Любовью не обделена. О Курбатской С. С

Галина Гостева
          
       В пятницу 7 августа 2015 года вечером мы со старшим внуком Александром  сели на рейсовый автобус, чтобы через 15 часов езды оказаться в Кызыле, городе в самом центре Азии, где я прожила 40 лет,где провел свое детство и внук Саша.

      Мой девятнадцатилетний внук уже отслужил в армии и чувствует себя ответственным за меня в этой поездке. Он высок, физически натренирован, красив, энергичен.

      Я тоже стараюсь выглядеть бодрой, подтянутой, красивой. Но возраст не скрыть даже новой короткой прической окрашенных волос, легким макияжем и модным брючным костюмом. В ушах шумит. Слегка кружится голова.

      Мы немного взволнованы и нетерпеливы. Нам все время кажется, что автобус ползет, как черепаха; что пассажиры на остановках едят слишком медленно, словно находятся в ресторане; что дорожные пробки из-за ремонтных работ возникают чересчур часто.

      Около двух часов ночи, проехав 400 километров, мы оказались, наконец, в Абакане. На остановке в автобус вошла маленькая, худенькая женщина – азиатка  лет шестидесяти, в модном вязаном  кардигане темно- зеленого цвета и в огромной белой  полотняной шляпе, красиво оттенявшей ее смуглое, цвета темного шоколада , выразительное лицо почти без морщин.

      Обрадовавшись, я поднялась ей навстречу, думая, что это моя знакомая по Кызылу доктор географических наук, директор Убсу-Нурского международного центра биосферных исследований , Светлана Курбатская, с которой нас связывало несколько лет теплых деловых отношений. Увы. Зрение меня подвело. Это была не Светлана.

       Внук Саша ласково погладил меня по руке: « Бабуля! Не волнуйся ты так! Тебе же нельзя волноваться. Встретишься ты непременно со своей знакомой в Кызыле. Мы ее обязательно навестим, если ты пожелаешь этого».

       Я  улыбнулась ему в ответ: « Представляешь,Саша! Мы познакомились в 1995 году, когда ей было за шестьдесят.Это  - удивительная женщина. Проста, верна и надежна, как сама Земля. Не любит шума и суеты. Больше дает, чем берет. Очень  вынослива, как все тувинки.

      С годами ее притягательная красота и обаяние не уменьшились, а значительно возросли. Блестящий ум. Невероятное терпение и упорство. Великолепная память.  Такие, как она, живут на земле, крепко прижимая подошвы ног к своей стихии».

      « Наверное, она родилась в семье ученых и пошла по стопам своих родителей?» -  спросил у  меня внук, чтобы поддержать разговор.

      Я отрицательно помотала головой: « Нет, Саша! Нет! Светлана - из Эрзина, из рода кыргысов. Родилась в маленьком сумоне Морен в многодетной аратской семье. Ее бескорыстие - от матери, Сотнам Зои Дугеровны. Ее  энтузиазм и упорство – от отца, Даргат Суруна  Дадаевича, первого председателя колхоза в Морене» .

      « Конечно же, он был коммунистом», - попытался угадать внук.
      Я грустно улыбнулась ему в ответ: « Нет! Ты ошибся. Всю свою жизнь, по словам Светланы, он мечтал стать коммунистом, но так и не смог преодолеть препятствия. На все Воля Божья. Ведь, он был приемным сыном дяди, имевшего  церковный сан».

       « Расскажи мне о ней  побольше. Какой она была в детстве? Кем мечтала стать?»  - поинтересовался  вдруг внук.

     « В детстве она мечтала стать геологом, также, как и я. Света прямо-таки заболела любовью к камням и минералам. Поскольку она была очень маленькой, худенькой и слабенькой, то решила физически готовить себя к профессии геолога. Увлеклась лыжами настолько, что стала чемпионкой Тувы по лыжам. Занималась и легкой атлетикой – метала диск. Ее даже путевкой в Артек наградили.

      Школу закончила с серебряной медалью и поступила на биолого-почвенный факультет Московского Университета, хотя это было совсем не просто. С самого детства она говорила на монгольском языке, затем освоила тувинский, а в школе, благодаря учителям, приехавшим из России, увлеклась русским языком: Маяковского и Некрасова знала наизусть;играла в школьных спектаклях; стихи читала на концертах; любила и сама сочинять экспромтом».

     « Не понимаю я ее. Так мечтала стать геологом, а поступила на биолога», - недовольно заметил мне внук.

     "Все очень просто. На геологов брали в основном парней. Для нее места не нашлось».
 
     « А поэтический дар от кого ей передался? Она что-нибудь рассказывала тебе об этом?» - стал дотошно выспрашивать у меня Саша, словно собирался писать статью о Светлане.

      « Света очень тепло отзывалась о Валентине Андреевне Козловой, преподавателе русского языка и литературы, приехавшей в Туву из Мичуринска. Света ей однажды даже подарок приготовила - для русской куклы сшила национальный тувинский наряд: тон(пальто), идики (обувь) и борт( шапку).

      А еще она часто упоминала Николая Фасовича Княжева, руководителя литературного кружка. Но, я убеждена, что свой дар она получила от бабушки по материнской линии».

     « И почему ты так уверена в этом?» - удивился мой внук, « Фома неверующий».

     « Да, по Светиным рассказам, бабушка у нее была еще та,выдумщица. За словом в карман не лезла. Старенькая. Малюсенькая. Седые колечки волос весело вьются над головой. Она часто по вечерам навеселе пригоняла овец с пастбища.

     Светина мама все удивлялась,откуда бабушка араку (хмельной напиток из перекисшего молока) достает. А бабушка молчит упрямо, не признается.

      А внучке как-то раз « тайну» свою раскрыла: « Так красиво в горах, внученька! У каждой горы своя хозяйка имеется. Приду к горе к белому камню, низко поклонюсь и разговор заведу: « Здравствуй, хозяюшка!  Хороши ли твои дела?  Как здоровье твое драгоценное?»

     Хозяйка горы и выйдет ко мне. Вся нарядная такая, красавица на загляденье! И в золотой пиале мне араку подает. Как отказаться?! Как не уважить хозяйку?!  Обидеть можно!»

     После этого рассказа внучка долго мечтала, чтобы и к ней хозяйка горы вышла  и в золотой пиале араку подала.

     Вообще у внучки с бабушкой были особые отношения. Света себя хорошо помнит уже с трех лет. Она как-то мне рассказала,что придет к бабушке в детстве в гости, сядет на почетное место в юрте и ждет, чтобы та по отношению к ней весь ритуал исполнила: подала бы табак, чай и беседу вела бы, как положено.

      А бабушка Свету будто и не замечает. Света ей говорит: « Бабушка! Я же гость!» Только тогда ей бабушка со смехом ответит: « Прости меня, старую, забыла совсем».

      « Благодаря своей работе твоя знакомая, наверное,  весь мир объездила?» - вдруг заинтересовался мой внук, мечтающий о путешествиях и поездках в другие страны.

      « Не без этого. Бог даровал ей такую возможность. Украина. Крым. Донбасс. Аскания-Нова. Северный Казахстан. Кольский полуостров. Монголия. Польша. Китай… Родную Туву изучила вдоль и поперек.

       Смеется над собой, вспоминая, что когда впервые приехала в Россию, то после тувинских гор и степей ее очень угнетал лес. Клен. Дуб.  Липа.  Разницы никакой не видела. Не понимала, как их различать. Только через два года впервые открыла для себя удивительную красоту Руси.

       Особенно ей  неуютно было в Польше. Лес и болотины там сырые. Ей так не хватало тувинского степного простора, гор и жаркого солнца».

       « Счастливая женщина! Все любят ее, помогают. Такая интересная работа! Столько всего видела! Столько стран посетила! И живет, наверное, в роскоши и богатстве?» - подвел итог нашей беседе Саша.

       « Богатство у нее огромное, ты прав. Вся Божественая красота природы  открыта ей. Однажды она с горечью призналась мне: « Вы знаете, я до сих пор не могу привыкнуть, что люди в реках, озерах могут и белье полоскать, и себя вымыть, и мусор сбросить. У тувинцев с молоком матери впитывалось священное отношение к природе в целом, а к воде особенно.

      Голову нельзя было вымыть в речке. Надо было набрать воды, отойти подальше  и только тогда мыть волосы. Не говоря уже о стирке…

      Любовью она тоже не обделена.Любимая земля-матушка.Любимая работа. Любящая семья.Ее муж, Курбатский Георгий Николаевич, ученый-филолог,фольклорист-этнограф,
преподаватель-исследователь Университета, убежден, что" Русская литература не
нуждается в том, чтобы ее изучали из-под палки. Она глубока и полна сокровенного смысла. Культуры даже очень далеких народов, восточнославянского и тюркского,
стали удивительно близки, взаимопроникнув друг в друга".
      
       Старшая дочь Елена - товаровед. Младшая Светлана окончила аспирантуру по специальности " Физическая география".

       Что  касается золота и другой роскоши? Я не видела на ней никаких украшений.Ее дед был прекрасным кузнецом. У него было много серебряных украшений. Ее мама страстно любила делать подарки своим сестрам, многочисленным дальним и близким родственникам.

       Однажды она отдала все украшения какой-то начальнице из Кызыла, якобы на выставку, не взяв никакой расписки. Все исчезло. Свете особенно жалко было  четырехугольную квадратную подушку, украшенную 16 камнями: сапфирами, изумрудами, рубинами.

       Зимой в юрте было очень холодно. Через отверстие вверху в юрту заглядывал луч солнца, и  драгоценные камни так красиво сверкали, переливались лучиками, словно маленькие солнышки. В юрте становилось светлее, и на душе теплело.

       Бог судья этой начальнице. Свете жалко было не драгоценных камней, она
очень сожалела о том, что не осталось памятной вещички от матери и дедушки».

       Утомившись от разговоров, мой внук сладко уснул на моем плече. В салоне посветлело. За окнами автобуса начался новый день. Через несколько часов мы приедем в Кызыл.

      Мысленно я благодарю Бога за то, что он подарил мне многолетнее общение с этой замечательной женщиной. Да! Цвет кожи у нас другой. Разрез глаз  не похож.  Судьбы у нас разные. Но души наши любят и чувствуют одинаково.

      Помню, как я при первых наших встречах как-то спросила у нее: « В последние годы особенно чувствуется, как обострилась борьба между добром и злом. Рушатся моральные устои, низвергаются авторитеты, пересматриваются ценности жизни. Как Вы думаете, что одержит верх в этой борьбе за душу человека?»

      Светлана одарила меня своей светлой улыбкой и тихо произнесла: « В каждом
из нас есть частица Бога. Поэтому, несмотря ни на что, я верю в доброе начало человека. В  каждом человеке, даже самом падшем, в самом потаенном уголке его души сохранилась вера в Творца Всего Сущего на земле. Эта вера поможет ему не опуститься до уровня скота, до уровня дикого зверя.

       Любовь, доброта, терпимость к иному мировоззрению, иной национальности, иной религии, единение с природой поможет нам всем укрепить свой дух и преодолеть все трудности.

       Несмотря ни на что, жизнь  продолжается, как бы трагически мы все не воспринимали. Новое всегда лучше старого».

       Господи! Укрепи веру в душе моего внука. Помоги ему преодолеть все трудности взрослой жизни, оставаясь в любой ситуации человеком.

       Автобус неторопливо катил к Кызылу. Солнце еще не взошло. Тайга по обочинам дороги крепко спала, плотно укутавшись в туман, словно в серо-молочное покрывало.

       Но я знала, поскольку не раз наблюдала восход солнца в горах, как только первые лучи солнца засияют над пиками вершин, туман тут же, стремительно тая,  поползет  вверх  к небу.

       И проснется тайга. И расцветет всеми оттенками зеленого цвета. И вдоль дороги проявятся, словно на цветной фотографии, невидимые пока в сумраке, многочисленные  разноцветные полевые цветы: белые ромашки,  розовато-фиолетовые соцветия кипрея, желтая пижма, куриная слепота, панцерия шерстистая, красные пуговицы кровохлебки…

      Глядя на это удивительно-сказочное великолепие матушки-земли, замрет душа  в восхищении и возблагодарит в восторге Господа Бога нашего за эту Божественную Красоту, дарующую нам радость и желание жить,несмотря на все испытания, посылаемые нам, для приобретения опыта и постижения мудрости. Улыбка невольно возникнет на лице, и все печали и огорчения,словно лед, растают под этим мощным торжеством жизни.