Командировка

Александр Широбоков 3
КОМАНДИРОВКА

          Тот, кто занимался научно-технической деятельностью, хорошо знает, что без Москвы – никуда. То совещание, то согласование ТЗ, то работа с контрагентами. Вот таким контрагентом был у нас в Москве НИИПФ – Институт Прикладной Физики.  Там изготавливали линейки фотоприёмников, работающих в инфракрасном диапазоне. Этот тип приёмников у нас в НИИ не производили. Многих в НИИПФ я узнал за годы плодотворного  сотрудничества. Даже парторга, Славку Теплова. Знал я хорошо и Юру Трошкина, начальника отдела, где изготавливались фотоприёмники. У себя в институте мы делали оптику и механику, они – фотоприёмники с электроникой. Такая, вот, кооперация. Два месяца назад я заказал Юре несколько упомянутых линеек. В тот раз я к нему приехал не только как старший научный сотрудник известного Санкт-Петербургского института, а ещё и как генеральный директор собственной фирмы, где я работал на полставки. Так практиковалось. Юра Трошкин, невысокий светловолосый  крепыш, со светлыми  усами на широком лице, всегда выглядел очень серьёзно. На этот раз он широко улыбнулся:

                - Видишь, времена изменились. У вас появились свои фирмы, у нас – тоже. Все теперь считают деньги. Как будем рассчитываться за ударную работу?

           – Юра! Как скажешь.

             – Давай, так. Сорок процентов суммы переводишь нашей фирме при институте, остальное -  налом мне.

          – Юра! Нет вопросов!

Чёрный нал был тогда  у всех предпринимателей. Через два месяца после нашего разговора звонит мне исполнительный Юра:

- Давай, приезжай. Жду. Всё готово. Деньги не забудь!

А я решил совместить поездку в Москву с поездкой в город Горький, ныне Нижний Новгород.  Там, в Горьком,  разрабатывали новую модель экраноплана – летающего корабля, на которую по телефону  я предложил  главному инженеру установить действующий макет  тепловизора, только что разработанного и изготовленного моей фирмой:

           - Ночью будете видеть как днём! – убеждал я главного инженера.

          – Хорошо. Приезжайте. Поговорим.

Через неделю на Красной  Стреле с деньгами и чертежами я отправился в Москву.


         В то время на шоссе Энтузиастов, где располагался НИИПФ, станции метро ещё не было. Добирался я до Юры Трошкина на трамвае от метро Семёновская. Обычное ожидание пропуска в бюро пропусков и, наконец, я у Юры в отделе. Демонстрация и проверка линеек приёмников, оформление документов и прочая формалистика заняли примерно половину дня.

          – А теперь пошли ко мне, - сказал Юра.

У него был рабочий кабинет, в котором присутствовало кое-какое лабораторное оборудование. В частности, там на одном из столов красовалась малогабаритная муфельная печь для обработки полупроводников. В ней Юра великолепно готовил курицу. Разбавленный чистейший спирт – настойка на травах, служил прекрасным дополнением к курице. Надо сказать, что это давно вошло у нас с Трошкиным в традицию. Так, обычно, заканчивалось моё посещение этого контрагента.

             – Слушай, может сегодня вечером в Питер вместе махнём? Мне в командировку к вам надо смотаться. В дирекции, вроде,  есть ещё пара билетов от брони, - предложил Юра, смачно закусывая румяной куриной ножкой.

              – Нет, Юрочка, спасибо! Я от вас сегодня еду в Горький. Уже есть билет на поздний вечерний поезд.

Мы выпили за командировки, за сотрудничество, за науку, за всё…  Время летело незаметно. Рабочий день подходил к концу.  Вдруг, раздался шум за дверью. В комнату влетел взлохмаченный, как я потом узнал, младший научный сотрудник:

          – Юрий Владимирович! Там, в гастрономе, выкинули на прилавок красную икру в банках. Дают без ограничения!

                – Это где?

            - Да в четырёх кварталах отсюда. Очереди пока нет!

                – Ты на машине?

                – Да.

               – Поехали, - скомандовал мне Трошкин.

Удивительное было время. Деньги у людей ещё водились, но в магазинах, даже в Москве, было пустовато. Если повезёт, можно было нарваться на твёрдо копчёную колбасу,  отварную осетрину, а тут, вот, икра!  Через двадцать минут мы были уже в магазине. В моём портфеле с двумя линейками фотоприёмников в корпусах и командировочным несессером появилось ещё десять баночек икры.


       - Послушай, Саша, - задумчиво сказал мне Юра.

             – Сегодня я уезжаю из Москвы, чуть позже – ты. Едем в разные стороны. Это надо отметить. Есть неплохой доступный ресторан на Ленинградском вокзале. Там сейчас ещё свободно. Посидим до моего отъезда. Денег ты привёз. Я угощаю.

Действительно, вскоре мы уже сидели за двухместным столиком. Холодные закуски, шашлыки, зелень, водка. В общем, сидели неплохо. К кофе гурман Трошкин заказал себе ликёр и сразу же счёт – скоро поезд. Надев очки, он погрузился в изучение исписанного официантом листка бумаги.

          – Юрка! И чего ты там ковыряешься?

             – Подожди. Не отвлекай! – Официант!

На благодушном и не совсем трезвом лице Трошкина появилось грозное выражение:

                – Это что?

               – Это счёт, - пояснил официант.

             – А это народный контроль, - представился Юра, протягивая удостоверение.

Официант мгновенно выхватил счёт из Юриных рук.

               – Минуточку!

Он стал с деланным вниманием вглядываться в свои каракули:

                - Уважаемые гости! Произошла небольшая ошибочка. Сейчас всё исправим!

            – Внимательнее надо быть, гражданин, - прозвучало ему вслед Юрино напутствие,

                - А то сейчас метрдотеля позову!

  Через пять минут счёт был снова у Трошкина. Сумма оказалась на сорок процентов меньше.

                – Учись, сынок, - сказал мне Трошкин с добродушной улыбкой.

 Юрка, действительно, был старше меня на три года.


         Обнявшись на прощание, мы отправились к своим поездам. Если  Трошкину достаточно было спуститься из ресторана и выйти на перрон Ленинградского вокзала, то мне предстояло пройти по туннелю под площадью до Ярославского вокзала. В это вечернее время туннель был малолюден. Я шёл не торопясь. До отхода поезда оставалось минут тридцать. Впереди раздавались звуки аккордеона и пение. Это в середине тоннеля играл и пел какой-то инвалид в защитной форме. Делал он это мастерски. Я остановился около него и прослушал пару песен. Потом положил в коробку перед ним пять рублей – это была приличная сумма.

              – Смотри, осторожней, - предупредил меня певец.

              – Видишь, в конце тоннеля два мента стоят?

                – Ладно, спасибо!

И я пошёл навстречу милиции, слегка размахивая увесистым портфелем.

              – Гражданин. Предъявите документы! - раздалось, когда я проходил мимо них.

Шел я, нужно отметить, абсолютно ровно.

                – Вот паспорт, пожалуйста. 

Это были два сержанта ростом мне по плечо, с явно выраженной азиатской внешностью. Один из сержантов, не раскрывая паспорта, засунул его во внутренний карман:

                - От Вас пахнет алкоголем.

               – Ну, и что? Я только что вышел из ресторана на Ленинградском вокзале и иду к поезду на Ярославский вокзал. Я в командировке. Вот удостоверение. Кстати, скоро поезд.

В ответ – молчание. Смотрят куда-то в сторону. У обоих глазки маленькие, и какие - то злые,  как у некоторых бездомных собак.

                – Если нужно, я могу заплатить штраф.

Молчание.

             - Мужики! У меня до поезда остаётся двенадцать минут!

Делаю шаг в сторону.

                – Куда? Стоять! 

                – Я к вашему начальству. Вы срываете выполнение  важного государственного задания!

 Через несколько секунд мне отдают паспорт с напутствием:

                - Катись отсюда, козёл!

Что было в этих тупых милицейских головах, я так и не понял. Только в поезде я осознал, во что я мог  влипнуть. Про грабежи в милиции я много слышал.  Бог с ней, с икрой! Но в портфеле были два фотоприёмника с системами охлаждения в сосудах  Дьюара. А если бы разбили. Стоимость одного комплекта превышала стоимость автомобиля  Жигули! Тем не менее, заснул в своём купе я мгновенно.


         В Горьком я оказался впервые. Запомнилась утомительная поездка на автобусе от вокзала до завода.  Где-то рядом с заводом выпил кофе. Есть после вчерашнего застолья  совершенно не хотелось. Хотелось пить, и слегка побаливала голова. В дирекции завода мне сообщили, что главного инженера срочно вызвали в Москву. Встретиться предложили с его замом. Опять всё рассказывать заново! В приёмной секретарша попросила подождать – совещание.

                – Может кофе?

                – Пожалуй.

                – Печенье?

                – Нет, спасибо.

Прошёл час.

                – Вас приглашают.

С некоторым трудом, подбирая слова, я начинаю рассказывать. Всё с самого начала! По-моему, этот зам об инфракрасной технике слышал впервые. Внешне он был доброжелательный, но в глазах было  полное безразличие.

                - Нет ли у Вас водички? – интересуюсь я.

                – Пожалуйста,  Боржоми. 

Вскоре, мне показалось, что ему надоело меня слушать.

                – Я думаю, что Вам нужно ещё поговорить с нашими ведущими специалистами. А сейчас, если хотите, я покажу Вам наши изделия на воде.

Никакого желания ходить по жаре у меня не было. Но пошёл. Пожалел, что не взял бутылку Боржоми с собой. Потом сразу, без перерыва, встреча с ведущими специалистами. Вопросы, ответы. Интереса – никакого.

                – А когда же будет ваш главный инженер?

                – Он звонил. Сказал, что из Москвы его отпустят через день.

 Так долго  ждать в мои планы не входило. Тем более, что перспектив для нашего изделия на заводе я так и не увидел.

                – Может, пообедаете у нас?

                – Нет, спасибо. Я на вокзал. Секретарша мне сказала, что поезд до Питера будет через час. 

Опять тряска в автобусе. Вокзал. У кассы очереди нет. Билеты есть.

              – Остались только билеты в  купе.

               – Отлично. Беру!

До прибытия проходящего поезда -  десять минут. В ресторан идти поздно. В буфете, извинившись, без очереди беру бутылку пива. Подходит поезд. В купе -  я один. Спрашиваю у проводницы, где вагон-ресторан. После пива аппетит разыгрался волчий – не ел целый день.

               – В нашем поезде нет вагона ресторана.

                – Ничего, - думаю,

                - На станциях по дороге чем-нибудь разживусь.

Я раньше много ездил на поездах. Память услужливо рисовала перроны, у которых останавливались мои поезда.

           – Кому горячую картошечку с огурчиком малосольным? – Кому раков с пивком? – Рыбка солёная и копчёная! – Товарищи пассажиры! Для вас под навесом на перроне горячие обеды. Стоянка поезда двадцать минут! 

Но ничего этого не было по пути следования этого моего  поезда. Короткие остановки, бегущие с чемоданами озабоченные   пассажиры. И ни одной бабульки с картошкой или пирожками! Прихваченную в буфете бутылку пива я выпил довольно быстро. Есть хотелось всё сильней.

                – Ну, уж в Ярославле я затоварюсь! – мечтал я.

Вот и золотые купола. Остановка. Из репродукторов: – Стоянка поезда пятнадцать минут. Выхожу на перрон. Нет бабулек!  И ларьков с едой тоже нет!

                – А где можно еды какой-нибудь купить? – спрашиваю у носильщика с тележкой.

                – На площади в магазине. Но можешь не успеть. Водка нужна? Могу продать.

                – И что я с ней буду делать без закуски?

               – Ну, это дело твоё. 

Поезд тронулся. В купе никого так и не появилось. Это был второй случай в моей жизни. Годом раньше собрались мы с женой в курортное место Качу, что в Крыму. Знакомые дали адрес хозяйки, которая сдаёт хорошую комнату рядом с морем. С огромным трудом я купил два билета в купейном вагоне севастопольского поезда. Поезд был забит под завязку. Но до самого Севастополя в купе ехали мы вдвоём!  Бывает же!

               – Лимонад, пиво, кто желает, - раздалось из приоткрытой двери купе.

Я выскочил навстречу:

                - А пирожки, бутерброды есть?

               – Нет, Только пиво и лимонад. Пиво – жигулёвское, свежее:

                - Ну, давайте бутылку  пива.

                - У меня, в конце концов, икра есть, подумал я и достал из портфеля баночку.

Бегом к проводнице:

                - Может у Вас хлеб найдётся или булка? Или что-нибудь мучное?

                – Нет! Только чай.

                – А у соседей?

                – Мы хлеба не держим.

                – Тогда дайте мне, пожалуйста, чайную ложечку, пустой стакан и консервный нож.

               – Ложечку со стаканом -  пожалуйста, а ножей нет никаких. Только вилки. 

За окнами быстро темнело. Проносились огни каких-то станций. На остановках я уже не выходил. Передо мной на столике стояла бутылка с остатками пива, стакан и исковерканная ложкой баночка икры. Открыть её мне так и не удалось. Я пытался пробить крышку стопором двери в купе, пробить краем пепельницы в тамбуре – всё бесполезно. Это была мука. Идти побираться по вагонам не хотелось.  Вот, уж, действительно, «Видит око, да зуб не ймёт».  Допив пиво, я улёгся на свою верхнюю полку, указанную в билете. – Заснуть бы поскорее!



          Утром, проснувшись часов в девять, я обнаружил в купе молодого мужчину. На столике, расстелив газету, он раскладывал свёртки с едой. Увидев его лицо, я обомлел. Внизу сидел наш механик из лаборатории -  Костя. Такое же слегка цыганское лицо, тёмные волосы, нос с лёгкой горбинкой, зелёные глаза. Я спустился с полки. Нет, этот, пожалуй, постарше.

                – Здравствуйте, Вы мне удивительно напоминаете нашего механика Костю Малышева.

              – Ничего удивительного. Это мой младший брат. Мы с ним похожи друг на друга, как два близнеца. Так Вы -  Александр Михайлович! Костя часто рассказывает про лабораторию и про Вас. А я, вот, возвращаюсь от родственников. Из Подмосковья. Звать меня Николай.

 Тут я и рассказал ему свою печальную историю с питанием в поезде дальнего следования.

                – Это дело поправимое, - сказал Коля.

 Из одного свёртка появилась варёная курица, из других -  огурцы, помидоры, сало, хлеб чёрный и батон.

              – Вот видите, – какие у нас с братом родственники, - приговаривал мой спаситель,  доставая ещё масло и соль,

                - А я, ведь, не хотел брать. Пригодилось!

Что происходило со мной, пока он всё это разворачивал, описать словами невозможно.  Всплывала аналогия с моей кошкой, когда она по утрам ждёт вожделенную печёнку. Она приласкается к каждой моей  ноге, к ножке стола, стула, мурлычет, преданно глядя в глаза. Но я виду не подавал, хотя внутри всё тряслось.

                – Ну, и по такому случаю, надо ещё и водочки, - завершил подготовку к утренней трапезе запасливый Коля, доставая поллитровку самогона.

 Дальше было молчаливое поглощение пищи с моей стороны. Говорил, в основном, Коля. Потом, насытившись, я вступил в беседу. Поднимал тосты,  лениво закусывая помидорами и огурцами.

                – Коля! Может, икру откроем, помнишь, я тебе рассказывал?

               - Да, вроде, уже наелись, Александр Михайлович!

                – Тогда возьми одну банку себе. Больше ничем не могу тебя отблагодарить.

Я отдал ему неповреждённую баночку с икрой, а банку с исковерканной крышкой взял себе на память. Правда, пролежала она недолго…  А  поезд подходил к Питеру. Первое, что я сделал, появившись на следующий день в лаборатории, -  я крепко обнял нашего  механика Костю:

                - Спасибо тебе, Костя, за брата!