Интервью с миллиардером с примечаниями

Алекс Суханов
 
(Рассказ)

Марек Трофимофф – третий в списке  журнала Форбс австралийский миллиардер в свои 80 лет выглядел вполне прилично: седые длинные волосы, крупные черты лица с морщинами и тяжёлый взгляд воспалённых, полузакрытых глаз уставшего человека.
Он сидел расслабленно в одном из своих пентхаузов на фоне панорамы Сиднея вместе с ведущей ТВ Эй-Би-Си и давал ей интервью. Вообщем-то, он редко выступал в средствах массовой информации (масмедиа), так как считал, что о нём и так все знают по его делам и многочисленным жилым башням-высоткам, построенным его компанией Маратон в Сиднее и штате Квинсланд.
Но сейчас был особый случай: он, наконец, собирался на отдых и думал, что делать с его детищем – компанией, которую он основал 50 лет тому назад и владел ею в одиночку, не доверяя никаким партнёрам и акционерам. Его в деловых кругах в шутку называли –« Мареком-высотником» за то, что он строил  жилые башни-небоскрёбы и делал на этом большие деньги на зависть конкурентам.
Ведущая программы задавала ему разные вопросы, охватывавшие почти всю его долгую жизнь, как будто знакомила с ним зрителей в первый раз.

1. Ведущая – Господин Трофимофф, вы один из богатейших людей в Австралии с состоянием более 10 млрд. долларов. Мы сидим с вами в пентхаузе и любуемся панорамой Сиднея. Считаете ли вы, что приложили свою руку к изменению этой панорамы?

Марек Трофимофф – Будучи нескромным, могу сказать, что приложил большую руку. С 1963 года, когда начал этот бизнес, я посвятил себя в основном Сиднею.

(Прим. автора:  Несколько преувеличенное заявление, так как в центре Сиднея его несколько башен затерялись среди других небоскрёбов)
 
2. Ведущая – Когда вы смотрите отсюда с высоты на город, вы гордитесь этим?

Марек Трофимофф – Я очень горжусь. Мы начали очень скромно – с двухэтажных домов, так как выше требовался лифт. Но квартиры имели спрос и он только рос с годами. Я правильно угадал эту тенденцию.

(Прим. автора:  Выросли с годами также и цены: в 1963 г. он продал квартиру за 10 тыс. долларов, а через 50 лет цены были 600- 1000 тыс. долларов, т.е. выросли как минимум в 60 раз!)
 
3. Ведущая - Вы помните, когда первый раз рисковали в финансовых делах?
 
Марек Трофимофф – Никогда не рисковал. Самый большой риск в Сиднее – это Департамент планирования. Не знаешь, что от них ожидать.

     (Прим. автора: В это верится с трудом. В таком бизнесе – постоянный риск и          конкуренция, да и власти не дают покоя) 

4. Ведущая- Ваши родители уехали из России в Китай от преследований и жили там среди русских евреев. Вы чувствовали гонения в Китае?

Марек Трофимофф – Нет, я не чувствовал гонений, так как был мальчишкой. Ко мне и китайцы, и японцы относились хорошо.Я считаю себя счастливым, что был в Китае и теперь - здесь. Кстати, я вывез из России 32 родственника.

(Прим. автора:  Это, видимо, было давно, а сейчас бы ему пришлось платить за них большие деньги )

5. Ведущая – Что вы чувствовали, когда впервые в 1948 г прибыли в Сидней?

Марек Трофимофф – Я был возбуждён, когда мы с братом увидели Сидней, много белых людей, бронзовые тела на пляже Бондая, большой мост и везде коттеджи. Я переживал за своих родителей, которые остались в Китае и там было уже опасно. Но скоро появился Израиль и они уехали туда.

(Прим. автора:  Почему приехали не сюда к детям, а в Израиль? Не похоже на дружную еврейскую семью)

6. Ведущая – Вы много путешествовали, были в Израиле, Великобритании, ЮАР. Вы искали место для жизни?
 
Марек Трофимофф – Когда я закончил школу в Австралии, я поехал в Израиль и стал работать на текстильной фабрике отца. Потом он послал меня в Англию, Лидц изучать текстильное дело на 3 года. По окончании я вернулся в Израиль, но мы не поладили с ним и он послал меня назад в Австралию. Мне целый год оформляли визу и я жил это время в ЮАР.

7. Ведущая – У вас были трудные отношения в семье. С годами они наладились, особенно, когда вы имели успех в бизнесе? Ваш отец гордился вами?

Марек Трофимофф – Он был удивлён (смеётся!). Он думал, что только он – умный, а я всё время только спорю. Даже здесь политики думают, что я – спорщик, хотя сами спорят больше.

8. Ведущая – В Австралии вы работали в такси, в молочной компании и в недвижимости. Как получилось, что недвижимость взяла верх?

Марек Трофимофф – Когда я вернулся, у меня были деньги на коттедж, но я вложил их в бизнес и купил 4 квартиры. На работу в текстильной отрасли меня не взяли, и я занялся недвижимостью. Мой знакомый уговорил меня купить землю и построить квартиры для продажи. У нас получилось и мы снова купили несколько участков под строительство – вот так и начался мой успех.

(Прим. автора:  Конечно, на недвижимости можно быстрее заработать хорошие деньги, но там другой тип деятельности: умение ладить с людьми, с властями, банком и т.д.)

9. Ведущая – Как вы обрели это умение понимать, что нужно людям?

Марек Трофимофф – Я наблюдал за людьми и старался думать логично. В то время люди мало зарабатывали и не могли купить коттедж. Мои квартиры были значительно дешевле и они их могли себе позволить. Это хорошо! И главное, не было никакой конкуренции –  вот отсюда я и пошёл дальше.

(Прим. автора:  Это умение приходит с годами, с опытом у каждого мыслящего человека, ну а насчёт никакой конкуренции – он прав.)

10. Ведущая – Как богач, построивший более 60 тыс. квартир, вы пытаетесь изменить главную австралийскую мечту, заявляя, что можете поменять четверть акра земли (прим.около 10 соток) на пентхаус в центре. Это правда?
 
 Марек Трофимофф – Да, но с самого начала пресса была против меня и писала, что я разрушаю и лишаю их этой народной мечты. Но люди платят деньги и они решают. Это логично. А тенденция сейчас покупать квартиры. Согласен, что сейчас квартиры дороже коттеджей, но это случилось из-за действия властей, с которыми я всегда спорил.

(Прим. автора:  Пресса где-то права. Австралийцы – настоящие ОЗЗИ и сейчас хотят жить в отдельных домах на земле, на траве, среди деревьев или на берегу моря. А бизнесмены типа Марека загоняют их в башни из стекла и бетона в центр города, создавая скученность, толпы на улицах, транспортные пробки, нервозность и ажиотаж и говорят им – это цивилизация. То, что выгодно Мареку, совершенно чуждо простым австралийцам)

11. Ведущая – Сейчас жильё ещё больше недоступно для большинства австралийцев. Вы сожалеете об этом?

Марек Трофимофф – Всё время я старался строить дешевое жильё, продавать его больше по объёму и зарабатывать на этом. Если жильё дорогое, то на него мало покупателей.

(Прим. автора:  Тут Марек лукавит и он даже не сказал, что сожалеет о том, что жильё недоступно для многих. Для него важна только прибыль!)

12. Ведущая – Большинство семей сейчас испытывают трудности – это и неопределённость с работой, и недоступность жилья. Вы разделяете эти трудности, хотя они вашей семьи не коснулись?

Марек Трофимофф – В жизни много трудностей и правительство в них не виновато. 30 лет тому назад было, что работа была на всю жизнь. Сейчас технология изменила всё. Тебя могут заменить машиной и уволить, ты не знаешь, что будет с тобой в будущем.

(Прим. автора: Ничего он не хочет разделять – такова жизнь с трудностями и ему повезло.) 

13. Ведущая – Я думала, что подарить богачу, и и нашла вот это под названием «печенье- фортуна». Давайте мы с вами поиграем (подаёт Мареку миску с двумя печеньями и он берёт одно из них, разламывает его, достаёт записку и читает)

Марек Трофимофф – «Делать два дела сразу – это значит не делать ничего». Хороший совет!
Ведущая разламывает своё печенье и читает: « Унция золота не купит унцию времени» Правильно!

14. Ведущая – Я дала вам это печенье, чтобы спросить: «Считаете ли вы удачу и шанс важными факторами?»

Марек Трофимофф – Конечно, это важно! Но чтобы быть удачливым, там надо быть, чтобы преуспеть, надо много работать в правильно выбранной сфере согласно своему умению и быть счастливым, что делаешь.

(Прим. автора:  Там хорошо, где нас нет. А Марек оказался в нужный час и в нужном месте и счастливо строил дома, имея текстильное образование.)

15. Ведущая – Что нужно для успеха, если назвать только одно ваше важное умение?
Марек Трофимофф – Это иметь правильных людей, счастливых от работы со мной. Также важно постоянство. У меня нет партнёров, акционеров и я могу сам быстро принять решение и быстро идти вперёд. Я могу сказать одно, а завтра сделать совсем другое и меня никто не будет винить за это.

(Прим. автора: Марек – хороший менеджер, сумевший подобрать опытную команду. А нет партнёров и акционеров – не надо ни с кем делится, а не быстро идти вперёд! И не постоянство – это сказать одно, а сделать совсем другое. Сам себе хозяин, короче говоря.)   


16. Ведущая – Быть богатым - вы находите это трудным?

Марек Трофимофф – Конечно. Это здорово быть богатым и я счастлив, но я не трачу много- как многие, и у меня просто нет времени на это. Если у меня есть деньги, то я их владываю и строю больше квартир. Я счастлив, что могу покупать медицинское обслуживание и платить докторам. Надо иметь хорошее здоровье, но для это не нужно много денег.

(Прим. автора:  Тут совсем просто – зарабатывал себе на лечение и поддержку здоровья. Типичный скряга и делец. Тут бы хоть ему упомятуть о своих трёх Бентли и ещё кое о чём для убедительности и правдивости)

17. Ведущая – Когда у вас меньше денег, то и меньше ответственности. Вы чувствуете давление?

Марек Трофимофф –Это хорошая забава иметь много денег. Когда меня спрашивают о давлении, мне смешно. Какое давление? – это у них давление.

(Прим. автора:  Когда есть деньги, их всегда хочется больше. Марек их делает играючи – это забава даже в возрасте 80 лет)

18. Ведущая – Вы общаетесь с другими миллиардерами. Чему вы научились или подчерпнули от них?

Марек Трофимофф – Нет, я не общаюсь с ними, я общаюсь со своими работникоми. О чём говорить со стариками? О прошлом? Я предпочитаю говорить с молодыми. Конечно, я читаю о богатых, вижу, какие они ошибки сделали или удачные ходы.

(Прим. автора:  Конечно, он знает, что, у кого и сколько есть, но в соревнование «у кого больше или длиннее яхта» он не включается. А молодёжь смотрит ему в рот)

19. Ведущая – Вы считаете себя влиятельным человеком. Если вы позвоните нашему Примьер-министру, он вам ответит?

Марек Трофимофф – Никогда! (смеётся!) Это ни за ни против меня.

(Прим. автора:  Политики хотят от него только пожервований, а он даёт тем, кто ему выгоден на местном уровне)

20. Ведущая – Дважды в неделю к вам приходит раввин. Вы с годами стали более религиознее?

Марек Трофимофф – Нет, я как и раньше хожу в синагогу 3 раза в год. Я не умею даже правильно молиться, но бог помогает мне.

(Прим. автора:  Как говорят « Если Магомед не идёт к горе, то гора идёт к Магомеду», так и к Мареку 2 раза в неделю в офис приходит синагога)

21. Ведущая – Чувствуете ли вы удовлетворение и счастье?

Марек Трофимофф – Я очень счастливый! Во-первых, что я ещё жив, раньше люди не доживали и до 60 лет, и во-вторых, что я здоров. Я счастлив, что богат и использую это богатство не только для себя, но и для других.

22. Ведущая – Что вы скажете тех людям, которые считают, что деньги не делают человека счастливым?

Марек Трофимофф – Они- глупые. Я не встречал ещё никого, кто отдавал бы деньги просто так (смеётся)

(Прим. автора:  Мало, видимо, Марек читал классику и общался с мудрыми людьми по складу своего характера. Ему будет более понятен анекдот про еврея-ростовщика, который всю жизнь копил деньги и завещал положить их с собой в гроб. Опять выручил раввин, выписавший чек на всю сумму, так как так не хватало места для денег. Захоронили чек, а деньги забрал раввин.)

23. Ведущая –  Как вы считаете, важно ли строить красивые здания, небоскрёбы?

Марек Трофимофф – Очень важно, но в моём случае, у меня столько ответственности, что просто нет времени на красоту. Для этого у меня самые лучшие в мире архитекторы, которые этим и занимаются. Я считаю, что мы делаем великолепную работу. У нас есть прекрасный городской плановик, который работает очень давно.

(Прим. автора:  Вот красоты – то его коробкам и не хватает. Многие считают их даже уродливыми, как этот небоскрёб на картинке вверху под названием «Мировая башня» - один из последних его объектов, который он считает жемчужиной в короне Маратона)

24. Ведущая –  Теперь поговорим немного о будущем. В вашей семье ни жена, ни две дочери не хотят управлять компанией, у вас есть ещё 4 внука, которые в этом бизнесе. Неужели это не важно передать управление и богатство внутри семьи?

Марек Трофимофф – Я основал эту компанию для себя. Моя главная проблема – не семья. Я всем дал достаточно денег на жизнь. Моя главная проблема в том, чтобы быть уверенным, что компания и дальше будет успешной для меня.

(Прим. автора:  Странный ответ, но он не вечен.)

25. Ведущая – Господин Трофимофф, если я приду в этот офис через 10-20 лет, кто будет сидеть напротив меня?

Марек Трофимофф – Не знаю. Я могут продать компанию, разделить её – пока не обсуждал это с моими дочерями, их трудно собрать вместе, но я ищу подходящего кандидата.

(Прим. автора:  Говорят, китайцы предложили Мареку 12 млрд. долларов за его компанию Маратон и он всё ещё думает, но сделку должно одобрить правительство страны)

26. Ведущая – Вас беспокоит будущее?

Марек Трофимофф – Нет. Сейчас я планирую и стараюсь сделать всё для будущего.

(Прим. автора:  Ответ типа: После нас – хоть потоп!)

26. Ведущая – Господин Трофимофф, спасибо за интервью! Для меня это было большое удовольствие.

Марек Трофимофф – И вам спасибо. Мне было тоже приятно. Очень хорошо!
(Из сборника «Рассказы Эмигранта», который можно купить и скачать по ссылке:
http://www.xinxii.com/ru/rasskazy-emigranta-p-362211.html
Пожайлуста, оцените не только обложку, но и саму книгу!
Приятного чтения!)