Мухаррам-эфенди ал-Ахти - лезгинский богослов

Али Албанви
Мухаррам-эфенди ал-Гдинки ал-Ахти (XVIII в.) — современник Сурхай-хана II (ум. 1827), прадед известного дагестанского учёного ал-Хасана ал-Алкадари (1834–1910) из сел. Алкадар (лезг. Алкьвадар).

Тесть и учитель шайха Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838) из сел. Верхний Йараг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа. Писал одинаково хорошо на арабском и тюркском языках. Элегия Мирза-‘Али ал-Ахти (1771–1859) из сел. Ахты (лезг. Ахцагь, Ахцегь) Самурского округа на смерть Мухаррам-эфенди ал-Ахти была широко известна в Дагестане.

По сообщению дагестанского арабиста М.-Г.М. Садыки (1918–2000), Мухаррам-эфенди был по происхождению из сел. Гдынк (лезг. Ктунхъар, Къутунхъар) Ахтынского района, но впоследствии был переведён Сурхай-ханом II (как крупный учёный-знаток многих наук, в том числе и точных) в сел. Махмудкент (лезг. сел. Махмудхюр, ныне покинутое село в Магарамкентском районе) для открытия здесь медресе (мадраса) и преподавания естественных наук.

Скончался Мухаррам-эфенди от удара молнии, летом, во время работ на току, и был похоронен в сел. Махмудкент. Отец преподавателя медресе Салима ал-Кури ал-Махмуди (ум. 1850/51).




Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (лезг. Алкьвадар, ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). При царской власти с 1866 г. состоял в должности на’иба южно-табасаранского участка Кюринского округа в чине сначала подпрапорщика (год присвоения — 1867 г., до 1880 года высшее унтер-офицерское звание в России; условно соответствующая сержантско-старшинскому составу), затем подпоручика (1870 г., обер-офицерский чин, первый офицерский чин, в инфантерии, соответствует званию прапорщика), поручика (1874 г., чин, воинское звание младшего офицерского состава, соответствующее званию старшего лейтенанта). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана).

АЛ-АХТИ, АЛ-АХДИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ахты (лезг. Ахцагь, Ахцегь) Самурского округа (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан). На лезгинском яз.: «Ахцагь». В арабском языке со времен средневековья утвердилось написание топонима как «Ахти».

АЛ-АХТИ, НАЗИМ (МУХАРРАМ) АЛ-ГДИНКИ (1720–1807) — лезгинский поэт, ашуг. Окончил медресе в родном селе сел. Гдынк (лезг. Ктунхъар, Къутунхъар) Ахтынского района. Владел арабским и тюркским языками. Свои произведения подписывал литературными псевдонимами «Ахцегь Назим» и «Ахцегь Шаир». Предположительно поэт Назим ал-Ахти и богослов Мухаррам ал-Ахти это одно и тоже лицо.

АЛ-АХТИ, МИРЗА-‘АЛИ Б. МУХАММАД-ШАРИФ Б. АХМАД-КУЛИ Б. МАЛЛА МИРЗА-‘АЛИ Б. МАЛЛА РАМАЗАН АЛ-ПИРБУДАГИ (1771–1859) — южнодагестанский богослов, мыслитель, поэт и кади Самурской долины (нахийа ас-Самбурийа). Внук учёного-богослова и врача Ахмад-Кули-эфенди ал-Ахти (XVIII в.). Свои поэтические произведения подписывал псевдонимом «Назим ал-Ахти». Один из видных и знаменитых дагестанских учёных и поэтов, «ученик трёх Са‘идов» — Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834) из сел. Аракани (Унцукульский р-он), Са‘ида аш-Шинази из сел. Шиназ (Рутульский р-он) и Са‘ида ал-Хачмази из сел. Хачмаза Кубинского округа (ныне Азербайджан), а также Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.) и Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) из сел. В. Яраг Кюринского округа.

АЛ-АХТИ, АЛ-ХАДЖЖИ САЛИМ ИБН МУХАРРАМ АЛ-МАХМУДИ АЛ-КУРИ (ум. 1850/51) — дагестанский учёный, преподаватель медресе. Жил в сел. Махмуд (лезг. сел. Махмудхюр, ныне покинутое село в Магарамкентском районе), как и его отец Мухаррам ал-Ахти (XVIII в.).

АЛ-ГДИНКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Гдынк (лезг. Ктунхъар, Къутунхъар), ныне Ахтынского района Дагестана.

АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-УЛЙА АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, хафиз, основатель муридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; муршид накшбандийского братства. Мухаммад ал-Йараги стал суфийским шайхом в пределах между 28 сентября 1821 г. и 17 сентября 1822 г. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: ал-Хаджжи Исма‘ил, ’Исхак, Хафса (Хафисат, Афисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-Эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-Эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат ал-Гилйари — была дочерью знаменитого местного ’алима, Фет-‘Али-Эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана).

САДЫКИ, МАГОМЕД-ГАЛИБ МУХИДДИНОВИЧ (1918–2000) — известный в Дагестане учёный-арабист. В семье Магомед-Галиба Мухиддиновича Садыки выросли пятеро детей. Дочь его Фаиля пошла по стопам отца, стала филологом­-востоковедом, защитила кандидатскую диссертацию в МГУ имени М.В. Ломоносова. Сын Мухаммед-­Ариф (род. 1955) – доктор политических наук, живет и работает в Москве. Младший сын Гусейн­Джавид учился в Академии художеств им. И. Репина в Санкт-­Петербурге под руководством академика А. Мыльникова, окончил академию с медалью. По устоявшемуся мнению, он был человеком грандиозного таланта, к сожалению, жизнь его оказалась короткой. М.-Г. М. Садыки ушел от нас в 2000 году в возрасте 82 лет.

СУРХАЙ-ХАН II КАЗИКУМУХСКИЙ, КУН-БУТТАЙ (1744–1827) — Казикумухский хан, сын Мухаммад-хана. В 1816 г. он принял российское подданство, а в 1820 г. был смещён русскими властями. Умер в 1827 г. в сел. Согратле (ныне Гунибский р-он). По свидетельству современников, был большого роста, вид имел грозный, отличался большой учёностью в мусульманском духе и славился как беспристрастный и справедливый судья. Был дядей правителя Аслан-хана Кюринского (ум. 1836).



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АЛКАДАР (лезг. Алкьвадар) — лезгинское село в Сулейман-Стальском районе Дагестане, центр Алкадарского сельского поселения.

АХТЫ (лезг. Ахцагь, Ахцегь) — село в Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.

ВЕРХНИЙ ЯРАГ (Верхний Йараг, лезг. Вини Ярагъар) — лезгинское село в Кюринском округе, ныне урочище в Магарамкентском районе Дагестана.

МАХМУДКЕНТ (лезг. сел. Махмудхюр) — ныне покинутое лезгинское село в Магарамкентском районе республики Дагестан. Ранее относился к Кюринскому округу. По Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года в селе Махмуд-Кент числился 61 двор, из них 19 некрестьянских, население составляло 205 человек (97 мужчин и 108 женщин), исключительно лезгины. Начиная с 1953 года жители переселены в село Советское.

ГДЫНК — высокогорное лезгинское село в Ахтынском районе Дагестана. Входит в состав сельского поселения Сельсовет «Ахтынский». Село Гдынк расположено в северной части Ахтынского района, в восьми километрах от райцентра Ахты, на северном склоне Гельмец-Ахтынского хребта. Из села открывается вид сверху вниз на сёла: Луткун, Калук, Кака, Хрюг, Зрых.

САМУРСКИЙ ОКРУГ (1839–1928) — административная единица в составе Каспийской области, Дербентской губернии, Дагестанской области и Дагестанской АССР, существовавшая в 1839–1928 годах. Административный центр округа — Ахты. Самурский округ был образован в 1839 году. С 1840 года — в составе Кубинского уезда Каспийской области, с 1846 — в Дербентской губернии, с 1860 — в Дагестанской области. В 1921 году вошёл в состав Дагестанской АССР. В 1850 г. в Докузпаринском наибстве было 10 селений, причем жители восьми из них отправлялись на отхожий промысел в Нухинский уезд. Одна треть жителей сел. Балуджи, половина населения сел. Ялджуха, 24 двора сел. Джиг-Джига и 74 двора сел. Ихира, — пишет профессор Хидир Рамазанов, — из-за недостатка земли переселились в Азербайджан и основали там новые селения. В 1886 г. в Докузпаринском наибстве было 17 селений. В 1915 году в округе насчитывалось пять светских школ: две в Ахтах, по одной в сёлах Хрюг, Рутул, Филя. В ноябре 1928 года в Дагестанской АССР было введено кантонное деление и все округа были упразднены. Самурский округ располагался в высокогорной части Дагестанской области. На северо-западе Самурский округ граничил с Гунибским округом, на северо-востоке с Казикумухским и Кюринским, на востоке — с Кубинским уездом Бакинской губернии, на юго-западе с Нухинским уездом и Закатальским округом Елисаветпольской губернии. Крупнейшие реки: Самур, Кара-Самур, Ахтычай, Курдул, Усухчай, Дюльтычай. Горные хребты: Главный Кавказский, Самурский, Хултайдаг, Дюльтыдаг, Гельмец-Ахтынский, Шалбуздагский. Горные вершины: Базардюзю, Шалбуздаг, Деавгай, Гутон, Чолохсу, Малкамуд и др. Округ делился на 4 наибства: Ахтыпаринское (сел. Ахты), Докузпаринское (сел. Мискинджа), Рутульское (сел. Рутул) и Ихрекское (сел. Ихрек). Ихрекское наибство впоследствии было упразднено, и вся его территория была включена в Рутульское наибство. Докузпаринское наибство по данным камерального описания 1865 года, являлось самым многочисленным наибством Дагестанской области. В 1899 году наибства были преобразованы в участки. Участки подразделялись на сельские общества. В 1895 году в округе было 3 наибства: Ахтыпаринское (центр — сел. Ахты), Докузпаринское (центр — сел. Мискинджа), Лучекское (центр — сел. Лучек). К 1926 году округ делился на 3 участка: Ахтыпаринский (центр — сел. Ахты), Докузпаринский (центр — сел. Усухчай) и Лучекский (центр — сел. Лучек).



ЛИТЕРАТУРА


1. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных. Дагестанские учёные Х-ХХ вв. и их сочинения / Пер. с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. — М.: «Марджани», 2012. — 445 с.