Две стороны одного зеркала

Геннадий Генцлер
                О дураках легче всего судить по тому,
                кого они считают умными
                А. Лигов
                http://www.stihi.ru/2014/05/06/2715

     Уважаемые читатели и одновременно телезрители. Хотя я обращаюсь к вам не с голубого экрана и даже «не на голубом глазу» завзятого лгунишки, надеюсь, что-то из написанного поможет вам прикрыть уши и приоткрыть глаза. Конечно, как говорил один из героев рязановского «Гаража», четыре – лучше, чем пять, но хуже, чем три. Поэтому хорошо бы уши совсем закрыть, а глаза широко распахнуть, но пока надеяться на это, по-моему, ещё не стоит. Особенно когда мы пронизаны графитовыми замедлителями из любезных наших же сограждан, умеющих только «хватать и не пущать» или мужественно давить. Причём, неважно что: чьё-то мнение, продукты питания, свободу слова или правосудие.
     О чём – бишь – я? Ах, да. О нас с вами, смотрящими в одно зеркало, но с разной стороны.
     С одной стороны мы видим вопиющую недальновидность наших власть предержащих, додумавшихся, но не умеющих предвидеть. Додумались же они заказать недешёвую военную технику не в самой для нас дружественной стране: а именно вертолётоносцы типа «Мистраль» в стране типа Франция. Ну, заказали. И малость приобалдели от такой покупки. Прямо «приколись, пацаны, как я могу»! А чего не мочь за народные деньги, за которые к тому же и спросить некому. Ибо народ как безмолвствовал во времена великого поэта, так безмолвствует до сих пор. А как, спрашивается, не безмолвствовать, коли рот от вида бестолковщины потерял дар речи. Заметим, потерял попутно с чувством собственного достоинства. Какое уж достоинство с открытым ртом! Одно удивление.
     И нет чтобы нашим «благоприобретателям» хоть дух перевести. Куда там! Поторопились на манер хлопотливого Чичикова и землицы прикупить в «Херсонской губернии». А Боливар, как давно известно, двоих выдержать не может. Вот и обломились типы с французскими именами.
     Понятное дело, обидно, когда на рынке из-под носа уводят пару калош. А уж на нашем базаре, где все только и зубоскалят, обидно вдвойне. Но, к счастью, «мы все учились понемногу». Правда, «чему-нибудь и как-нибудь». И славно, что в эти «нибудь», как в сети, попался один хитрющий мужичок с импортной, как и «Мистраль», Хфамилией – Эзоп! Так вот он научил наших негоциантов фразе, которая, прямо как пифагоровы штаны, на все случаи жизни: «А нам и не надо было». Дескать ходили в лаптях по своей грязи, так и не надо нам ваших калош. Зачем, правда, торговались, время и деньги тратили – тому Эзоп не обучил. Сам не знал или скрыл от наших – поди знай? Но тут мы и сами оказались «пскопские». От мистралЕВ тех отбрехались, на продавцов перешли. И морды-то у них кривые, нос от уха не отличается, зубы через один растут, а ума ни в одном глазу. И вообще, кто их на наш базар пустил, коли торговать не умеют? И ладно бы, если бы вертолётоносцами в запале ограничились. Так нет же, понесла Русь тройка во всю ивановскую. Ткнули французов их же французскими самолётами прямо в их же французские хари! Дескать любуйтесь все, как французов обули с заказом на самолёты! А чтобы эти лягушатники и шерамыжники (кто не помнит, кличка наполеоновских «победителей» ещё с войны 1812 года от французского Cher Ami – милый друг на русский манер). И вообще ещё с тех времён ясно: как русские на Прут, так французы на Серут!
     Но не может наш русский Иван нормально из ража выйти. Войти – без сучка, без задоринки. А вот выйти…
     Ткнули мы, понимаешь, французижек их же самолётами. И налюбоваться не можем во всех наших телевизорах. И так посмотрим, и эдак. Трясём заплатанными портками перед ихними Samsungami  и прочими Sharpami, нарадоваться не можем. Ан, нет. Можно себе ещё радости прибавить. Точнее, можно-не можно, а прибавим. Пусть эти капиталистические выродки и предатели интересов нашего рабочего класса на свои побитые нами ихними самолётами морды полюбуются. Сказано – в раже да запальчивости нами тут же и сделано! Эх, Расея! Навалилась ватага, да зеркало и повернула – пусть любуются. А мы, значит, ИШО посмеёмся. Да забыли, что у зеркала две стороны. И в обе смотреться можно. Зеркало это вам не медали, оно отражает и показывает, у кого рожа крива.
     Глянули проклятые торговцы – и ну хохотать! Батюшки светы, опять мы опростоволосились! Поскольку весь мир увидел в зеркале нас. А и правда, есть на что посмотреть. Кстати, сей сюжет убедительно доказал, что власть надо держать в своих руках десятилетиями. Пришли на тебя жаловаться, а ты всё ещё сидишь там же, где и напортачить умудрился. Пришли вдругорядь – картина та же. И у ходоков ничего не меняется. Только, правда, надежда, как вода сквозь пальцы…
     Впрочем, я отвлёкся. А в зеркале уже показывают, как мы Алжиру бэушные истребители впарили. С возвратом. Впрочем смотрите сами.
«Азиатский закат
     Поставки микояновских истребителей должны были проходить с марта 2007 года по февраль 2008-го. При этом впервые в своей практике корпорация «МиГ» использовала схему trade in: предполагалось, что по мере пополнения парка алжирских ВВС новыми МиГ-29СМТ старые машины этой марки, закупленные Алжиром в начале 90-х в Белоруссии, поступят в распоряжение «МиГа». По условиям контракта все старые самолеты должны быть на крыле. Но с мая 2007 года Алжир приёмку новых машин прекратил, потребовав отзыва первых 15 «МиГов». А в августе Абдельазиз Бутефлика направил соответствующее письмо Владимиру Путину, в котором указал, что российская сторона не исполняет все условия заключённых соглашений. К этому времени корпорация «МиГ» уже успела получить авансовые платежи на сумму 250 млн. долларов. А с октября 2007 года Алжир прекратил выплаты по всем остальным контрактам, жёстко увязав это с возвратом «МиГов».
     По версии алжирской стороны при строительстве этих самолетов РСК «МиГ» использовала части планеров и фюзеляжи из задела, образовавшегося на предприятии еще в 90-е годы, хотя по условиям контракта наша компания обязана комплектовать все истребители новыми деталями из текущего производства. Тем не менее есть все основания полагать, что алжирские военные прекрасно знали о всех нюансах производственных процессов в РСК «МиГ», но долгое время просто закрывали на это глаза. Например, когда подписывали три акта сдачи-приёмки приобретённой техники. Более того, поставленные самолеты ВВС Алжира уже успели ввести в эксплуатацию. И это легко объяснимо, как и внешне спокойное отношение к сложившейся ситуации сотрудников «МиГа» и «Рособоронэкспорта». Дело в том, что большинство самолётов, переданных алжирскими ВВС «МиГу», тоже не в полной мере соответствовали условиям контракта, в частности, как минимум треть из них не могла подняться в воздух. Но наши авиастроители и торговцы вооружением внимания на это тоже не обращали. Судя по всему, здесь существовали какие-то неформальные договорённости, которые, если верить алжирской стороне, были нарушены именно российскими оружейниками. Так, в беседе с российскими журналистами председатель парламента Алжира Абдельазиз Зиари, комментируя ситуацию с «МиГами», заявил буквально следующее: «В любом случае с алжирской стороны нет отступления от договорённостей. Это не в наших правилах, мы выполняем все принятые решения». Косвенно это подтверждает и тот факт, что к началу февраля нынешнего года общая сумма полученных от алжирцев платежей по военным контрактам, зафиксированная на специальном счёте в Минфине России, увеличилась до 1,83 млрд. долларов. Впрочем, как бы там ни было, Алжир стал уже третьей страной наряду с Индией и Китаем, у которых возникли серьёзные сложности с «Рособоронэкспортом» по уже подписанным контрактам. Напомним, наш госпосредник в начале нынешнего года сорвал сроки исполнения контракта по поставке Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». На модернизацию крейсера «Рособоронэкспорт» несколько лет назад выделил примерно 750 млн. долларов, но сейчас все эти средства уже израсходованы. Оговоренные контрактом и реально необходимые объёмы закупок некоторых материалов для этого авианосца отличаются в разы. Так, изначально для модернизации крейсера планировалось закупить 700 км кабелей, но сейчас стало ясно, что их необходимо как минимум 2,5 тыс. км. В целом же необходимый объём работ был занижен на 70 %. Изменить эту ситуацию «Рособоронэкспорт» пытается, получив с индийских военных ещё около 1 млрд. долларов. Но даже если это произойдёт, крейсер сможет впервые выйти в море на испытания не ранее 2011 года, что индийцев в корне не устраивает. Поэтому сейчас рассматривается возможность его продажи российскому ВМФ. Похожая ситуация сложилась и с китайским контрактом на поставку 38 транспортных Ил-76МД и самолётов-заправщиков Ил-78 для дальней авиации. Стоимость этой сделки составляла, по оценкам экспертов, от 500 млн. долларов (если бы контракт полностью выполнял Узбекистан) до 1,5 млрд. долларов. «Рособоронэкспорт» в качестве головного исполнителя этого контракта выбрал Ташкентское производственное объединение имени Чкалова (ТАПО), но оказалось, что там есть задел всего для 16 машин и почти нет квалифицированных кадров. В результате контракт оказался под угрозой срыва. И только после включения ТАПО в состав Объединенной авиастроительной корпорации работы по контракту удалось сдвинуть с мёртвой точки. Тем не менее, срок исполнения контракта уже нарушен. Это означает, что китайцы фактически в любой момент могут сделку разорвать и потребовать заплатить неустойку. Если «Рособоронэкспорт» не сделает из этого выводов, то бодрые рапорты начальников нашего госпосредника об очередных рекордах по экспорту вооружений навсегда останутся в прошлом. Алексей Хазбиев, 25 февраля 2008 года».
     Теперь мы чернее тучи. Так ведь думать, Ваня, надо не послЯ, а до. Да вот какой бы Эзоп этому обучил. И лучше бы за свои же деньги. А то наши давно уже ветер носит.
     И кто только эти зеркала придумал! Или мартышке пора обзаводиться очками? Хотя можно запретить телевизоры. Ведь для нас главное врать, а не то, слышат нашу ложь или нет, видят или уже перестали. Главное – врать. Ну и, конечно, побольше хамить. У нас ведь этого добра на всю вселенную!

Г. Л. ГЕНЦЛЕР
член Союза журналистов РФ

Ночь на 14 августа 2015 года