Бим-бом, пишу тебе в альбом

Борис Бем
   
  Заметки публициста на окололитературные темы


     Чем глубже  я вторгаюсь в просторы необъятного портала ПРОЗЫ, тем все больше удивляюсь, скажу вам без ложной скромности, своему ангельскому терпению. Я живу в Западной Европе уже много лет и успел обратить внимание на то, что в ее странах довольно  высока корпоративная связка   как  в медицинской среде,  так и в юридических кругах,  а также   среди налоговиков и финансистов.  И эта дружная охрана ведомственных интересов, очевидно,  имеет свою логику.  В Северной Америке как-то все по-другому. Там некоторые пациенты в результате врачебных ошибок могут выигрывать судебные процессы на многие миллионы долларов, и даже очень крепкое адвокатское братство здесь, порой, бывает бессильно. А вот в литературной среде этой самой корпоративности  нет, да  ее  и не может быть по определению,  ибо вся многочисленная писательская братия находится во внутренней конкуренции между собой. Каждый из литераторов  норовит  перетянуть одеяло на себя. Всякие Союзы писателей разных уровней продолжают расти как грибы после дождя.  И главная цель таких  Союзов  —   как бы в условиях самофинансирования выкачать из народа побольше денег. А кто ты —  писатель  или махровый графоман,  дело,  как говорится, десятое.
     И хотя портал ПРОЗЫ сегодня носит все больше социальную направленность, мне хотелось бы еще раз коснуться  прозаического и поэтического письма,  ведь этот Интернет-ресурс   официально именует себя литературным.   На эту тему я уже неоднократно выступал,  но мой робкий голос утонул в океане бурлящих страстей абсолютного графоманского большинства.
     Итак, блуждая с компьютерной мышкой по густому авторскому «лесу»,   мне  все чаще  с горечью и грустью  приходится  замечать, что авторы сайта ПРОЗЫ    не любят читать работы своих собратьев по цеху до конца. Так,  зайдя на  страницу одного прозаика, я обратил внимание на то, что у него наблюдается настоящее столпотворение читателей.  Вгляделся более внимательно и определил:  посетителей, действительно, много — аж семьдесят человек, а вот то, что авторы не читают, а лишь  листают  произведения,  оставляет не очень приятное впечатление.   За одну минуту такой читатель может «просмотреть»  до десятка авторских работ, и это дорогОго не стОит! Ведь для того,  чтобы убедиться в  слабой и блеклой работе, ее нужно хоть и бегло, но прочитать до конца, чтобы, как минимум, вникнуть в суть.  И здесь срабатывает уже годами наработанная тенденция. Авторы ПРОЗЫ любят читать преимущественно короткие работы. И чем короче  эти работы в информационном плане, тем чаще они пользуются   читательской симпатией. Скажу больше!  Даже если эта самая информация ничего литературно-художественного в себе не несет, читатели  почему-то  взахлеб ею наслаждаются,  пишут автору работы восторженные отзывы с далеким прицелом, авось этот самый автор окажется благодарным и тоже отблагодарит  коллегу по перу восторженной рецкой. 
     Приведу конкретный пример. Один из раскрученных авторов портала вбрасывает в сеть такой «шедевр»: «Война на Украине — это очень плохо!  Как я хочу, чтобы на этой земле скорее воцарился мир!» И все!   Можете себе представить,  но под этой «лабудой» я обнаружил свыше сорока отзывов.  Удивительно, но администрация портала ПРОЗЫ именует такие  «писули» рецензиями.
     На прозовском портале уже около четверти миллиона соискателей дешевой и мнимой славы,  и   тут не грех  позаниматься математикой.  Если каждый из этих авторов поместит в списки избранных хотя бы сто человек, он явно обеспечит  себе круг своих поклонников и шквал рецензий.  А если еще  прилюдно обратится  к своим коллегам с просьбой поддержать  его, горемычного,  при народном голосовании,  разумеется,  при взаимной поддержке, то и здесь срабатывает стереотип «взаимовыручки».
     Не хочу повторяться, но система   рейтинговости  авторов на портале  сегодня не отвечает своей задаче  как выявлению сильнейших.   Естественно, нельзя утверждать, что на этот мнимый олимп не попадают зрелые и авторитетные авторы.  Попадают, и даже периодически мелькают.  Но все чаще и чаще на эту самую вершину забираются махровые графоманы,  которые стараются не сдавать своих позиций.  У таких авторов  сложился свой графоманский междусобойчик и они довольно комфортно  ощущают себя в этой среде. Вот она,КОРПОРАТИВНОСТЬ,  налицо! И ничем эту бронь не пробьешь!
     Я и сам не практикую списка избранных авторов. У меня этот список просто нулевой. Не скрою, есть на ПРОЗЕ уважаемые  прозаики и публицисты, чье литературное письмо заслуживает внимания, только выделять одних из них, умаляя тем самым талант других,  непорядочно.   Ведь они могут и обидеться.  И попробуй, выуди из этого словесного омута золотую рыбку в виде достойного рассказа или повести. Устанешь это делать, ибо настоящий писательский труд — дело штучное.  Его не поставишь, как пошив пальто, на массовый поток.
     Очень жаль,   что в настоящей писательской среде  дружеской  связки не существует.  Корпоративность авторов,  их  дружное хлопанье   в ладоши и   проявление  радости в абсолютно мнимом литературном успехе кого-то из коллег по так называемому  творческому цеху — это не писательское единство.  Тут речь идет о простом межличностном общении. За шесть лет моего представительства на этом портале я не заметил таких контактов среди мастеров пера. Да есть ли они — зрелые рыцари прозы и поэзии?  На мой взгляд, с каждым днем их становится все меньше и меньше. Я не смею утверждать, что на портале еще сохранился многочисленный отряд крепких и вдумчивых литераторов, такие сомнения, действительно, имеют место, а вот в том, что они еще остались, пусть и  малым числом, пытаются противопоставить себя гигантской графоманской массе, сомневаться не приходится. Да и вправду! Выискивать вручную  кучку алмазов в дорожной канаве — дело не совсем благодарное!
     Однако  давайте, уважаемые коллеги по перу, вернемся к качеству литературного письма. Я уже не говорю о стилистике, композиции, диалогах!... Даже обычная грамотность авторов вызывает негодование и раздражение.  Неужели перед тем, как выставить ту или иную работу на обозрение, нельзя  показать ее знакомому учителю русского языка или корректору любого занюханного издательства?  Буквально весь портал пестреет орфографическими «шедеврами».  Есть такой балагур и весельчак, всеобщий портальский любимец и рейтинговый рекордсмен Василий Хасанов. Так вот он своим «тонким» юмором сумел довести великий русский язык до элементарного абсурда. Да, я великолепно понимаю,  что  такой художественный прием в разовом порядке  —  вполне нормальное литературное явление,  однако публикация из года в год  коверкающих русский язык баек —  это явная передозировка.  Я помню себя в раннем школьном возрасте. Учился я  тогда в четвертом классе. На уроке русского языка педагог спросила учеников,  знает ли кто из них,   в каком слове из трех букв можно сделать четыре ошибки?  Именно  это слово  «ещё»  в исковерканном виде «исчо» заставило меня задуматья над простотой и одновременно сложностью русского языка, имеющего так  много разных оттенков,  течений и значений.
     И пусть великий рассказчик Василий Хасанов не держит на меня зла, а попробует изменить рисунок своих баек и найти другую фишку,  если сможет. Нужно не засорять, а улучшать язык, на котором с гордостью говорят семьсот миллионов землян. И не писать в интернете  необдуманные и легковесные  предложения типа: « Бим-бом, пишу тебе в альбом и бью челом...».
     Я не могу, просто не имею морального права не коснуться «кузницы» так называемых  писательских кадров.  О  них  я вскользь уже  упомянул в начале статьи. Так вот,  эти самые Союзы писателей активно зазывают в свои ряды, суля красивые и нарядные «корочки», которыми можно козырять на каждом углу, пугая озабоченных своими житейскими проблемами, прохожих. А было бы хорошо, если бы пропуском в эти самые Союзы было добротное литературное письмо, а не финансовое состояние кандидата в писатели. Это  болевая точка сегодняшнего дня и  об этом можно долго говорить,  вот только сдвинуть проблему с места сможет  самооценка, совестливость и честность  самих претендентов-кандидатов на вступление в писательское братство.  Но с этими самыми качествами у многих авторов наблюдается явный дефицит, ибо совесть, честь и принципиальность на базаре не продаются, их не купишь со скидкой ни на одной оптовой базе, вот ведь беда какая!
     Если Интернет-ресурс все же позиционирует себя литературным, то и публикация авторской работы должна  больше соответствовать литературной,  а не вольному «партизанскому» письму.  Я ратую лишь за качество и только за него!  Ни к каким внутрипортальским «раздраям» я не призываю.  Вдумайтесь в эти строчки, прозовцы!
     И  если,  хотя бы один процент из вас внемлет моим советам, я буду безгранично  рад и счастлив.  Вспоминаю размыщления одного известного  политика советского периода: «В хорошем деле очень важен и один процент».    Правильно сказано! На все времена!


Кельн, Германия, август 2015.



P.S:   Уважаемые портальцы! Очевидно, что  далеко не все из вас  разделяют мою точку зрения.  Поэтому я  вынужден еще раз озвучить свою позицию.   Я —  не начищенный  серебряный полтинник, чтобы всем нравиться.  Просто я отстаиваю свою личную позицию. И эта проблема представляется мне в моем видении. Если у прозовцев есть на этот счет свои  нестандартные мысли,   если они готовы к развернутому диалогу на портале, я приглашаю всех заинтересованных лиц к этому разговору. Только к конструктивному разговору, а не  к уличному базару, когда при общем  гвалте  и потустороннем шуме проблему можно просто «заболтать».  Заранее благодарю за понимание. Публицист Борис БЕМ.