Первый рейс. Часть 2

Владимир Чугай
                Промысел и заход в Сингапур

Вскоре прибыли в район промысла. Начались трудовые будни. Работали на промысле желтоперого  тунца. Добычу вели шесть тунцеловных ботов на ярус. Наживкой служила мороженая сайра, которую везли с собой в трюмах в количестве нескольких сотен тонн. На добычу туноботы отправлялись в конце дня, бросали ярус. Утром начиналась выборка яруса, подъем на палубу улова и доставка на плавбазу во второй половине дня. Нередко значительная часть, попавших на крючок тунцов, была съедена  акулами или касатками.  Вес выловленных тунцов, как правило, составлял 15 – 20 кг.

Находясь на борту плавбазы, хотелось побыть непосредственно на тунцеловном боте, воочию узнать процесс вылова тунцов. Со временем и мне такая удача улыбнулась. К ночи установку яруса завершили. Вахтенный матрос остался за штурвалом, остальные пять человек пошли спать. Была легкая зыбь, длинная монотонная волна, меня укачало и вывернуло всего на изнанку. К утру я был никакой, выйти на завтрак и выборку яруса не смог. Завтрак дело личное, что касается работы - иной подход. Мне популярно на классическом литературном языке пояснили, что я неправ. Доводы были веские, и я со всеми вскоре приступил к работе. В тот раз я впервые убедился, что труд не только из обезьяны сделал человека, но и  меня поставил на ноги. Обедал я со всеми вместе и с большим аппетитом. На обратном пути на плавбазу мне доверили постоять за штурвалом. В этот день попали мы под тропический ливень. Интересное явление. Над нами проливной дождь, а в нескольких десятках метров море освещено солнцем.

Вечера были экзотичные. Звездное чистое небо. За бортом в освещенной прожекторами части воды резвились различные виды некрупных рыб. Интересно было наблюдать за стайками кальмаров. Двигались они невероятно быстро по   прямой, на мгновение останавливались и опять движение под углом в другую сторону. Но эта идиллия продолжалась недолго. Появлялись акулы и все прочие виды  мгновенно исчезали. Десятки акул крутились вокруг в надежде поживиться. Хватали все, что появлялось в воде. Это их и губило. Некоторые из членов команды занялись сначала любительским, а потом и промышленным ловом акул за материальное вознаграждение. Добавка к зарплате была довольно ощутимой.
 
Акулы нередко попадались и на крючки ярусов при добыче тунцов. И не только акулы. В качестве прилова были рыбы парусники и марлины,. Попались как-то на крючок две большие черепахи и огромный скат.

Часто по вечерам собирались просто поговорить о жизни. Нередко в центре внимания был один матрос (фамилию не помню), большой и страстный знаток поэзии. Он мог часами рассказать о жизни поэтов, читать их стихи. Рассказывал про А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, но особенно любил Сергея Есенина. Иной раз, слушая его, засиживались до поздней ночи. Умел он рассказывать и заинтересовать слушателей. Был он на редкость добрый и отзывчивый. К сожалению, судьба сыграла с ним злую шутку. Перед выходом в море женился на женщине с ребенком и усыновил его. По возвращению из рейса узнал, что у жены уже другой мужчина. Вынужден был развестись и платить алименты. Вот и вспомнишь поговорку: «Не делай добра, не получишь и зла».

Был на судне профессиональный ныряльщик.  Любил он, несмотря на строгий запрет капитана, нырять с кормы судна, показывая свое мастерство. Мы заранее изучали обстановку: нет ли кого-нибудь из комсостава, нет ли акул. И затем давали ему отмашку. Все было прекрасно. Но однажды не успел наш ныряльщик долететь до воды, как из под киля невдалеке показалась акула. От всплеска воды при вхождении в воду ныряльщика акула на мгновение опешила, а затем рванулась к человеку. Наш коллега едва успел выбраться из воды. Акула только носом слегка дотронулась до ступни парня. На этом желание принимать  водные процедуры у ныряльщика закончилось.

В конце декабря 1964 года плавбаза зашла на профилактический ремонт в Сингапур. Для подавляющего большинства членов команды это был первый заход в иностранный порт.
Как только стали на якорь в бухте, кавалькада мелких катеров с торговцами окружила судно. Они мгновенно взбирались на борт, отгораживали часть палубы и тут же подымали на палубу и раскладывали свой товар. Не успели мы опомниться,  как палуба запестрела невиданными до сих пор для нас товарами.  Мы  удивлялись ассортименту и  изобилию. 

По три раза довелось побывать в увольнении на берегу.   В то время Сингапур был городом контрастов. Невдалеке от фешенебельных зданий можно было увидеть жалкие лачуги. В некоторые районы лучше не заходить: нищета, грязь, тут же на улочках готовилась пища, неприятные запахи витали в воздухе. Был на экскурсии в одном из парков. В памяти сохранились лишь некоторые воспоминания: сцены из жизни людей прошлых эпох, запечатленные в виде фигур людей и животных, а также современная живописная экзотическая растительность.

Самое неизгладимое впечатление от захода в Сингапур осталось от встречи Нового 1965 года. Тунцеловная база стояла на рейде в бухте не далеко от берега. В преддверии наступления Нового года небо над городом заполыхало от причудливых форм фейерверков и салютов. Ничего подобного видеть нам еще не приходилось. Под стать чудесам в небе над городом были накрыты и столы в столовой для встречи Нового года. Различные  фрукты южных широт, ранее не знакомые нам, украшали столы.

Не обошлось и без знакомства с сексуальнами вопросами за рубежом. Невдалеке от нашей  базы на рейде стояли иностранные суда. По вечерам на катерах доставляли к ним девочек.  Но сначала катера делали вокруг нашей базы круг.  С катеров несся веселый интригующий женский смех.  Девочки знали об «облика морале» русских моряков и не прочь были поиздеваться.  Один из рабочих сингапурцев, участвовавший на борту в ремонтных работах, предлагал свою дочь, еще девочку, за небольшую цену. Но и здесь «облика морале» было безупречно.

Мы, курсанты, жили и трудились дружной семьей. Жили в двух каютах по четыре человека. Были среди нас любители приготовить что-нибудь вкусное из тех видов рыб, которые попадались в прилове. И тогда мы расслаблялись. Предназначенное ежедневно сухое вино мы иногда придерживали, так что запас  по бутылке был всегда. Не злоупотребляли, но повеселиться могли.

Осталась в памяти не только производственная деятельность на «Ленинском луче». Свежи еще воспоминания об островах, невдалеке от которых мы проходили, голубая прозрачная морская вода, по ночам светящийся планктон за кормой базы, ясное небо:  днем голубое, ночью звездное. Стайки летящих рыб, иногда залетавших на борт, многообразие морских видов рыб, уведенных нами за бортом, а некоторых и на борту.

Первый рейс. Не просто первый рейс, а рейс в юном возрасте на прекрасном судне, заграничный рейс с заходом в Сингапур. Об этом можно было только  мечтать.

                Август  2015