталина заглушить.

Пошла мода приглашать в школьные и трудовые коллективы ветеранов революции, лично встречавшихся с Лениным. Пришёл в школу старый большевик, тогда он был рабочим, когда с вождём встретился, и рассказал ученикам об этой незабываемой встрече.

    – Как сейчас помню, – начал он неторопливый свой рассказ. – Пришёл я в баню…попариться, значит…Только разделся, и тут он входит, Ильич…весь такой простой, наш, рабоче-крестьянский…рыжая бородка клинышком и ручки держит как-то близ сердца…И ласково так у меня спрашивает: «Ну что, товаг’ищ, в баньке г’ешили попаг’иться?». А я ему говорю: пошёл ты на х…Он не обиделся, улыбнулся по-доброму, и пошёл раздеваться.

    – Второй раз с товарищем Лениным мы встретились в тот же день, возле пивной, – продолжил рассказ старый большевик. – Только это я сдул пену с кружки, как он подходит, наш Ильич, весь такой простой, рабоче-крестьянский, рыжая бородка клинышком, и ручки на груди держит…Спрашивает меня ласково: «Ну что, товаг’ищ, пивком г’ешили побаловаться?». А я пива отхлебнул и говорю ему: пошёл ты на х…Он и отошёл, но не обиделся…Он же наш, рабоче-крестьянский, всё понимает…Вот, товарищи, эти две встречи с пролетарским вождём мне особенно запомнились.

Из всех анекдотов мне этот особенно запомнился, как и старому большевику. Тогда я не очень-то смеялся, меня поразила смелость Миши Комина: оказывается, на Ленина можно не только молиться – с него можно и посмеяться. Помнится мне, тогда и прилепилась к Мише кличка «Миша Комикадзе», на что он реагировал спокойно и отзывался, когда к нему обращались по новой, японско-грузинской фамилии.

Посмеялись мы однажды, когда приехавший из министерства деятель, услышав как мы зовём Мишу, обратился к нему с предложением: «Не могли бы вы, товарищ Комикадзе, выступить с докладом на эту тему?». Впрочем, шутка разрешилась после соответствующих объяснений, а тот деятель и Миша, как оказалось, жили в Москве на одной улице, почти по соседству.

Они подружились, и впоследствии деятель из министерства помог Мише перевестись в Москву, где он и остался работать.

Мишу Комина и его анекдот мне пришлось вспомнить лет пятнадцать спустя, в довольно схожих с темой анекдота обстоятельствах. Дочка рассказала, что у них была в школе встреча со старым большевиком, который лично общался с Лениным. Я попросил подробности, и дочка со смехом сообщила мне, что этот старик, оказывается, парился в бане с Лениным, и они вместе потом пили пиво.

    – А что, он так вот запросто с Ильичём пиво пил? – спрашиваю у дочки недоверчиво.

    – Ну, он так рассказал…Не будет же он врать, – ответила дочка.

Наверное. Большевикам не положено врать. И если в нашем поколении такие случаи воспринимались как анекдоты, то позже они стали былью. Нормальный ход истории.

                12.08.15