Духовное горнило Кавказа

Али Албанви
В преддверии значимого события – долгожданного юбилея святого и вечного города Дербента, будет уместно напомнить о том, что помимо неофициального административного статуса столицы Южного Дагестана, Дербент как в прошлом, так и в настоящем остается  городом религиозных наук и знаний.

Дербент X — начала XIII вв., предстает перед нами как один из главных мусульманских духовных центров региона. Это был город ученых, историков, знатоков хадисов, суфиев, знаменитых суфийских наставников. Одним из влиятельных суфийских шейхов и аскетов (захид) был Йусуф б. Ахмад Абу-л-Касим ад-Дарбанди ал-Фука’и (ум. в сер. XI в.). Он преподавал мусульманское право не только собственно в Дербенте, но и в арабских поселениях, «исламских центрах» в окрестностях города.

В 1064 г. в Дербенте скончался Абу-л-Валид ал-Хасан б. Мухаммад ад-Дарбанди ал-Балхи ас-Суфи — личность, широко известная в мусульманском мире. Он был хафизом, знатоком хадисов, учился у различных преподавателей в Багдаде, Дамаске, Балхе, Александрии, Нишапуре, Самарканде.

Его сын, Маммус ад-Дарбанди, также получил основательное образование в различных городах халифата, до 1075 г. был придворным историографом Хашимидов — правителей Дербента. Новейшими исследованиями установлено, что именно он был автором ценного исторического сочинения «История Ширвана и Дербента», считавшегося до последнего времени анонимным.

В Дербенте развернулась деятельность Йусуфа б. ал-Хусайна б. Дауда ал-Баби ал-Лакзи (ум.до 1089–90 г.) — знатока хадисов, историографа династии Аглабидов в Дербенте, последователя школы шафиитов.

Долгое время в городе жил Абу Бакр Мухаммад б. Муса ад-Дарбанди (ум. в первой половине XII в.), автор уникального суфийского энциклопедического словаря «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»). Книга стала выдающимся явлением мусульманской историографии XI — начала XII, значительным памятником мусульманской религиозно-философской мысли. Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди основал собственное собрание («маджлис»), у него было большое число учеников и последователей в различных областях халифата.

Многие выходцы из Дербента успешно учились в городах халифата. Особой популярностью пользовался Багдад, интеллектуальный центр халифата. Здесь в медресе ан-Низамийа учились происходившие из Дербента Муса б. Ашир аш-Ширвани ад-Дарбанди, впоследствии известный шафиитский факих и Муса б. Йусуф ал-Лакзи Абу ‘Абдаллах ад-Дарбанди (ум. в первой четверти XII в), также прославившийся как крупный знаток мусульманского права.

С Дербентом связано также имя Хакима б. Ибрахима б. Хакима ал-Лакзи ал-Хунлики ад-Дарбанди. Как писал знаменитый энциклопедист Йакут, он был шафиитским факихом, достойным, авторитетным, изучал мусульманское право в Багдаде у ал-Газали, знал много хадисов. Он жил в Бухаре вплоть до самой смерти «в ша‘бане 538 года», т.е. в феврале или марте 1144 г. Как пишет А.К. Аликберов, в XI в. в Дербенте существовали устойчивые традиции хадисоведения, теории мусульманского права, суфийской и исторической литературы. Город уже давно находился в орбите активно функционировавшей духовной жизни халифата. В 70-х годах XI в  связи с включением региона в сферу влияния Сельджукидов, духовные контакты местных ученых с остальным мусульманским миром значительно расширились.

Походы монголов (1220, 1239 гг.) нанесли большой урон городу, но во второй половине XIV в. город стал восстанавливаться как крупный экономический и культурный центр. В энциклопедических справочниках опять стали появляться имена знаменитых дербентцев, в том числе и женщин. 

Так, например, сообщается о том, что в 1373 г. в Каире в возрасте 76 лет скончалась Фатима бинт Мухаммад ад-Дарбанди по прозвищу Ситт ал-‘аджам, учившаяся у известных ученых Дамаска и Египта. Затем сама имела учеников по хадису.

В Дербенте жил Зайнаддин Абу-л-Ма‘али ‘Абдалмалик ал-Халаби ал-Баби, автор «Далаил ал-Минхадж», комментария на знаменитый юридический трактат «Минхадж ат-талибин» Мухйиаддина Закарийа ан-Навави (ум. в 1278 г.). В 1436 г. Мухаммад б. Ахмад ал-Баби аш-Шафи‘и снял копию с автографа этого сочинения (ал-Вафайат та’лиф Такиаддин Абу-л-Ма‘али Мухаммад Рафи‘ ас-Сулами).

Помимо прочего дагестанская историческая хроника «Дербенд-наме» сообщает о прибытии Харуна ар-Рашида в 173/789– 90 гг. в Дербент и о предпринятых им мерах по благоустройству города. «Он провел в Дербент арыки с водой, построил мельницы, повелел сделать много садов и огородов. Он дал повеление брать (средства на) расходы для ремонта арыка от доходов от земледелия и от садов. Чтобы жители Дербента не платили мельничный сбор, расходы на ремонт мельниц будут (брать) с расходов от земледелия и садоводства».  В каждом квартале построил амбары и мечети. Дербент стал благоустроенным. В действительности е по мнению современных историков Харун ар-Рашид в Дагестане не был, работы по благоустройству города и развитию хозяйства проводили наместники халифа.

Нельзя не упомянуть такую личность, как Абу Муслим ал-Гази — один из самых сложных, запутанных, одновременно чрезвычайно популярных образов в истории Дагестана, особенно в истории исламизации дагестанского общества.

Абу Муслим современных легенд — это обобщенный образ героя-исламизатора, возникший благодаря слиянию воедино нескольких прототипов исламских миссионеров арабского, иранского и местного происхождения, действовавших на Северо-Восточном Кавказе в VIII–ХVI вв. С именем Абу Муслима предания связывают повсеместное распространение ислама, назначение и утверждение местных мусульманских правителей.

Ему приписывается курайшитская генеалогия, восходящая к ‘Абд ал-Мутталибу, деду Пророка, его родиной объявлен Шам (Сирия). Как видно из дагестанских хроник и строительной надписи ХVIII–ХIХ вв., с именем Абу Муслима связывается соборная мечеть в Дербенте, а также ряд мечетей старейших лезгинских, агульских, даргинских, табасаранских, цудахарских, аварских селений (Кала-корейш, Камах, Каракюре, Ахты, Кочхюр, Мака, Рича, Фите, Акуша, Джафуг,Кумух, Чох).

Ему приписывают несколько «святых» мест (зийарат, пир) — в сел. Чурдаф, Хучни, Хунзах, Чох, Ахты. Арабские авторы IX– XII вв., описывая процесс завоевания и исламизации Дербента и других дагестанских земель, называют Масламу — крупного арабского полководца, брата халифа Хашама, правителя Ирака и Хорасана. В дагестанских же хрониках имя Масламы заменено именем Абу Муслима Хорасанского (ум. 755), свергателя династии Омеййадов.

В Дагестане Абу Муслим не был. Хасан Алкадари пишет о другом Абумуслиме, прибывшем в Дагестан с миссионерской деятельностью.

Наибольшие сведения об ученых, дербентцах дагестанский энциклопедист Назир из Дургели (1891—1935) сообщает ссылаясь на работу  Йакута «Му‘джам ал-булдан»(«Словарь стран»).

Например в  статье «Баб ал-абваб» Йакут пишет: «Из Баб ал-абваба происходит ряд (известных людей) в том числе — Зухайр ибн Нуайм ал-Баби и Ибрахим ибн Джа‘фар ал-Баби. Сказал ‘Абд ал-Гани б. Са‘ид: «Он (т.е. Ибрахим) творил в Египте, и я знал его. Зухайр и Ибрахим происходят из Баб ал-абваба, а это город Дербент, оттуда происходит также и Хасан ибн Ибрахим ал-Баби. Ал-Хасан ибн Ибрахим ал-Баби, он изучал хадисы у Хумайда ат-Тавил. От него взял свое знание ‘Иса, сын Мухаммада ал-Багдади. Среди них Хилал ал-‘Ала’ ал-Баби. У него учился (хадисам) Абу Нуайм ал-Хафиз. Рассказывают со слов Хамида ат-Тавил, который передает со слов Анаса, а он со слов пророка...».

Далее Йакут упоминает имена нескольких передатчиков, а также выходцев из Дербента (но избегая каких-либо подробностей о них). Многие из этих имен встречаются и у арабиста Назира Дургели.

Мухаммад ибн Хишам ибн ал-Валид Абу-л-Хасан, известный как ибн Аби ‘Имран ал-Баби. У него учился Абу Са‘ид ‘Абдаллах ибн Са‘ид ал-Ашбах ал-Кинди, у него учился Мис‘ар б. ‘Али ал-Барда‘и.

И среди них Хабиб ибн Фахд Абу-л-Хасан ал-Баби, который изучал хадисы у Мухаммада ибн Дусти; а у него хадисы изучал Абу Бакр ал-Исма‘или; рассказывают, что он слушал двести семьдесят [хадисов] у Баб Мухаммада ибн Аби ‘Имрана ал-Макарри.

Среди них Мухаммад ибн Аби ‘Имран ал-Баби ас-Сакафи. А имя Аби ‘Имрана — Хишам, по происхождению он из Баб ал-абваба, поселился в Барда‘а, он получил свое знание от Ибрахима ибн Муслим ал-Хваризми. Все это упоминается у шейха Йакута ал-Хамави в «Му‘джам ал-булдан» («Словарь стран»), выдающегося шейха Муртада аз-Забиди в «Тадж ал-‘арус шарх ал-Камус» («Корона невесты в пояснении Словаря»).

Усман ибн Мусаддад б. Ахмад ад-Дарбанди, Абу ‘Амр б. Абу-л-Касим. Ибн ас-Самани упоминает, что он был известен как факих Багдада, он изучал мусульманское право у Аби Исхака аш-Ширази, слушал Абу-л-Хусейна ибн ал-Мухтади и (Абу-л-Хусейна) ибн ан-Нукура и других. Он скончался после пятисотого года. Его упоминает «Баракат ал-Анам ат-Тадж» в «Табакат ал-Кубра».

Мирза-бек аш-Шу‘а‘и. Известно что он был из лезгинской области Кюре, селение Ушдул (Штул, сов. Курахский район, Южный Дагестан). Отца его звали Исрафил. Он был делопроизводителем и секретарем у Амира Султанбека, и когда последний переселился в город Дербент, то вместе с ним Мирза-бек, его отец и вся его семья также переселились в Дербент. Наконец, Российское правительство обвинило его и отправило в Россию, где он оставался много лет, пока не вернулся в город Дербент. Он был человеком проницательным, сообразительным, способным. Он знал русский и персидский, у него было большое число сочинений и стихов. Скончался он в 1894 г. по христианскому летоисчислению.

Его младший брат Мирза Джабра’ил-бек Сипехри был весьма искусен в стихах на персидском языке. Некоторое время он был преподавателем мусульманского права в Дербенте. Скончался он в 1902 г. по христианскому летоисчислению.Мирза Мухаммад Кумри, сын покойного Ибрахима, родился в 1235 г. Когда он стал взрослым, он учился в мактабе и медресе, (где) получил знания. Известно что он был весьма силен в персидском.

Что касается ученых Дербента, творивших в последние века, то мы еще упомянем о них, включая также и шиитов.  В Дербенте жил и Ахмад б. ал-Хусайн б. ‘Абдаллах аш-Ши‘и ал-Гада’ири (ум. в сер. XI.) — верховный судья (кади ал-кудат) и духовный глава шиитской общины города, также имевшей много учеников и последователей.  Мард ибн ‘Абдаллах ад-Дарбанди —ученый, «соединяющий в себе науки и добродетели».

Кади Акамир Ахмад-ахунд был шафиитским имамом в Дербенте, глубоким знатоком арабского языка (фи-л-‘араб), особенно персидского языка. Ал-Хаджж Файдаллах-ахунд — ученый, (хорошо) знавший арабский и персидский языки. Ал-Хаджж Йахйа-ахунд — превосходно знал арабский и персидский языки.

Мирза Мухаммад Казим ад-Дарбанди — был превосходным ученым, искусным врачом, он превосходно знал арабский и тюркские языки. Он изучал также арабский язык, у него много стихов на персидском и тюркском языках.

Назар ‘Али-ахунд ад-Дарбанди — был истинным ученым в имамитском мазхабе, его перу принадлежат арабские субкомментарии на «Тафсир» ал-Кади ал-Байдави. Ему же принадлежит самостоятельное сочинение в области тафсира в четырех томах под названием «ал-Бурхан ал-кати‘». Он получил свои знания в Дагестане, Иране, Ираке. Затем он вернулся в Дербент, где занимался научной и преподавательской деятельностью. Позже он вернулся на свою родину, в Иран, где и скончался.

Малла Ака-ахунд ибн ‘Абид ад-Дарбанди. Получал знания и совершенствовался в Дагестане, Иране, Ираке. Он был превосходным муджтахидом имамитского мазхаба. Среди его сочинений на арабском языке имеется «Хаза’ин ал-ахкам». Скончался он в Иране.

Мухаммад ‘Али ал-Хаджжи Казим-бек ад-Дарбанди был философом своего времени и искусным ученым. Его перу принадлежит «Мифтах кунуз ал-Кур’ан», которому не было подобного в то время.  Это — (перечень) ученых города Дербента последних веков, они жили в тринадцатом веке. Мы их коротко упомянули, даже если большинство из них было шиитами, из-за уважения ко всем мусульманам и к науке.






Али Албанви






Литература:


1)"Услада умов в биографиях дагестанских ученых". (Нузхат ал-азх;н ф; тар;джим ‘улам;’ Д;гист;н) Дагестанские ученые Х — ХХ вв. и их сочинения/ Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Москва 2012 г.




На фото: дербентская Джума-мечеть (733—734) — старейшая мечеть в России и на территории СНГ. Мечеть находится в центре старой части города Дербент.