О месте и роли современных этнических элит

Азамат Джанымбей
Исходя из того ЧТО понимать под этносами (и признавать ли их существование вообще), сразу определимся – в нашем случае под этническими элитами понимаются люди, претендующие на выражение и отстаивание политических интересов групп людей, объединенных «почвой, кровью», национальным языком и культурой.

Поскольку речь идет о политике, то изначально необходимо ответить на важный вопрос - возможно ли в современном мире существование этнически однородных политических сообществ и, тем более, государств? Как показывает практика - нет. Последней такой попыткой был нацистский проект Гитлера. Всё закончилось крахом.
 
Даже относительно гибкий и многосмысловой проект этнорелигиозного государства, имеется в виду современный Израиль, не состоялся. Израильтяне сегодня это многонациональная гражданская нация, что вызывает немало противоречий внутри еврейского народа, особенно у ортодоксальных иудеев.

Можно анализировать различные причины этого, но не о них речь. Важен итог – главными акторами в современных международных отношениях, а значит и в историческом процессе, стали гражданские нации, где важна юридическая принадлежность к государству, а не этническое или расовое происхождение.
(Вопрос о возможности существования наций на основе одной религии требует специального рассмотрения, здесь мы его пока не касаемся).

По сути это отражено в русском языке содержанием таких понятий как «нация» и «национальность». Отметим по ходу, что отсутствие такой дифференциации в английском языке создает немало проблем, например, уже тем, что понятие «русский» и «россиянин» выражаются в нем одним словом - «Russian», что зачастую напрочь искажает смысл произносимых в переводе речей и другого смыслового контента.

Итак, если исходить из того, что в международных, то есть межгосударственных, отношениях нет места этническому представительству как таковому, то возникает вопрос - что остается для него политической почвой?

Очевидно, что это ресурс для конкуренции внутри самих политических партий и движений. Это наблюдается практически во всех частях мира, как в развитых государствах, так и на уровне региональной политики, на том же Кавказе.
 
Что получается? Поймав (создав?), националистическую волну, а национализм есть совпадение этнической и политической единиц (Э.Геллнер), такой политик, если он психически адекватный человек, оказывается на уровне, где он и его «инонациональные» коллеги прекрасно понимают друг друга.

Сама вынесшая их волна как была, так и остается лишь инструментом, своего рода подпоркой, которая используется ими для пребывания на политической вершине и манипуляций общественным сознанием, в первую очередь потенциального электората.

Заметим, что речь идет о политиках. У бизнесменов, чьи интересы в современном обществе, как правило, и выражают политики, проблем этнического порядка не бывает по определению. Там, за редчайшим исключением, даже национально-государственные интересы стоят на втором месте по сравнению с собственными финансовыми интересами.

Не секрет, что «деловое» взаимовыгодное сотрудничество, зачастую, сохраняется, а порой и создается, между бизнесменами враждующих народов даже во время открытых конфликтов в виде войн. "Кому война, а кому мать родна!" - это про этих людей.

А что же национально-государственный фактор? Он имеет для бизнеса значение исключительно как ресурс в конкурентной борьбе. Создайте чужому национальному бизнесу привлекательные условия в своей стране, и он, покинув «родину», придет к вам, ему все равно где получать свою более высокую прибыль.

Что получаем в итоге? Этнический ресурс важен как фактор конкурентного преимущества в борьбе за вхождение в национально-государственное политическое пространство, где национально-государственный фактор важен, в первую очередь, как конкурентное преимущество на мировых рынках товаров и услуг.

Мини-модель этой «картины мира» можно наблюдать и на местном региональном уровне, когда этническая принадлежность используется в борьбе за бизнес,  финансовые потоки, другие денежные ресурсы, а главное власть, как важнейший фактор достижения и сохранения желаемого положения дел.

А кто, образно говоря, остается не у дел? Простые, зачастую наивные, искренние люди. О проплаченных имитаторах защитников этнонациональных интересов мы здесь не говорим, это тема отдельная.
 
Кто эти люди? Большей частью не понимающие реальных процессов представители наемного труда, молодежь и не пошедшая (не допущенная?) в услужение местным вождям и «деловым людям» интеллигенция. Знакомо? Подчеркну - эта ситуация наблюдается везде, независимо от региона, национальной или иной специфики.

Возникает следующий закономерный вопрос – выгодно ли бизнесменам и обслуживающим их политикам, в том числе чиновникам, прекращение межнациональных противоречий, конфликтов, а то и войн? Полагаю, ответ очевиден – «пчелы против меда»? Так не бывает.

Что же происходит с национально-государственными элитами и крупными бизнесменами на международном уровне?
 
Поговорим об этом при случае отдельно. Хотя основной принцип уже озвучен выше.