Одержимый Лунный Гром и романист М. Брэнд

Николай Бичехвост
 
             Уважаемые друзья!
       Публикую  очередную статью о малоизвестной жизни  Макса Бренда и литературном герое данного романа.
 

                Почему печаль может быть красивой, а красота печальной?
                Макс Брэнд

                Кто знает мрак души людской, Ее восторги и печали?! 
                Они эмалью голубой От нас закрытые скрижали.
                ***
 
              Я знаю, что ночи любви нам даны И яркие, жаркие дни для войны.
                Н. Гумилев

      Заядлые любители американского вестерна до сих пор спорят, кому же из писателей присудить титул короля этого жанра? То ли корифею Максу Брэнду (1892-1944), то ли его талантливому последователю Луису Ламуру (1908-1988). Третьи утверждают, что и вовсе Прентису Ингрехему (1843-1904). Ибо его литературная карьера началась раньше, в 1869 году, а героем книг был знаменитый ковбой Буффало Билл. Уже тогда Ингрехема называли «Королём десятицентовых романов».

Не ударяясь в дебри этих литературоведческих изысканий, заметим, что Макс Брэнд, автор «Легенды о Лунном Громе», прожил недолгую жизнь. Всего 51 год! Но знакомясь с тем, что он создал, изумляешься: да бросьте, это же не под силу одному человеку! Масштабы его творчества огромны! Для него не существовало проблемы поиска сюжетов, и едва закончив один роман, он тут же принимался за следующий.

Макс Брэнд написал, по мнению некоторых исследователей, более 500 увлекательных произведений в самых разных жанрах, в т.ч. несколько сотен сногсшибательных вестернов и остросюжетных повестей и рассказов.
Он сочинял не только быстро, но и качественно! К тому же он был поэтом, автором четырех сборников стихов. Брэнд знал на память множество строк из Шекспира, Мильтона и Чосера, которые любил декламировать вслух друзьям.

Макс Брэнд — один из самых плодовитых писателей всех времен, успешно соперничающий в этом отношении с королем детективов Эдгаром Уоллесом и фантастом Айзеком Азимовым!

Характерной чертой его была многогранность. В книгах Брэнда читатели находили россыпи литературных бриллиантов!
 В них воскресали в битвах суровые времена, оживала эпоха покорения Дикого Запада. Увлекательные вестерны сменяла замысловатая фантастика и книги об ужасных преступлениях. В сюжетах мелькали то страстная любовь, то зловещая черная магия. Замысловатые тайны, колоритные персонажи: шерифы, бандиты и лихие авантюристы, словно в калейдоскопе, сменяли друг друга. Имелись в его творчестве и повести о животных.

Публика в восторге рукоплескала Максу Брэнду! Однако не всем было известно, что это был лишь один из его псевдонимов. В действительности писателя звали Фредерик Шиллер Фауст.

Жизнь юного Фредерика началась весьма печально. Родители скончались, когда он был еще ребенком. Юноша вырос в Калифорнии, в отрочестве работал на ранчо ковбоем. Позже Фредерик поступил в Калифорнийский университет, там же начал свои первые литературные опыты, но по причине излишней строптивости бросил занятия. Овеянный романтикой, молодой человек вступил в ряды канадских вооруженных сил, но через год дезертировал и оказался в Нью-Йорке. Там будущий писатель вновь взялся за перо — и начал продавать свои рассказы дешевым бульварным изданиям. Примерно в это время он женился на Дороти Шиллинг, подарившей ему троих замечательных ребятишек.

Началась новая пора! Перед Максом Брэндом открылись десятилетия интенсивного и увлекательного литературного творчества! Писательскую карьеру он открыл серией вестернов «Неукротимые». Уже как первоклассный мастер вестернов он публикуется в элитных дорогих изданиях! Неужели когда-то в зной и дождь, дни и ночи напролет, он пас стада захудалых коров на пастбищах Калифорнии?! Макс Брэнд переезжает в красавицу Италию и ведет шикарную жизнь на флорентийской вилле, вращаясь среди богемы (хотя не вылезает из долгов, погашая одни конвейером своих искрометных романов и тут же влезая в новые!).

Приход к власти Муссолини и фашистов вынудил его возвратиться в Штаты. Вот там его ждала заслуженная слава! Он обосновался в Голливуде, как высокооплачиваемый сценарист начал сотрудничать с несколькими киностудиями. По мотивам его колоритных романов снято восемьдесят картин, которые и поныне не сходят с теле—и киноэкранов. Фильм, снятый по его роману «Дестри снова в седле», принес писателю поистине мировую славу!
 
Одновременно он продолжал увлеченно «строчить» вестерны, и считался одним из самых дорогих писателей того времени!

В начале Второй Мировой войны неугомонный Макс Брэнд, несмотря на больное сердце и немолодой возраст, отправляется на фронт военным корреспондентом. В рядах американских вооруженных сил он попадает в Италию. Но 1944 год стал для него роковым. В ночной атаке на передовой его смертельно ранило шрапнелью. Смелость и отвага М. Брэнда были особо отмечены президентом Ф. Рузвельтом.

... Однако вернемся к циклу М. Брэнда о молодом воине Лунном Громе, его драматической, суровой судьбе и сложной, тонкой душе. Чем же взволновала нас эта талантливая книга, в которой художественный вымысел красиво и трагично переплетен со сражениями индейских племен с белыми завоевателями за свои земли?

Похищенный индейцем-шайеном совсем ребенком из белой семьи Лунный Гром, вырастает в боевом племени вместе с индейскими мальчишками, но остро ощущает себя чужаком. Вся его юность посвящена настойчивому мучительному поиску истины. Кто же он на самом деле — краснокожий индеец или белый юноша? Это внутреннее противоречие проходит сквозной нитью через его схватки с врагами: команчами и пауни. Его, храброго воина и справедливого вождя, не признают и преследуют шаман племени, верховный военный вождь и прочие завистники.

«Легенда о Лунном Громе» первоначально издавалась в 1927-28 гг. в виде четырех повестей. Она сразу захватила читателя сюжетом и яркими переживаниями героя, всем сердцем воспринявшего мир и верования индейцев и красоту непокоренных прерий. В то же время мятущаяся душа героя никак не могла смириться с непонятным, раздвоенным отношением к нему индейцев племени шайенов. По ходу повествования автор только усиливает интригу и не дает читателю перевести дух. И нас полностью захватывают приключения и нравственные искания Лунного Грома.

Да, в «Легенде о Лунном Громе» хватает и сражений, и стрельбы, и преследований — ну куда же без них?
Красочно описанные жестокие и кровавые военные схватки — то между племенами индейцев, то с чуждым и малопонятным миром белых — служат экзотическим фоном для подвигов героя и его друзей. Конечно, здесь не приходится искать исторической достоверности глобальных сражений между белыми и краснокожими. Ибо автор и не ставил это своей целью.

В судьбе Лунного Грома он показал столкновение двух разных цивилизаций, каждая из которых хотела жить по своим законам и обычаям. Но победить могла только одна. В итоге, в начале 19-го века, шайенов, яростно бившихся с американскими войсками, осталось всего около пяти тысяч человек.

Если сравнивать романы М.Брэнда и Л.Ламура, то у последнего они пронизаны безжалостной борьбой за выживание, обильно напичканы стрельбой, драками и погонями. У М.Брэнда жестоких сцен меньше. В данном произведении его больше интересует сложный и многогранный духовный мир героев и их поступки в непредсказуемых ситуациях.

Заметим, что Луис Ламур провел бурную жизнь искателя приключений на Диком Западе, поэтому многие детали для литературных произведений брал из своего богатейшего жизненного опыта.
 А Макс Брэнд по причине тяжелейшего сердечного заболевания рисковал в любой миг расстаться с жизнью. Романы он создавал на основе своей богатой эрудиции, разносторонних знаний о быте и религии индейцев, накопленных на книжных полках его обширного кабинета.
В книги, в том числе, в мысли и слова Лунного Грома, он вкладывал плоды своих исследований и размышлений, впечатлений и встреч с разными людьми.

Роман о несгибаемом Лунном Громе привлекает глубоко эмоциональным и взволнованным повествованием о человеке, который сопереживает двум разным культурам, двум разным цивилизациям; о человеке, который стремится найти нечто общее во всей многокрасочности и противоречивости этих общностей. И свое место в этом мире.

Читатель, полюбивший мужественного Лунного Грома, — искусного воина и умного вождя, может задаться вопросом: а были ли случаи, когда белые мальчишки попадали к индейцам и становились прославленными вождями. Или эта «Легенда» является яркой фантазией автора-мечтателя?

Известно, что правда жизни вычурней любого изощренного вымысла. Так, может быть, толчком к написанию М. Брэндом этого романа стали драматические судьбы белых юношей, проживших длительное время среди краснокожих?!

Так, девятилетний Д. Теннер был похищен североамериканскими индейцами и провел с ними 30 лет. О чем впоследствии написал увлекательное повествование. Своей правдивостью оно глубоко взволновало А.С. Пушкина. Судьба Д. Теннера оказалась трагической. Он не нашел себе места среди белых людей, куда вернулся зрелым человеком.

 Не менее интересна жизнь американца Д. Шульца, который в 1878 году поселился среди индейцев. Он женился на девушке из племени, жил с ней в резервации в Канаде. Шульц в совершенстве овладел языком туземцев, записывал сказания и легенды. После смерти жены покинул резервацию, и опубликовал более 40 повестей о жизни среди индейцев.

Так что история, подобная той, что описана в «Легенде о Лунном Громе» вполне могла произойти в действительности.

Ценность «Легенды о Лунном Громе» заключается в сложной психологической драме полушайена-полубелого, в его любви к племени, к призрачным Людям Неба. И в сложном, мучительном пути возвращения к своему белому народу, следуя неумолимому зову крови белых предков.

Этот роман можно назвать гимном смелому человеку Вильяму Саттону (бывшему Лунному Грому), с болью нашедшему отчий край, чтобы строить в нем новую жизнь! Это песнь и лучшим качествам племени шайенов. Это вызов расовой дискриминации, звучащий в речах Лунного Грома, открыто брошенный М.Брэндом в то непростое время!

Финал романа дает оптимистическую надежду на новую жизнь Вильяма Саттона в обществе белых людей.

Захотел бы жизнелюбивый Макс Брэнд, чтобы его рассказ о «непотопляемом герое» закончился на грустной волне? Да никогда!
Писателю, оптимисту по натуре, было бы больше по душе, если бы в устах Вильяма Саттона, обнявшего после всех тревог любимую Шарлотту, звучали такие бодрые строки.

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен...
Пусть он придет!
 
Я должен рассказать,
 Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.

А если все-таки он не поймет,
Мою прекрасную не примет веру
И будет жаловаться в свой черед
На мировую скорбь, на боль — к барьеру!

И думается, не случайно  один литературный критик назвал Макса Брэнда «Шекспиром жанра вестерн».

Многое из колоссального литературного наследия Макса Брэнда до сих пор остается неизвестным русскому читателю.
В надежде восполнить этот пробел мы начинаем серию «Ветер прерий» именно тетралогией «Легенда о Лунном Громе».

© Николай Бичехвост, Волгоград, 2015 г.