Праздники

Ади Гамольский

Честно говоря,  отношение моё к всевозможным праздникам   довольно неоднозначное. В моём понимании  праздник – это, прежде всего, веселье. Такое веселье, чтобы..., чтобы через край лилось!Что поделать, очевидно просто такое уж свойство характера.

      Пожалуй, до сих пор изо всех праздников с удовольствием отмечаю Новый год – тёплый, семейный праздник, да святой день - День Победы. Естественно - дни рождения близких и друзей. Всегда, даже в условиях постоянного советского дефицита, старался подобрать такой подарок, чтобы он был им по душе. Если удавалось, то сочинял какое-либо стихотворное послание – «датский поэт». Разумеется, готовил что-нибудь особо вкусное к праздничному столу.

        В то же время празднования, отмечаемые в прежней жизни,  революционные и профессиональные – на дух не переносил. Все они происходили по одной и той же унылой схеме – накнуне, так сказать, «торжественное собрание», с раздачей почётных грамот и объявлением благодарностей, концерт художественной самодеятельности, а на следующий день - 1 мая и 7 ноября – демонстрация. Если не удавалось под каким либо предлогом отмазаться, то уж получал полной мерой.

Обычно накануне демонстрации парторг и дирекция собирали так называемый актив, где объявляли, кто какую должен нести «наглядную агитацию». Например: «Гамольский! Ваша лаборатория несёт три знамени республик, один транспарант и два члена!» Последнее означало, что нам доверялось нести два портрета членов Политбюро. Моей задачей было ни свет, ни заря прибыть в пункт сбора, т.к. существовала идиотская практика – где-то за 3 - 4 часа до начала демонстрации перекрывать движение по улицам.

Затем - получить эту проклятую наглядную агитацию, потом,  по мере появления сотрудников, всучить, чтобы они несли её мимо трибун.  Сотрудники, в свою очередь, изо всех сил старались  под разными предлогами отмазаться от этой «почетной обязанности». А после демонстрации – нужно было собрать то, что они смогли донести и не растерять.

 Само собой понятно, что вскоре после этого, с позволения сказать, празднования, в том же составе происходил «разбор полётов», мы выслушивали порицания и тому подобное.  Впрочем, что это я рассказываю – можно подумать, что вы не жили в той же стране! Сейчас, вспоминая всю эту дичь из другого времени, из другой страны  просто диву даёшься!

     Правда, была некоторая отдушина -  у нас «всегда с собой было»! И начиналась совместная дегустация – у кого что, у кого из чего и т.п. После такого «принятия на грудь» жизнь окрашивалась в совершенно иные оттенки спектра. Но, надо отдать должное, меру всегда знали. И всё- таки  каждый раз в праздничных колоннах и на праздничных улицах приходилось лицезреть такое, что просто диву давались!

 Держу пари, ни один киношник не смог бы срежесировать и поставить подобные сцены. Милиция еле успевала оттаскивать и отгружать перебравших норму в соответствующие заведения. А торжественное шествие трудящихся традиционно замыкала колонна мусоровозов и работы у них было – хоть отбавляй!

     Но грело душу традиционное застолье после демонстрации. И начинался уже наш праздник, именно наш. Собирались, как правило, у кого-либо из друзей за любовно накрытым столом. произносились тосты, звучали песни и шел трёп на любую тему!

     А, если повезло, то вместо демонстрации,  уезжали в лес и вот там-то и было настоящее веселье! В те давние времена существовала традиция устраивать в дни революционных праздников всевозможные туристские слёты – районные, городские, областные, республиканские и т.п. Это были дни и ночи  ничем не сдерживаемого веселья. Мы переходили от костра к костру, слушали песни, встречались с друзьями.

 Днём  устраивались соревнования по спортивной технике, спортивному ориентированию, а вечером – общий концерт или конкурс самодеятельной песни. Естественно, веселье не прекращалось даже ночью. Воистину, праздник   души!

    Отмечали, как ни странно,  мы и религиозные праздники. Если наши друзья, такие же неверующие, как и мы, приглашали нас в гости по поводу христианского праздника Пасхи, или иудейского Пурима, или мусульманского Курбан- Байрама или буддийского  (не упомню названия) ни в коем случае не отказывались. Главное, чтобы компания была!

   В Израиле оказалось всё совсем не так. Прежде всего, здесь праздники подразделяются на религиозные – обозначенные в Торе, исторические и, можно сказать, - светские.

      ...Чтобы хотя бы в какой-то мере понять суть еврейских праздников, нужно, дорогие мои, получить, я бы сказал, специфическое еврейское воспитание. Иметь хотя бы общие понятия  об иудаизме и основах сионизма – по аналогии с «Основами марксизма-ленинизма». Для этого недостаточно только иметь запись о своей национальной принадлежности в паспорте, нужно знать, хотя бы в общих чертах, что есть такая книга – «Тора», регламентирующая параметры еврейской жизни.

 Надо быть знакомым с тем, что там написано и какое всё это имеет отношение к тебе. Увы, для меня всё это было в диковину. Значительно позже я узнал, что оказывается в моём городе были места компактного проживания евреев, где в условиях строжайшей конспирации, соблюдали традиции и даже веру, что уже само по себе, было просто опасно.  Об этом никто особенно не афишировал, подсказать мне было некому, а поинтересоваться самому даже не приходило в голову.

 ( В моём городе с более, чем миллионным населением, не существовало ни православного храма, ни мусульманской мечети, не говоря уже об иудейской синагоге.)  Именно поэтому прибыл я в «Страну обетованную» совершеннейшим профаном в вопросах обычаев, традиций и религии.   

     Израильский праздник – это, прежде всего, фундаментальное застолье, ибо  здесь культ еды. После очередного праздника, средства массовой информации публикуют сколько тонн и чего было поглощено в дни празднования, сколько было выставлено мангалов, заодно сколько тонн мусора было вброшено в природу и сколько возгораний удалось погасить.

      Каждый, уважающий себя израильтянин, для нормального празднования обязан иметь в своём хозяйстве минимум один мангал. В праздники все обладатели автомобилей вывозят свои семьи и своих друзей на природу. В жиденьких лесочках, на расстоянии, не допускающем физического соприкосновения, водружаются мангалы. На них священнодействуют главы семейств, а остальные – подают сырьё и переносят готовую продукцию на накрытый стол. Вот теперь-то собственно и начинается праздник!

Но, что особенно хотелось бы отметить, места такого массового отдыха, как правило, оборудованы бетонными мангалами, деревянными или бетонными столами и скамейками, а также баками для мусора, питьевой водой и... туалетами с водой, дезодорацией и туалетной бумагой в достаточном количестве.

     И всё-таки, главное условие любого праздника  - веселье. Веселье ото всей души! Правда, иногда эта самая душа выходит за некоторые пределы, но что поделать – таков уж менталитет израильтян! 
    Я не ставлю себе целью рассказать обо всех праздниках Израиля, просто несколько  интересных штришков. Итак.

        Мы прибыли в Израиль в январе месяце, в самый разгар еврейских праздников. Точнее говоря, в разгар зимне-весенних праздников. Потому, что существует ещё разгар  осенних праздников. И только летом этот разгар берёт некоторый тайм-аут. 



   Первый же праздник – «Пурим» меня просто ошарашил! Я могу понять, что праздник это веселье, радость, но чтобы так! У нас рядом с матнасом*, где был ульпан** находилась обычная школа. Что там творилось, невозможно описать!   Есть такое выражение – «стоять на ушах» - наверное это наиболее подходило к этому случаю. Толпа детворы, одетой в самые разнообразные карнавальные костюмы, орала так, что наверняка они не слышали один другого.

Какая-то пальба, взрывы, визг и крики. Ранее мы ничего подобного не видели. И описать всё это буйство просто невозможно! Потом в матнасе учителя, в меру своего желания, попытались нам объяснить, что к чему. Во-первых  - это обычные израильские дети, а они, в отличие от прочих детей, мало управляемые – таков уж менталитет. Во-вторых, всё это буйство посвящено событиям, которые произошли более 2000 лет тому назад в Персии.

 Придворные царя Артаксеркса организовали заговор, чтобы погубить евреев. Но заговор открылся, благодаря еврейской девушке по имени Эстер. Царь отдал приказ, разрешивший евреям сопротивляться. (Ибо они без того приказа не смели сопротивляться. Такие были времена.) Заговорщики и примкнувшие к ним были казнены. Это ультракороткий пересказ событий. Особенно вдаваться в подробности этих событий  учителя не стремились, наивно предположив, что мы сами должны всё это знать.

      Аналогично происходило и с остальными праздниками. Кстати, так же аналогично происходило и с изучением языка – учителя, по простоте душевной, предполагали, что мы всё знаем, а их задача - помочь нам слегка освежить в памяти наши знания. К тому же и не стоит напрягаться. Святая простота!

     Следующий праздник был Песах, посвящённый освобождению наших далёких предков из египетского рабства, - праздник свободы. Он поразил меня, прежде всего, тем, что по всему городу были организованы костры, на которых стояли баки с кипящей водой. В этих баках происходило кашерование посуды методом окунания. На других же кострах сжигали... хлеб! Для меня, испытавшего в годы военного лихолетия, что такое корочка хлеба и воспитанного на благоговейном к нему отношении, видеть такое варварство было сверх сил. Шок!

      Согласно иудейским религиозным канонам, всю неделю «Песаха» всё население страны,- я подчёркиваю,- всё! - вне зависимости от вероисповедания, национальности и т.п. обязано употреблять в пищу только мацу и ничего т.наз.  «квасного» (хамец). К «квасному» относятся продукты из злаковых - хлеб, макроные и кондитерские изделия и ещё много чего.

 Под угрозой крупного штрафа запрещена продажа «квасного», всё «квасное», находящееся в домах, магазинах, на складах и т.д. должно быть уничтожено или продано нееврею. Оформляется  фиктивная продажа всего государственного «хамеца» израильскому арабу, чтобы через неделю выкупить его обратно. (Оригинально!)


      Я читал в «Торе» описания жертвоприношений со сжиганием жертвенных животных, но хлеб никогда не сжигали! Праздник Свободы, конечно, это хорошо, но хлеб-то зачем сжигать? Я понимаю, что «хамец» в виде крошек, огрызков и т.п.  должен быть уничтожен, но, чтобы хлеб - булками, макароны - пачками – это вне моего понимания.  Может быть просто накануне праздника ограничить в разумных пределах покупку «хамеца». Или до этого тяжело додуматься? Нет, ребята, здесь вы не правы! А впрочем, чего я лезу в чужие дела, в чужие души? Они так поступают уже годами, веками. _______________


  Может быть, раньше было не так? Вот только не могу поверить, чтобы в нищих еврейских местечках кто-нибудь сжигал целые булки хлеба. Впрочем...

       У меня же с мацой связана интересная история. Это случилось вскоре после окончания Отечественной войны. Отец уже вернулся с фронта, а я учился где-то в 4-м  классе. Однажды один из учеников принёс в школу кусочек мацы. Он  раздал мальчикам-евреям  по крохотному кусочку, размером с почтовую марку. Я во время урока начал рассматривать её, пока на это не обратил внимания учитель и вытащил меня к директору. Тот, естественно, начал выспрашивать – откуда это у меня? Кто дал? На всякий случай я молчал – у пацанов того времени не было принято выдавать своих.

 Меня выгнали из школы, приказав без родителей не приходить. Тоже мне наказание! Целыми днями я гулял по городу, радуясь внезапно свалившимся на меня каникулами. Но вскоре отец обратил внимание, что я как-то перестал торопиться в школу. Пришлось во всём покаяться. На следующий день мы вместе пошли к директору. Помню, что папа был в гимнастёрке со всеми военными наградами.  О чём он разговаривал за закрытыми дверями с директором даже и не знаю. По окончании разговора директор самолично отвёл меня в класс. На этом инцидент был исчерпан.

     Удивительно трогательные памятные даты «День Катастрофы и героизма». 27 нисана – День Катастрофы и Героизма европейского еврейства- Йом ха-шоа ве-ха-гвура – установлен в память самого страшного бедствия, когда-либо постигшего еврейский народ, в память уничтоженных 6 миллионов, единственным преступлением которых было то, что они все были евреи.

 В их числе более миллиона детей. В. этот день в 10 час. утра по всей стране звучит траурная сирена, на 2 минуты прекращается движение, останавливается работа – вся страна скорбит. А, если  кто-то продолжает идти или ехать, не обращая  внимание на сирену – это, как правило, ультраортодоксы. У них иное понимание событий. Ничего не поделаешь, Израиль – демократическое и еврейское государство и каждый имеет право на персональное мнение!

        4 ияра – День памяти павших воинов Израиля – Йом ха-зикарон. Вечером 3 ияра после захода солнца звучит траурная сирена, у Стены плача происходит траурная церемония, а весь следующий день по телевизору читают ИМЕНА   В С Е Х погибших и, если есть, показывают их фотографии. В 10 час. утра по всей стране звучит сирена. Останавливаются машины, все замирают на 2 минуты в знак уважения к погибшим, за исключением, естественно, ультраортодоксальных евреев. По телевизору демонстрируют торжественные церемонии т.п.

 А вечером уже начинаются торжества, посвященные Дню Независимости. Это – День рождения государства Израиль. Автомобильное движение на многих улицах перекрывается – народ празднует день рождения!

        В Израиле существует такая «милая» забава – почему-то именно в «День независимости» неожиданно появляются в продаже баллончики с пеной (кстати, обычно к продаже запрещенные). И вот подростки и даже взрослые развлекаются тем, что с радостной ржачкой         ( праздник же!) поливают пеной каждого встречного и поперечного, не особенно обращая внимание на то, куда эта пена попадёт. В глаза, так в глаза, в лицо, так в лицо – главное, что весело!  Праздник! Весело, прежде всего тому, у кого в руках баллончик с пеной.

 Этой пеной залито буквально всё – автомобили, витрины, банкоматы, окна первых этажей. Всё! Полиция делает вид, что ничего особенного не происходит. А на следующий день хозяева объектов этого необузданного веселья, «радостно» очищаются от последствий празднования, а глазные врачи принимают резко возросшее количество пациентов. Менталитет!
( После того, как дважды мне попали пеной в лицо и один раз пришлось обратиться к глазному врачу, я теперь вечером в «День независимости» сижу дома. Так спокойнее).

     Неприятно  поразил тот факт, что в Израиле не отмечается День Победы. Вернее, последние несколько лет, под напором репатриантов из бывшего СССР, начали отмечать, но каждый раз делается это с такой неохотой, с такими сложностями. Впервые я с этим столкнулся ещё во время учёбы в ульпане. Накануне  9 мая я заявил в группе, что завтра на занятия не приду т.к. буду смотреть телевизионную трансляцию парада с Красной площади.

 Естественно, мой почин подхватила почти вся группа. Преподавателя предупредили, что нас не будет, и объяснили по какой причине. На следующий день утром в аудиторию ворвался директор «ульпана». Орал, как ненормальный, естественно на иврите, и в заключение заявил, что мы находимся в государстве Израиль и обязаны отмечать праздники именно этого государства, а не Америки, например, или России и т.п.  Собрав остатки английского,  пришлось объяснить, что, во-первых, я свободный гражданин демократического государства и вправе отмечать праздники по своему усмотрению.

А во-вторых, появление государства Израиль стало возможным именно благодаря Великой Победе над фашизмом.  И директору «ульпана» негоже об этом не знать.  Вобщем, что было потом – не стоит и вспоминать...

    В череде религиозных праздников есть один, не вписанный, кстати, в Тору – праздник Лаг ба-Омер. Посвящен он двум значительным событиям – годовщине смерти великого каббалиста, создателя книги «Зоар» рабби Шимона Бар-Йохая, а также прекращению мора учеников Рабби Акивы. По традиции религиозные собираются на горе Мерон у могилы рабби Шимона Бар-Йохая, жгут костры, пляшут и поют песни. Такие же костры, как ни странно, жгут и в городах и в прочих населённых пунктах. К сожалению, как правило, костры эти разводят где попало, швыряют в них всё, что угодно, в том числе старые матрасы, старую мебель, всевозможные пластмассовые детали и вообще, всякий мусор.

 Кстати, мебель здесь в основном изготавливается из древесноволокнистых плит, содержащих канцерогенные вещества.  Можно только представить этот смрад в условиях плотной застройки. Но детвора получает огромное удовольствие, тем более, что следующий за праздником день объявляют выходным. Вот только жители  окружающих домов должны утром идти на работу. Получается, что ради удовольствия нескольких десятков, собравшихся у костров, задыхаются в дыму сотни и тысячи людей, зачастую страдающие астмой, гипертонией, аллергией и прочими болезнями. Не продуманно как-то. Впрочем…

     Какой-то неожиданно тёплый праздник «Ту – би шват» - День рождения деревьев. Название праздника переводится, как 15-й день месяца шват. Он не посвящён ни убийству, ни войне, ни чему, что связано со смертью. В этот день вся страна ... высаживает деревья! Праздник! Вывозят на природу школы, ульпаны, детские сады, звучит музыка, поют песни, танцуют и садят деревья. Ведь здесь очень скудная растительность, но после нас придут другие люди. Надо и о них позаботиться.

     По сей день, я отмечаю те праздники, которые считаю нужными и с теми, с кем пожелаю. И для меня совершенно не имеет значения люди каких национальностей и каких вероисповеданий собрались за праздничным столом. Праздник – есть праздник!
                А потому – будем здоровы!

  *матнас – районный дом культуры.
** ульпан – здесь курсы по изучению иврита.