Игры с худсоветом

Михаил Ганкин
 Художественный совет (худсовет) — в бывшем Советском Союзе состоял из группы специально назначенных людей из так называемых деятелей культуры, а также представителей партийных и государственных органов, имеющих своей задачей рассмотрение художественного произведения любого жанра на предмет установления его художественной ценности и соответствия идеологическим нормам, принимала решение о допуске произведения к массовому зрителю, читателю или слушателю.Своего рода цензура.
Ни одно более менее решение не принималось без согласия "ХУДСОВЕТА".



     Бывший актёр Виктор  Карпушин осваивая режиссёрскую профессию  старался изображать  себя  оригинальным,  начитанным и высоко эрудированным мастером.
Придя на телестудию в 1956 году одним из первых, он за год сделал карьеру от ассистента режиссёра до главного режиссёра.
Получив должность главного режиссёра литературно-драматической редакции, Виктор Григорьевич, как мог использовал служебное положение для подтверждения выбранного образа и следил, чтобы его авторитет был незыблемым.
 Он даже людей на работу принимал таких, чтобы они были ниже его по уровню развития, а если они пытались что-то сделать, он не давал никому из них даже "высунуться".
Боязнь,что кто-то из них не дай бог его "переплюнет", постоянно держала Виктора Григорьевича в напряжении.
После постоянных унижений в ряде театров, где ему довелось поработать актёром и откуда его увольняли за профнепригодность, он наконец почувствовал себя на своём месте и за это место нужно было "держаться зубами".
Поэтому всеми способами Виктор Карпушин старался быть "первым парнем на деревне".
Материал для телепостановок он старался выбирать малоизвестный и не заштампованный.В то время у него была такая возможность.
Уж оригинальничать,то до конца.
Очень Виктору Григорьевичу нравилось,когда подчинённые смотрели ему в рот и взахлёб хвалили очередную его постановку.
А если кто-то выскажет крамольную мысль или не согласие...
Ищи другую работу.

Телеспектакль "КРАХ" по пьесе А.Толстого и П.Щёголева "Заговор императрицы"
(пьеса после 1925 года нигде не ставилась)- Виктор Григорьевич поднял на щит, как событие века.
После премьеры Карпушин написал письмо вдове Алексея Толстого, чтобы якобы узнать её реакцию на постановку.
В ответ он получил телеграмму следующего содержания:

"К сожалению постановку не видела, но отзывы говорят об успехе постановки. Очень рада за Толстого. Творческих успехов." ЛЮДМИЛА ТОЛСТАЯ.

С этой телеграммой режиссёр носился "как дурень с писаной торбой".
Он же не сказал никому, что сам написал письмо Толстой, а представил всем,что Толстая сама заметила и прислала телеграмму.
Телеспектакль получился не шедевр конечно, но для того времени был оригинальным и по подбору актёров,и по постановочно-техническому воплощению.
Даже игра белорусских артистов была на уровне.

 Где-то через год в столице Болгарии Софии прошёл фестиваль телевизионных фильмов-спектаклей и «Крах», на удивление, получил первую премию.
 В связи с этим Виктора Григорьевича вызвали в ЦК партии для беседы с секретарём ЦК по идеологии Кузьминым.
Заодно, как водится, после поздравлений, Секретарь поинтересовался тем, какие проблемы у Лауреата.
 Карпушин  сказал, что хотел бы работать как прежде, без преград в творчестве.
Пожаловался на происки ХУДСОВЕТА, который постоянно ставил "палки в колёса". Кузьмин пообещал всяческую помощь и заверил,что трудностей в работе больше не будет.
Тут же посыпались предложения, одно другого краше.
Старый друг - бывший минчанин, режиссёр Бровкин, работавший в Останкино и получивший известность за сериал "Следствие ведут знатоки", предлагал Виктору переехать в Москву.
В то время были прецеденты,когда уехавшие из Минска в Москву (кстати,как и сейчас) добивались определённого творческого положения.
Виктор Григорьевич не был в восторге от этого предложения и говорил:
- «Здесь я один из первых, там я буду один из многих».

Чего стоили эти предложения стало понятно позже, когда по надуманному предлогу уже наполовину снятый телефильм "ВСЕ  ЧЕТЫРЕ  КОЛЕСА" закрыл ХУДСОВЕТ и  отснятый материал лёг «на полку».
 Этот удар ХУДСОВЕТА привёл к тому, что Карпушин слёг с гипертоническим кризом.
Очень уж непривычными для него стали, по его выражению, ПРОИСКИ завистников и недоброжелателей.

Международное признание принесло не только славу, но и деньги.
Сколько дали болгары за «Крах» и сколько забрало себе родное государство, осталось тайной, но Карпушин получил на руки десять тысяч рублей — почти столько, сколько стоил автомобиль «Волга». (в то время средняя зарплата была 100 рублей в месяц).
 
Следующим шедевром Виктора Карпушин была телепостановка "ТКАЧИ" по пьесе Гауптмана, затем первая и последняя телевизионная опера "РАНАК"(УТРО) композитора Генриха Вагнера,"ФЕДРА" Расина, "ПОЕЗД СТОИТ ПЯТЬ МИНУТ" Вайнерта.
В конце концов начальство телевидения обратило внимание на однобокость (по выражению членов Худсовета)постановок у режиссёра,его тягу к иностранному материалу и Виктору Григорьевичу, чтобы доказать свою лояльность пришлось взять для постановки повесть белорусского автора Ивана Пташникова "ТАРТАК".
Фильм получился невыразительным,почти скалькированным с фильма Центрального телевидения "В ОГНЕ БРОДА НЕТ".

Затем были ещё четыре незначительные проходные постановки.

Работал он очень много, забирая себе все большие постановочные работы,соответственно съёмочную технику и деньги на производство.
 В редакции кроме него было ещё шесть режиссёров, но им, кроме его однокурсника режиссёра Александра Гутмана,который кстати составлял очень большую конкуренцию Карпушину, им ничего не доставалось.

Как-то один из приятелей Виктора Карпушина - писатель Валентин Тарас,принёс ему свой рассказ "НЕ ПОГАСИ СВЕЧУ".
Рассказ Карпушину понравился тем, что тема уж очень была актуальна для того времени.
Виктор Григорьевич старался "держать руку на пульсе".
Содержание рассказа было банально.
 Один молодой человек, пользуясь сомнительными связями, обманным путём получает однокомнатную квартиру.
На новоселье он приглашает любимую девушку и при свече (в интимной обстановке) как бы исповедуется перед ней, раскрывает карты своей "философии".
Девушка, (как советский человек) конечно возмущена его поступком и уходит хлопнув дверью, не желая иметь ничего общего с таким аферистом.
Вот и вся соль.

Самое интересное из этой истории это заседание ХУДСОВЕТА, который должен был принять телепостановку.
Первым взял слово Главный редактор редакции пропаганды Белорусского радио Губский.
- Я вообще не понимаю, для чего был поставлен этот спектакль?
 Ода прохиндеям?
Посмотрите действие происходит в комнате. За окном темно.  Вы думаете это просто так?
Нет это подтекст, это означает что мы живём в темноте и никакого просвета...
Карпушин (робко) - Но ведь на дворе поздний вечер,почти ночь..
Губский - Что нельзя было луну за окном повесить?...

Казимир Стецкий - Главный режиссёр редакции пропаганды БТ.
- Смотрите, Главный Герой пошёл в магазин,купил вина, а лампочку купить не мог...
Карпушин (робко)...Так понимаете весь смысл в том, что при свече человек как бы раскрепощается,становится откровеннее,да и название НЕ ПОГАСИ СВЕЧУ...)
- Вот,вот такие СВЕЧИ нам не нужны их можно и нужно гасить - отпарировал Стецкий.
Зам председателя Виталий Чанов - Так что будем делать со спектаклем?
Член Худсовета (фамилии не помню) Нужно в корне переделать!
Зам.Председателя - Что вы предлагаете?
Член худсовета - Я ничего не предлагаю, я не режиссёр.Но переделать нужно...

Это был не первый такой  ХУДСОВЕТ с которым приходилось сталкиваться не только Виктору Карпушину.
Главное, он до конца так и не понял, что дилетантам из ХУДСОВЕТА не нужен ни его интеллект, ни его игра в оригинальность...