Шляпки

Вера Полуляк
     Алевтина и Тамара, раскрасневшись  от легкого морозца, весело щебеча  и смеясь, распахнули входную дверь и нерешительно остановились на пороге. В доме были гости.

     Впрочем, робость быстро прошла. Тётю Тоню  они хорошо знали. Она жила по соседству и часто заходила к маме Тамары - Евдокии Семёновне. Просто так, поговорить о том, о сём. Попить чайку с вареньем.

     Варенье в этой семье всегда было душевное - из садовых и лесных ягод и фруктов. Яблочное варенье – обязательно прозрачное, ароматное, с  мелкими, цельными  кусочками яблок. А  варенье из куманики, собранной в лесу, и вовсе было просто волшебным, впитавшим в себя аромат трав и силу бескрайних просторов.

      Евдокия Семёновна сама собирала ягоды, лес был её страстью. Пропадала там всё лето и осень. Как уедет с утра, так только к ночи и вернётся, с полной корзиной грибов и ягод. А если ненароком заблудится, то могла и заночевать в лесу. Леса не боялась, но беспокоилась за дочку, которая будет волноваться. Жили они с ней вдвоём, после того, как умер Матвей, отец Тамары.

    Варенье из куманики и земляники стояло и в этот раз на столе в специальных розетках.

     В маленькой комнате, служившей одновременно гостиной и спальней, было тепло и уютно.

     Антонина и Евдокия невольно заулыбались при виде впорхнувших в комнату девушек, по счастливым лицам которых было видно - экзамен сдали на отлично. Девушки учились в педагогическом училище. В стенах этого учебного заведения они познакомились два года  назад при зачислении. И подружились.

     Свою дружбу они сохранят на десятилетия. Всегда будут идти по жизни  рядом, радоваться успехам друг друга, спешить на помощь в трудную минуту. Но всё это будет потом - радости и печали, потери и разочарования.

     А пока они – молодые симпатичные студентки, у которых вся жизнь впереди.  И будущее видится им светлым и безоблачным.

     Евдокия Семёновна усадила девушек за стол, напоила чаем, расспросила о том, как прошёл экзамен. Подружки наперебой делились своими впечатлениями. Рассказали, какие билеты вытянули, как отвечали, как их слушал преподаватель, какие вопросы задал. Щебетали и щебетали, щедро делясь с окружающими своим хорошим настроением и молодым задором. Поведали и о том, что сегодня всей группой они идут гулять в парк. Забежали  домой только для того, чтобы оставить сумки. И, спохватившись, добавили, что уже пора уходить.

- Девчонки, так вам же надо понаряднее одеться, – оживилась тётя Тоня. У меня для вас  есть кое-что. Пойдёмте ко мне скорее. Недорого отдам. Пойдёмте, пойдёмте. Не пожалеете. Будете на этой своей гулянке, как куколки, одетые.

     Тётя Тоня работала в магазине. И точно была на своём месте. И покупать любила, и продавать. Даже в нерабочее время не могла удержаться от  того, чтобы что-нибудь не продать из своих запасов, которых у неё было немерено. Ежели в магазин завозили, к примеру, кофточки, брала сразу несколько.

- Самой не подойдут, так продам, - отвечала она на все расспросы.

     Об этой особенности тёти Тони в их маленьком городке знали все. И нередко обращались к ней, если что-либо не могли найти в магазинах. В те годы в стране был повальный дефицит .

     Тётю Тоню бы да в наши девяностые годы с такими талантами! Вот там бы она развернулась. Но Антонине выпало жить  в своё   время.

    В другой раз Тамара с Алевтиной с удовольствием посмотрели бы на тёти Тонины припасы. Но сегодня они торопились. И хотели было отказаться. Но, подумав, всё же согласились. По большей части - что бы не обидеть  тётю Тоню.

     Пришли к ней домой. Тётя Тоня,с нескрываемой гордостью, вытащила из шкафа две шляпки.
--Смотрите, что у меня есть! Вам будут как раз в пору. Красавицы вы мои! Ну что вы всё в платочках и в платочках ходите? Девки вы молодые, красивые, приметные. Нате-ка! Примеряйте скорее. Вот зеркало.

     Тётя Тоня, не давая девушкам опомниться, суетилась возле них, как наседка.
- Вот эта, чёрная, тебе, Тамара, подойдёт. А тебе, Аля, в горошек лучше будет.
Сама ловко надела шляпки девушкам на головы. И, всплеснув руками, отошла вглубь комнаты, скрестила руки на груди.

- Красавицы вы мои! – воскликнула она. Ну, что я вам говорила? Не соврала! Смотрите сами! Так и идите в шляпках гулять.

     Подружки по очереди смотрелись в зеркало. Как-то не привыкли они к шляпкам. Даже таким, без полей, больше похожим на береты. Зимой укрывали голову шалью, весной и осенью лёгкими платками. В их маленьком провинциальном городке дамы в шляпах - большая редкость. Даже  учителя  в педучилище шляп не носили. И мама Али, работавшая  учительницей в школе, тоже обходилась без шляпок.

      Это было начало пятидесятых годов прошлого века…

     Но, покрутившись возле зеркала, наслушавшись воркования тёти Тони, всё же девушки приобрели  для себя эти обновки.

     Выйдя на улицу, первым делом решили зайти в фотоателье и сделать на память снимок.

    А потом, прежде  чем идти гулять, не удержались, забежали домой к Тамаре, и, смеясь, сменили шляпки на привычные платки…

    Так эти шляпки и лежали в шкафу ещё долгие годы. Стеснялись, почему-то, девушки их носить. Ни разу больше и не надели.

  А фотография получилась удачной, по-моему…

     Глядя на неё спустя годы и десятилетия,  Алевтина и Тамара всякий раз вспоминали тот счастливый день, когда были молоды.

     И когда всё ещё было впереди…


Фото из семейного архива.