Литература и математика. Часть1

Николай Москвитин
Глава 1.  Метод открывания дверей в авторской трактовке.

У каждой двери есть свой замок или своя щеколда или другая задвижка. Чтобы открыть дверь в какой-нибудь мир, т.е. систему связей героев, их черт и событий, надо открыть этот замок, убрать щеколду, повернуть задвижку. Это делается путём введения, т.е. мир начинает описываться либо даётся некоторое вводное замечание, после которого возможно дальше описывать герои, черты и события.
Например, рассмотрим произведение Стругацких «Понедельник начинается в субботу»[1] «Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня, прижимаясь к  самой дороге, зееленкел лес, изредка уступая место полянам, поросшим жёлтой осокой» [2] Как видите, сначала указывается, затем связь объектов с этим действием, являющейся переходом к описанию мира. Это и есть раскрытие двери. Ты касаешься щеколды и отпираешь дверь, и с тобой начинает вести диалог мир...
Замок—это в случае сложности мира, щеколда и задвижка—если мир попроще. Дверь может скрипеть, это если введение написано эмоционально.[3] Но скрип двери надо связать с реакцией на скрип, иначе останется сухая эмоция.
В дверь могут постучать, это если в тот же мир кто-нибудь захочет войти. Можно и самому постучаться, т.е. попросить Бога помочь открыть тебе этот мир. [4]
Дверь надо открыть достаточно, иначе не сможешь войти. Поэтому нельзя просто ляпнуть что угодно во введении, надо ввести человека в мир. Тогда замок, щеколда или задвижка будут открыты правильно.

Упражнение 1. Что делать, если открываешь дверь в литературный мир и тебе страшно?

Упражнение 2. Как трактовать с помощью этой теории то, что в комнате что-то или кто-то не дают открыть дверь?

Упражнение 3. Как связана мелодия скрипа и реакция на скрип (бывают иногда очень музыкальные скрипы)?

Упражнение 4. Как трактовать то, что на стук не отвечают из-за своей глухоты?

Упражнение 5. Можно ли превратиться в маленького зверя, чтобы проникнуть в недостаточно раскрытую дверь?


Глава 2. Философия приближения.

Приближающийся, считая себя неподлвижным, может думать, что сам объект к нему приближается. Как у Успенского Печкин в сказочной повести «Дяд Фёдор, пёс и кот»[5]. Далее, может быть страх прикосновения области, когда в сказках герой может попасть внутрь, как Гарри Поттер попадал в школу волшебников Хогвартс [6]. При этом если два человека будут стремиться к одной точке в стене, им будет ещё страшнее, но при этом то, что сам объект к ним приболижается, их вообще мучить не будет. Итак, мы пришли к выводу, что два исследованных чувства-события несовместны. Но...
Теперь, при приближении нарисованный объект на стене будет увеличиваться, и в этом случае будет страшно, но человек поймёт, что он приближается к объекту. А если не поймёт, ему всё равно будет страшно. То есть всё же указанные события могут быть совместны, если на стене что-то нарисовано. Далее, сам объект при приближении на самом деле не меняется, это значит, что изменение чувств обусловлено не самим объектом, а внутренним отношением к нему. Вот теперь можно сказать, что данная тема исследована с достаточной степенью тщательности.

Упражнение 6. Каковы могут быть чувства героя, если ему будет казаться, что стена увеличиваетсмя «слишком быстро»?

Упражнение 7. Какой из двух вариантов чувств будет работать по отношению к второй стене, которая, допустим, существует за первой на небольшом расстоянии.

Упражнение 8. Что будет, если: а) Ни на одной из этих стен нет рисунков; б) Рисунок (страшный, не страшный) есть только на первой стене; в) Рисунок(страшный, не страшный)  есть только на второй стене; г) рисунки (страшные, не страшные) есть на обоих стенах?

Глава 3. Приведение мыслей к началу нового произведения.

В качестве начала произведения нужно выбрать наименее зависящее от всех других действий действо; либо, можно выбрать действо, у которого больше всего следствий. Следующее действо можно искать совершенно по той же методике.
Например: в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» всё начинается с фразы «Когда мне было шесть лет, в ниге под название «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса,я  увидел однажды удивительную картину» [7].  То, что герою было 6 лет, никак не связано с тем, что он увидел маленького принца или даже с тем, что он обязательно должен был прочитать про удава. С другой стороны, из этой фразы выводится осноная идея произведения--Идея Благородства Детской Души.
А теперь рассмотрим, как начинается повесть «Крокодил Гена им его друзья». «Наверное, у каждого из вас, ребята, есть своя любимая игрушка. А может быть, даже две или пять».[8] Разве это зависит от того, что эти игрушки оживут? Или от того, что их так-то назовут, с ними случатся такие-то события. С другой стороны, из этого выводится, какие будут герои и почему они будут любимыми.

Упражнение 9. Что делать, когда на начальное действо много кандидатов?

Упражнение 10. Сколько максимально действий в начале произведения и правильна ли постановка такого вопроса?

Упражнение 11. Как применить идеи этого параграфа к действию-кульминацию и к действию-окончанию?

Упражнение 12. «Задать вопросы»--не в этом ли суть данного метода? Как Вы поясните с помощью идей данной главы, что началом произведения часто может быть идея «абстрактного существования»?

Глава 4. Приведение начатого литературного произведения к гармоничному виду.

1) Важно, чтобы каждый герой, каждая мысль, слово, действие были связаны  с остальными как можно большим числом связей (например, рефрен «Да святится имя Твоё» в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» связывает мысли героя  с общей идей рассказа[9])

2) Любая связь будет трактоваться как взаимосвязь, если между объектами нет причинно-следственной связи. Например: «любовь существует как нежданный подарок» [10] Согласитесь, что любовь выражается личностью. Но эта любовь действует и для неё самой...даже когда она «безответна». А сотрудничество Куприна с властью показывает его участие в ходе истории, а он причинно-следственен. И тут уже будущее на прошлое не влияет [11]   

3) Следовательно, в произведении важна как логическая, так и причинно-следственная связь: таковы свойства языка и действия.

4) Построение произведения должно использовать научно доказанные иерархии, напр., иерархию классификаций действий[12], или примат экономической сферы в общественной жизни людей [13], или иерархию важности объектов: мысль, слово, действие[14], или типичные  последовательности действий [15]

5) Важно, чтобы все те вопросы и проблемы, которые поставлены в произведении явно, были решены. Например, в таких новеллах, как «Ольга Сур» и других поздних новеллах, светится идея «прославления простых и благородных людей—борцов, клоунов, дрессировщиков, акробатов»[16]. А в произведении «История одного города каждая глава—отдельная проблема, потому что это уже не рассказ, а большая фантастическая повесть.

6) В то же время, следует заранее задать, какие герои будут в произведении и чем оно кончится. [17]

7) Важно, чтобы произведение было жанрово единым, если же это произведение смешанного жанра, должна быть показана чёткая взаимосвязь признаков, относящихся к одному и другому жанру. Как указывалось в произведении «Техника написания произведений в необычной форме», более двух жанров или форм практически не наслаивается друг на друга. [18]

Упражнение 13. Смоделируйте в виде графа существование отношений между всеми героями любого литературного произведения.

Упражнение 14. Допустимо ли, чтобы некоторые герои произведения никак не зависели от некоторых других героев?

Упражнение 15. К каким последствиям может привести незадавания результатов раскрытия сюжета в начале работы?

Упражнение 16. Знаете ли Вы ещё какие-нибудь иерархии?  Перечислите все, Вам знакомые.

Упражнение 17. Напишите сказку ровно в 100 слов.

Упражнение 18. Любое ли произведение смешанного жанра—необычной формы?

Упражнение 19. Должны ли проблемы произведения обязательно зависеть друг от друга?

Упражнение 20. Сколько может быть проблем в литературном произведении и каково соотношение количества проблем и объёма: можно ли его найти?
Примеры решения упражнений к этому труду.

Глава 1.  Метод открывания дверей в авторской трактовке.

Упражнение 1. Что делать, если открываешь дверь в литературный мир и тебе страшно?

Надо понять, где источник страха—в герое или в открываемом мире, или и там, и там, или же вообще где-то вне. Может быть, это от тщеславия? А может быть среда тебя пугает? Если ответ «да» будет ответом на второй вопрос этого текста, есть такие варианты: можно оставить задумку; можно изменить героя, мир или и то, и другое. Если ответ «да» будет ответом на третий вопрос этого текста, мир может тебя успокоить, только если при встрече с ним тебе становится легче, ведь второй и третий вопрос могут и пересечься. Последний случай самый опасный, и 100%, что такую задумку лучше не воплощать в жизнь.

Упражнение 2. Как трактовать с помощью этой теории то, что в комнате что-то или кто-то не дают открыть дверь?

Это значит либо, что герой или мир слишком сложный, либо неугодность замысла Богу, ибо Бог вездесущ. В первом случае надо просто проанализировать проблему,  а во втором случае—бросать задумку.

Упражнение 3. Как связана мелодия скрипа и реакция на скрип (бывают иногда очень музыкальные скрипы)?

Чем мелодия приятнее, чем менее раздражённая эмоция тебя посетила, т.е. ты как-бы запел, по крайней мере, душа твоя запела, тем более хорошая реакция на скрип. Чем мелодия противнее, чем хуже выражение увлечения тобой героем и миром (тщеславие, например), тем действия и мысли твои будут противнее.

Упражнение 4. Как трактовать то, что на стук не отвечают из-за своей глухоты?

Значит, герой или мир слишком сложно, и надо усилить попытки.

Упражнение 5. Можно ли превратиться в маленького зверя, чтобы проникнуть в недостаточно раскрытую дверь?

Нет, ибо человек и есть человек, а животное обладает намного меньшим достоинством! Но вот герой может. Например, герой Нильс превратился в гуся в одной из сказок, или царевич в сказке «Красавица и Чудовище».
К тому же лень—мать всех пороков, и без труда не выловишь и рыбки из пруда. Поэтому дверь открывать надо достаточно.

Глава 2. Философия приближения.

Упражнение 6. Каковы могут быть чувства героя, если ему будет казаться, что стена увеличивается «слишком быстро»?

Ему будет страшно. Кроме того, более быстрое движение к стене, чем он ожидает (как ему, во всяком случае, кажется), означает, что он не успеет всё продумать, он как бы погрузиться в сон, ему начнёт казаться, что он сейчас ударится, т.е. при кажущемся увеличении стены усилится страх и, кроме того, отключаться некоторые чувства. Действительно, визуальный контакт героя сильно напряжён, также, как и тактильный. Правда, у меня была теория «мементоморических состояний», в которой все чувства героя напоминают о Смерти. Но право же, это возможно только в фантастическом мире.

Упражнение 7. Какой из двух вариантов чувств будет работать по отношению к второй стене, которая, допустим, существует за первой на небольшом расстоянии.

Возможно и то, и другое. Если стены разные, скорее всего, будет вариант «стена на меня кидается». А если одинаковые, скорее всего, будет вариант «мне страшно», тем более что чувство страха, испытанное один раз, ничуть не ослабляется новой опасностью.

Упражнение 8. Что будет, если: а) Ни на одной из этих стен нет рисунков; б) Рисунок (страшный, не страшный) есть только на первой стене; в) Рисунок(страшный, не страшный)  есть только на второй стене; г) рисунки (страшные, не страшные) есть на обоих стенах?

А) Герой не будет заинтересован миром очень сильно. Б) Если рисунок страшный на первой стене, вторая стена не будет такой страшной, но чувство страха усилится, как и при «слишком быстром увеличении стены». Если рисунок не страшный, мир заинтересует. В) Если рисунок страшный, то чувство страха будет поддерживаться. А если не страшный, то чувствоа страха сменится чувством заинтересованности. Г) Если рисунки страшные, человек вообще может в обморок упасть, а если не страшные, чувство страха вообще не будет.

Глава 3. Приведение мыслей к началу нового произведения.

Упражнение 9. Что делать, когда на начальное действо много кандидатов?
Надо найти самого главного, добавить признак различия этих кандидатов.

Упражнение 10. Сколько максимально действий в начале произведения и правильна ли постановка такого вопроса?

Такая постановка вопроса не совсем правильна, потому что действия разной сложности и качества. Но можно ответить так: столько, сколько человек может запомнить—от 1 до 10.

Упражнение 11. Как применить идеи этого параграфа к действию-кульминацию и к действию-окончанию?

Если говорить про кульминацию, тут должно быть действие, зависящее от всех остальных, во вскяом случае, именно предшествующих, а окончание—только от всех предшествующих.

Упражнение 12. «Задать вопросы»--не в этом ли суть данного метода? Как Вы поясните с помощью идей данной главы, что началом произведения часто может быть идея «абстрактного существования»?

Абстракция не зависит от частоностей, а существование—факт очень общий, поэтому к абстрактному сществованию применима дедукция  в высшей степени.

Глава 4. Приведение начатого литературного произведения к гармоничному виду.

Упражнение 13. Указание: герои—это вершины, а слова, обращённые друг к другу или действия, делаемые друг для друга—это рёбра.

Упражнение 14. Допустимо ли, чтобы некоторые герои произведения никак не зависели от некоторых других героев?

Недопустимо, так как должно быть как можно больше связей между героями, а при несвязанности ни с одни из героев нарушается целостность произведения, граф произведения перестаёт быть связным.

Упражнение 15. К каким последствиям может привести незадавание результатов раскрытия сюжета в начале работы?

Человек потратит слишком много времени, и произведение выйдет менее удачным, так как не будет достаточное число связей между мыслями и героями. Кроме того, могут неожиданно возникнуть новые герои и новые события, в общем просто не удастся опубликовать произведение.

Упражнение 16. Знаете ли Вы ещё какие-нибудь иерархии?  Перечислите все, Вам знакомые.

Автор сам бы себя дополнил вот чем: пирамида Маслоу (это концепция известного психолога; автор не помнит точно, как она выглядит); классификация «гений, талант, умный, посредственный, глупый».

Упражнение 17. Напишите сказку ровно в 100 слов.

Три примера для людей с разной субмодальностью: 1—образник, 2—кинестетик, 3—логик.

1) Ванька встал рано утром и пошёл в лес дрова рубить. Вдруг ему встречается лиса. Спрашивает: ты случайно не то дерево рубишь, которое над моей норой?» «То!» «Так ты его повали в другую сторону». Ванька так и сделал. Вдруг появляется медведь и говорит: «это кто тут берлогу мою портит?». И на Ваньку. А Лиса говорит медведю: «Потапыч, у тебя же медвежат нет! А сам ты крепкий, тебе и дерево нипочём. А Ванька доброе дело мне сделал, а то бы лисята могли пришибиться». «Потапыч сказал: «Ладно, не буду драть его, пусть мёд принесёт» Ванька на следующий день принесёт медведю мёд, и был доволен.

2) Спортсмен бежал по дороге на соревнованиях. Он не думал о том, как напрячь ноги, руки, мышцы...он просто горел желанием добыть золотую медаль для Родной России. Но, видя цель, он настраивал себя, приказывал себе в мыслях: «вот теперь ты беги быстрее!» или: «вот теперь ты замедлись!», или: «а вот теперь ты напрягись изо всех сил!», или: «смотри не толкни соседа!» или: «беги аккуратней, не упади». В итоге он выиграл золото. За то, что обладал сильной волею, за то, что в нём отсутствовало тщеславие и за то, что он умел жалеть ближних. И ему потом учитель физкультуры сказал: «ты был героем!».

3) Учёный склонился над тетрадью, насквозь промокшей от воды. «И так, вода—это H_2O. Это значит, что в данной массе молекул чётное число атомов водорода, а в чётном количестве молекул чётность кислорода и водорода совпадает. Однако движение их в зависимости от скорости и от времени бедет нечётной функцией. Это значит, что молекула и функция—вещи разные». Вода капнула вниз. «Итак, молекула двинулась вместе с совокупностью молекул вниз, а посчитать, чётное или нечётное число касаний молекул и пола  у нас будет мы можем, измерив количество вещества в моль...в чётном количестве комнат это число будет чётным...». Голос: «Налей мне, пожалуйста воды»

Упражнение 18. Любое ли произведение смешанного жанра—необычной формы?

Далеко не обязательно, потому что форма может и прижиться, и в будущем не стать необычной. С другой стороны, в некоторых формах пишут очень редко, и это и определяет и необычность формы, и то, что такое-то произведение смешанного жанра—необычной формы.

Упражнение 19. Должны ли проблемы произведения обязательно зависеть друг от друга?

Вот проблемы, в отличие от героев—не обязательно, но желательно. Дело в том, что есть проблемы, связанные с малосвязанными вещами, а есть проблемы, связанные с сильно связанными вещами, от этого будет зависеть зависимость или независимость проблем.

Упражнение 20. Сколько может быть проблем в литературном произведении и каково соотношение количества проблем и объёма: можно ли его найти?

Найти такое соотношение нельзя, ибо для этого пришлось бы исследовать все произведения и написать общий закон. Ну а в целом просто должна быть хоть какая-то проблема, а может, и несколько десятков. Но всё-таки не больше, иначе человек может не справиться с реализацией задачи произведения.

1. Александр Стругацкий, Борис Стругацкий. Понедельник начинается в субботу. Сказка о тройке Поптыкак бегству. Трудно быть богом (далее—(1))
2. (1), с.3
3. Как, например, у Достоевского в произведении «Преступление и наказание»
4. Вспомните книгу Дины Телевицкой «Барабашка, ты здесь?»
5. См. издание: «Эдуард Успенский. Дяд Фёдор, пёс и кот. Избранные произведение. М: Астрель (АСТ), 2001 (далее—(2))
6. См. книгу Ролинг «Гарри Поттер и философкий камень»
7. Антуан Де Сент-Экзюпери. Маленький принц М: Детская литература, 1978 (далее—(3))
8. (2), с.9
9. Русская литература XX века. Ч,1: Учебник для общеобразовательных учреждений М:Просвещение, 2005 с.65 (далее—там же, (3))
10. Там же, с.65
11. Там же, с.66
12. Автор этого труда. Применение математики в духовной жизни сквозь призму святых отцов. Ч.1 гл.1
13. Человек и общество. Обществознание. Ч.1 с.8
14. Как в молитве 5 вечерних молитв из нашего молитвослова.
15. Автор этого труда. Применение математики в духовной жизни сквозь призму святых отцов. Ч.3.
16. (3), с.67
17. Можете посмотреть блог Рины Грант
18. Смотрите страницу автора на сайте proza.ru.