О языковом шовинизме

Азамат Джанымбей
...или о языке слов и языке поступков.

Сегодня нет, наверное, ни одного сайта, посвященного национальным проблемам народов, где бы не обсуждалась и не подчеркивалась проблема исчезновения их национальных языков.
 
Удивляет ни то, что эта проблема воспринимается остро, порой даже трагически, сколько то, что есть люди, которые сознательно, а чаще просто не замечая этого, позиционируют себя, как своего рода языковые шовинисты, чьи рассуждения, при их логическом развитии, отдают худшими образцами примитивного нацизма.

Когда слышишь их рассуждения о том, что национальность человека, а, следовательно, и его право считать себя представителем определенного народа, зависит от знания им языка именно этого народа, диву даешься. Понимают ли они всю абсурдность такого подхода к проблеме национальной идентификации?

Я не хочу разворачивать здесь научный анализ этой проблемы. Хочется только спросить таких людей – по каким признакам, кроме языка, способны они отличить своих соплеменников от чужих? Если язык это единственный признак, то какие положительные последствия имеет он для его носителя? Пусть назовут хотя бы одно или два нравственных или иных качества, которые присущи человеку исключительно именно в силу того, что он носитель именно ЭТОГО языка. Какие человеческие качества отсутствуют у тех людей, которые ЭТОГО языка НЕ знают?

С учетом истории, в том числе недавней, народов Черкесского мира хочется задать еще более конкретный вопрос. В чем, например, абхазы, воевавшие против оккупационных войск Госсовета Грузии в 92-93 годах, не говорившие на абхазском языке, уступали по храбрости и самопожертвованию тем, кто не только говорил, но и думал на абхазском языке? Знатоки языка обладали какими-то особыми абхазскими качествами и среди них не было как героев, так и трусов и предателей? Абсурд.

Увы, этот абсурд порой замечается лишь тогда, когда кажущиеся безобидными рассуждения и аргументы погружаются в реалии жизненных ситуаций, в которых мало ЯЗЫКА СЛОВ, когда главным становится ЯЗЫК ПОСТУПКОВ. Вот тогда и проявляется Истина, а точнее подлинная природа человека, которую никакая определяемая ЭТИМ языком этнопсихология не может ни улучшить, ни ухудшить. Всё чуточку сложнее, а заодно и просто, как и всё, что от Бога.
 
Вернуть в употребление язык, научить ему своих соплеменников при нынешних технических возможностях, тем более при наличии материальной поддержки и политической воли тех, от кого это зависит, не составляет труда. Куда сложней, а порой и невозможно, научить людей СОВЕСТИ, и проявлению того, что мои учителя называли понятием СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА.

Это то, что присуще исключительно людям – такие качества, как осознанная нравственность, юмор, самоирония, сердечность, чувство справедливости, научное логическое мышление и другие. И, наконец, осмысленная Вера.

Вместо заключения. Хочу обратиться к своим соплеменникам - понимая всю важность сохранения нашего родного языка, призываю всех нас не делать трагедию из-за того, что многие сегодня его не знают. Куда важнее, чтобы они помнили КТО они, то есть знали историю своих семей, фамилий и, главное, народа, а также практиковали в жизни лучшие образцы ЭТИКИ ПОВЕДЕНИЯ наших предков.
 
На самом деле нас не так мало, как может показаться из-за того, что многие из нас не говорят на родном языке. У нас всегда будет возможность изучить и более широко использовать его, никуда он не исчезнет. Принципиально важно, и это верно для любого народа, чтобы не была потеряна ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ и СОВЕСТЬ.
 
Первое - ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – это основа этнонационального самосознания, она позволяет людям различать между собой многочисленные народы мира.
 
А второе – СОВЕСТЬ - это основа для того, чтобы быть в единстве с лучшими представителями других народов, на каком бы языке они не говорили…