Нет, я не кандидат в лауреаты на Нобелевскую преми

Владимир Голдин
НЕТ, Я НЕ КАНДИДАТ В ЛАУРЕАТЫ НА НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ, НО…

О Нобелевской премии много и часто пишут в средствах массовой информации, на интернете, много говорят в кулуарах на кухне, но интерес к этой теме не ослабевает. Попасть русскому ученому, литератору, общественному деятелю в списки по присуждению премии очень сложно, а получить её вдвойне сложней, чем американцу или европейцу. Но если ты оказался в Стокгольме, то пройти дорожку к славе лауреата тебе помогут гиды. Интересно пройти этот путь ради любопытства, так как очень велик авторитет этого признания.

Наш гид, Ольга, эмоционально, вибрируя голосом и в такт мысли, воздевая руки то к небу, то к витрине какого-нибудь экспоната, с глубоким знанием предмета, провела нас по нобелевскому пути.

Всё началось с небольшой площади Стокгольма. На площади когда-то давно построили небольшой дом с пилястрами. Как у каждого дома у этого также имеется входная дверь. Стеклянная дверь – двухстворчатая. На одной половине двери указаны дни и часы работы нобелевского комитета, на другой профиль Альфреда Нобеля, который всем известен широко из публикаций портрета на медали его имени. Из этого здания рассылаются по всему миру в научные и общественные центры приглашения по выдвижению кандидатур на премию. Списки кандидатов, поступивших в это здание, держатся в секрете, и раскрываются через пятьдесят лет. Так, что соискатели и не знают до поры до времени об этом факте. Бывали случаи, когда выдвигали того или другого кандидата на премию десятки раз, но он так и не получал признания. Работа комитета по присуждению премии – это скрытая борьба научных, общественных, политических, корпоративных, и, конечно, личных мнений. Элементарная зависть к сопернику, врагу, сотоварищу, в области научных достижений, субъективные и объективные страсти, незаметно и тихо бушуют в этом небольшом здании.
Члены жюри Нобелевской премии, как и все люди, живущие на Земле, хотят кушать после трудов праведных.

Ольга ведет группу по узким улочкам старого города, по пути загружая наш мозг дополнительной информацией. Мы втискиваемся в какую-то щель между домами, построенными почти впритык, так чтобы средневековые дамы с их широкими юбками не могли пройти по этой улочке. Секрет этого строительства прост, во дворе этих зданий раньше находилась пивная и, чтобы жены не мешали отдыху мужей, хозяин заведения построил два дома в защиту своих завсегдатаев.
Но наш путь лежит к более значимому заведению общественного питания, туда, где члены нобелевского жюри за едой продолжают обсуждать выдвинутые кандидатуры и научные труды соискателей. Скорей всего здесь и решаются судьбы жизни и славы будущих лауреатов. После таких завтраков и ужинов и объявляются имена Нобелевских лауреатов текущего года. Нам, туристам, остается только фотографироваться со скульптурой повара, поставленной перед закрытой дверью элитного общепита.
Жюри решило судьбу лауреатов и неудачников.

Лауреаты готовятся к торжествам, заказывают платье, готовят нобелевскую речь. Организаторы готовят проведение торжественного заседания, обеда и концерта.
Торжества, в основном проходят в Голубом зале Ратуши города Стокгольма. Кто-то и почему-то назвал этот зал Голубым, но ничего голубого здесь нет, скорей преобладают оттенки коричневого, но это не наше дело, каждый по-своему видит цвета и оттенки не только этого зала, но и самих лауреатов и их достижений.
В зал Ратуши приглашается до полутора тысяч гостей, включая виновников торжества с семьями. Король Швеции вручает дипломы лауреатов. Все действия гостей и обслуживающего персонала расписано по секундам. Изысканное меню держится в секрете. В 2014 году, «к столу Нобеля» подавались Камчатские крабы, деликатесы, которые поздней может заказать каждый, кто обладает суммой не менее двухсот долларов США.

Накануне торжества лауреат, парадно спускается по гранитной лестнице со второго этажа,  в пролете, специальный выступ, с кафедры, произносит речь. В обычный день кафедра прикрыта какой-то серой тряпицей, вокруг масса народа, все рисуют в своем воображении себя, грешного, у этой кафедры и бросив взгляд в глубину огромного зала видит себя во фраке за шикарно сервированном столом…  Сейчас зал заполнен группами туристов, как осенью цветной гаммой опавших листьев.

Гид ведет группу от стенда к стенду, ещё доносит до сознания какие-то мелочи нобелевского торжества, которые уже не укладываются в голове, мысли роются в списке Нобелевских лауреатов. И вдруг, как ушат воды, останавливает полет мыслей и мечтаний, информация о том, что с этого торжественного обеда пропадают отдельные составляющие сервиза. Мы стоим у витрины, где под стеклом стоят фужеры, тарелки, вилки, ножи. Всё это отмечено золотом. Представьте себе чопорно одетых мужчин во фраках, оголенные плечи женщин в вечерних платьях и среди них находятся люди готовые унести на память какую-то часть этой выставки. Чему удивляться, это тоже люди, и с ними случаются подобные случаи, как на обычном фуршете, где-нибудь в Москве, Саратове или Екатеринбурге.

Экскурсия закончилась, но мысли возвращаются к списку Нобелевских лауреатов по литературе от СССР- России. В этой номинации преобладают представители англоязычные и европейские авторы. От России, условно, пять авторов удостоены бессмертной славы Нобелевского лауреата.

Иван БУНИН (1933) – за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической литературы. Российская империя (эмиграция).

Борис ПАСТЕРНАК (1958) – за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение великой русской эпической литературы. СССР.

Михаил ШОЛОХОВ (1965) – за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время. СССР.

Александр СОЛЖЕНИЦЫН (1970) – за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы. СССР.

Иосиф БРОДСКИЙ (1987) – за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясность мысли и страстностью поэзии. США.

Всматриваясь в этот список, вначале наполняешься гордостью за этих представителей отечественной литературы. Но дальнейшее размышление заставляет задуматься, а согласен ли ты с решением нобелевского комитета? В чем сомнения? У каждого читателя своя оценка прочитанного, своё мнение о лауреате, своё понимание политической ситуации, сложившейся в период присуждения премии тому или другому автору. И здесь начинает проявляться политизированность (предвзятость) нобелевского комитета по отношению к отдельным русским авторам, к политическому строю, а главное не глубокое понимание психологии российского читателя.

Иван БУНИН – здесь полностью можно согласиться с решением нобелевского комитета. Это имя навсегда связано с отечественным и мировым читателем. Конечно, здесь при присуждении премии учитывался антисоветский настрой писателя. Но времена меняются, а великий талант, отмеченный Нобелевской премией, навсегда останется в истории русской литературы.

Борис ПАСТЕРНАК – его «Доктор Живаго» вызывает споры, сомнения и откровенное несогласие с решением комитета. Выдвинутый американцами роман не принят широкой читающей публикой в России. Тут есть пропасть (трещина) между автором и читателями, и, чтобы, не говори ли сторонники и противники Пастернака, он не пользуется тем вниманием среди читателей, как Бунин.

Михаил ШОЛОХОВ – это, пожалуй, единственный лауреат Нобелевской премии, которого единогласно восприняли в России  читатели и представители прежней власти, власть ушла, а «Тихий Дон» любим и читаем.

Александр СОЛЖЕНИЦЫН – большой, гигантский труд совершил Александр Исаевич, но премия ему присуждена, прежде всего, по политическим мотивам, при поддержке американцев. Однако произведения Солженицына признаны основной массой читателей.

Иосиф БРОДСКИЙ – чисто политическая фигура, а не литературная, поданная в комитет американцами и зафиксированная в списке лауреатов не от России, а от США. Его «всеобъемлющее творчество» не известно широкому читателю.

Я стою на площади перед Ратушей в Стокгольме, размышляю о Нобелевских лауреатах, и прихожу к выводу, что иногда не важна работа, важен результат. Ты можешь быть автором с семью пядями во лбу, совершить открытия, затратив при этом массу труда, нервов здоровья, но если у тебя нет сильной поддержки, ты так и останешься не признанным автором.

Но мечтать и стремиться к признанию вроде Нобелевской премии нужно всегда,  а вдруг, без этого нет движения вперед и вверх.