Слобода

Валентин Ирхин
(из путеводителя)

Слободу на Чусовой заложили двое простых инициативных крестьян – Афанасий Гилев и Фрол Арапов. Мечтали они, чтобы все угнетенные собрались и нашли защиту; хотели вывести их из векового рабства. Но не ведали отцы-основатели, что творили, - ведь в древности здесь были святилище и погребения вогулов. Построили поселенцы деревянный храм во имя Георгия Победоносца, да простоял тот недолго: вспыхнул от малой искры подобно жертвеннику Илии Пророка и устремился в небо.

Лишь через век, вопреки царскому запрету, возникла на святом месте белокаменная церковь. Долго не находилось никого на должность священника, и встал на это место тайный вогульский жрец. Он не только творит чудеса, поддерживая магический уклад Слободы, но и готов помочь освободиться от морока, - объясняет путникам дорогу назад. Он и попрощался с нами в конце данной истории – на автостанции, рядом с которой расположена лавка древностей.

Впрочем, сначала сумей войти и голову не потерять. Помни и не бойся: в этом сказочно-мифологическом мире лишь несколько действующих героев – коренных обитателей поселка. Когда обходишь Слободу, каждого из них встретишь неоднократно, на различных этапах пути – пока ты не усвоишь урока. Подчиняясь этому ритму, и сам начинаешь кружить по селу, теряясь в вихрях времени. Здесь гигантскую петлю описывает сама Чусовая-река, хочешь проплыть по ней – захватит водоворотами. Хорошо еще, что за ходом часов следит расположенная неподалеку Обсерватория, куда съезжаются все уральские ученые.

Прошли и мы по этому пути, немало кругов завершили. Слегка помогают ориентироваться ворота: проходя сквозь них, можно вешать для памяти вогульские ленточки. На дорогах возникали и исчезали чудесные звери – козы да коровы. Все путешествие нас сопровождал вогульский мальчик с собакой, чудесным образом появляясь как из-под земли, спереди и сзади. Порой он был на велосипеде, который помогает аборигенам преодолевать шаткие висячие мосты. Один раз даже поздоровался, а это хорошая примета.

Проходя по Советской улице мимо древнего вогульского кладбища, попадаешь на Слободские скалы. Ощутив свободу, будь внимателен. Ведь невидимые вогулы управляют духами и ветрами, ты легко потеряешь равновесие под их суровым взглядом. Даже местные жители, отягощенные вредными привычками в новой российской безысходности, часто падают с высоты вниз, летят на прибрежные камни, хотя чудесным образом спасаются (древние волшебники в глубине души все-таки добрые).

На скалах растут рыжики. Отведав их в сыром виде (для вкуса разрешается посолить), можно обрести прозрение и ясность. Спустившись по тропам меж острых вершин к берегу, окажешься вблизи невидимой пристани вогулов. Для поверхностного наблюдателя от нее остались подгнившие мостки и таинственные обломки старинных гидротехнических сооружений, которые уходят под воду, в запутанные лабиринты тоннелей между пространствами.

Чтобы продолжить маршрут и попасть на Георгиевские скалы, придется идти через темный лес, где путь освещают красные ленточки на деревьях. Требуется перейти через семь стоянок (скромно именуемые местами отдыха – Rest Place), преодолеть искушения, Поляну Дружбы и висячий Аннушкин Мост. Он состоит их двух половин – темной и светлой, над ним не заходит солнце. Перейдя на вторую, по вогульскому обычаю станешь невидим, для идущих сзади превратишься в бабочку, увидишь много чудес той стороны.

Хорошо, если кто-то из вашей группы захочет и найдет силы возвратиться. Бойся комариных туч, лети и беги, бросая назад железные гребни, задерживающие преследователей. Не успеешь вернуться до заката – на века останешься призраком, пугающим путников из параллельных миров. Некоторые туристы проходят реабилитацию на Коуровской турбазе, переоборудованной из корпуса кожевенного завода и лежащей недалеко – на камне Собачьи Ребра.