Абд Аллах ал-Алкадари - выдающийся богослов

Али Албанви
Ал-Хаджжи ‘Абд Аллах-эфенди б. Курбан-‘Али б. Мурад-‘Али б. ал-Хаджжи-Мурад ал-Алкадари ал-Кури ’ад-Дагистани (1801–1862) — дагестанский богослов и арабист из сел. Алкадар Касумкентского района Кюринского округа (лезг. Алкьвадар, ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан), отец историка ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910), зять суфийского шайха Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838) из сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).


‘Абд Аллах-эфенди получил блестящее образование у видных дагестанских учёных и преподавателей медресе (мадраса). Учился у идеолога народно-освободительного движения Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838), был женат на его дочери Хафсат (ум. 1857/58) — вдове первого имама Дагестана Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Его отец, Курбан-‘Али, также считался грамотным человеком, знавшим арабский язык. Учился также у Салима ал-Махмуди (ум. 1850/51); имама Гази-Мухаммада ал-Гимрави; достойного ал-Хаджжи ‘Али ал-Хараки; тонкого исследователя, «редкости своей эпохи» Махди-Мухаммада ас-Сугури (ум. 1840).


Ал-Хасан ал-Алкадари пишет о своем отце следующее: «К числу глубоких преподавателей в Кюринском округе относится и мой отец Гаджи Абдаллах-эфенди... Этот одаренный человек... в начале своей юности получил некоторое знание наук в Махмудкенте у Гаджи-Селима-эфенди и у Ярагского шайха Магомед-эфенди, потом переселился из Алкадара в Аварию, где продолжил свое образование у аварских ‘алимов, в том числе и у Газимухаммада, будущего первого имама. После смерти Газимухаммада (1832) женился на его вдове Хафсат, дочери шайха Мухаммада ал-Йараги. В 1834 г. у них родился, в селении Балахуни, ал-Хасан, будущий знаменитый учёный (ал-Хасан ал-Алкадари)».


В 1838 г., в связи со смертью шайха Мухаммада ал-Йараги он вернулся вместе с семьей в селение Алкадар, где по возвращении, построил большое медресе при помощи Мухаммад Мирзы-хана и других. В медресе преподавали грамматику арабского языка (морфологию и синтаксис), логику, теорию диспута, риторику, мусульманское право, тафсир, хадис, теологию, метрику, математику. Он преподавал и занимался с мута’алимами и учениками в течение 26 лет. Он совершил ал-хаджж и ‘умра, встретил в г. Мекке (ал-Макка) шайха ‘Абд Аллаха ан-Накшбанди, получил от него иджазу «на наставление людей на правильный путь». Надпись на могильной плите богослова гласила:


«Могила выдающегося проницательного ученого, подвижника, набожного, усвоившего науку мусульманского права, уникум (своего времени) ал-Хаджжи ‘Абд Аллах-эфенди. Он преподавал в этом селении двадцать шесть лет. Он скончался в 1278 [1861–62 г.]».


Ал-Хаджжи ‘Абд Аллах-эфенди был знатоком восточных языков, участником литературного кружка «Гулистан», организованного просветителем, поэтом и учёным А.-К. Бакихановым (1794–1847) в г. Кубе (ныне административный центр Кубинского р-она Азербайджана), вместе с Бакихановым и талантливым лезгинским поэтом ‘Амир-‘Али (Эмир-‘Али) ал-Джали (ок. 1790–1846) из сел. Тагирджала (ныне Кусарский р-он Азербайджана). У ‘Абд Аллаха ал-Алкадари было трое сыновей: ал=Хасан, Мухаммад, ал-Хусайн (Гусейн).


‘Абд Аллах ал-Алкадари имел, по рассказам жителей селения Алкадар (лезг. Алкьвадар), большую библиотеку. Описи книг мы не имеем. Очевидно, библиотека перешла к ал-Хасану ал-Алкадари или другому сыну — Мухаммаду ал-Алкадари, который систематически пополнял свою коллекцию. Согласно записи, на полях «Анвар ат-танзил» ал-Байдави из коллекции Исаева Абдуллы (г. Хасавюрт), эту рукопись приобрел в собственность «бедняга Мухаммад, сын покойного ал-Хаджжи ‘Абд Аллаха-эфенди ал-Алкадари путем законной покупки от жены покойного Малла Сафар-‘Али аш-Штули на Касумкентском рынке при свидетельстве Малла ‘Амир-Ага и Малла Абу Бакра (Абубакара) Касумкентских. 8 шавваля 1313 года», т. е. 23 марта 1896 г.».




Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар Касумкентского района Кюринского округа (лезг. Алкьвадар, ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, АЛ-ХАДЖЖИ ‘АБД АЛЛАХ-ЭФЕНДИ ИБН КУРБАН-‘АЛИ Б. МУРАД-‘АЛИ Б. АЛ-ХАДЖЖИ-МУРАД АЛ-КУРИ (1801–1862) — дагестанский богослов и арабист, отец историка ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910), и Мухаммада ал-Алкадари, зять шайха Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838). Получил блестящее образование у видных дагестанских учёных и преподавателей медресе. Учился у идеолога народно-освободительного движения Мухаммада ал-Йараги, был женат на его дочери Хафсат (ум. 1857/58) — вдове первого имама Дагестана Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832).

АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). При царской власти с 1866 г. состоял в должности на’иба южно-табасаранского участка Кюринского округа в чине сначала подпрапорщика (год присвоения — 1867 г., до 1880 года высшее унтер-офицерское звание в России; условно соответствующая сержантско-старшинскому составу), затем подпоручика (1870 г., обер-офицерский чин, первый офицерский чин, в инфантерии, соответствует званию прапорщика), поручика (1874 г., чин, воинское звание младшего офицерского состава, соответствующее званию старшего лейтенанта). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).

АЛ-АЛКАДАРИ, (ГУСЕЙН) АЛ-ХУСАЙН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1839–1919) — мусульманский богослов. Средний брат учёного ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910).

АЛ-АЛКАДАРИ, МУХАММАД ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1840–1934) — мусульманский богослов. Младший брат учёного ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910).

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-УЛЙА АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, хафиз, основатель муридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; муршид накшбандийского братства. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шайхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: ал-Хаджжи Исма‘ил, ’Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-Эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-Эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат ал-Гилйари — была дочерью знаменитого местного ’алима, Фет-‘Али-Эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана).



ЛИТЕРАТУРА

1. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных. Дагестанские учёные Х-ХХ вв. и их сочинения / Пер. с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. — М.: «Марджани», 2012. — 445 с.