Сулайман ал-Лакзи - лезгинский богослов

Али Албанви
АЛ-ЛАКЗИ, САДР АД-ДИН СУЛАЙМАН АД-ДАГИСТАНИ — мусульманский богослов, факих шафи‘итского мазхаба. По сообщению Ибн Баттуты (ум. 1369) правовед Садр ад-дин ал-Лакзи из «Страны лезгин», работал в городе Сарай-Берке на Волге – столицу известного татарского правителя Узбека.

В передаче Назира ад-Дургили (ум. 1935) рассказ этот выглядит следующим образом: «Садр ад-дин Сулайман ал-Лакзи ад-Дагистани был факихом шафи‘итского мазхаба и выдающимся имамом, современником имама Ну’ман ад-дина ал-Хваризми. Он отправился в город Са¬рай, в ханскую столицу, о чем было сказано выше. Там он препода¬вал, работая (одним из) шафи‘итских мударрисов. Это случилось в 743 [1343] году. О нем упоминает Ибн Баттута в своём знаменитом „Путешествии”» («ар-Рихла»).

Описывает упомянутого Лезги Сулеймана [такими словами на арабском языке]: «Ва бих; мин мадрас; аш-Ш;фи‘ийа ал-фак;х ал-им;м ал-ф;дл Садрадд;н Сулайм;н ал-Лакз; ахад ал-фудал;’», то есть, «из числа шафиитских преподавателей был там, то есть в Сарае, знаток шариата (факых), имам, достойный ученый (ф;зыл) Садреддин Лезги Сулейман», тем самым подтверждая наличие в восьмом веке хиджры в числе дагестанских ученых упомянутого Лезги Сулеймана.

У самого Ибн Баттуты этот пассаж выглядит следующим образом: «Мы прибыли в город Сарай, известный как Сарай Барка… в нем [живёт] один из шафи‘итских мударрисов, факих, достойный имам Садр ад-дин ал-Лакзи, один из превосходных имамов». Важно также отметить, что у дагестанского энциклопедиста ад-Дургили, Садр ад-Дин ал-Лакзи наделён второй нисбой «ад-Дагистани», которая у Ибн Баттуты отсутствует, не встречается и у других арабских авторов XIV–XV в.


Автор: ‘Али Албанви





Литература:


1)"Услада умов в биографиях дагестанских ученых". (Нузхат ал-азх;н ф; тар;джим ‘улам;’ Д;гист;н) Дагестанские ученые Х — ХХ вв. и их сочинения/ Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Москва 2012 г.