Кто-то теряет, кто-то находит...

Лидия Вакина
(записки продавца иконной лавки)

Мальчишки- это особый народ. Они же непоседы. Вот и у меня есть такая любимая непоседа-внучок. Особенно непоседлив становится, когда начинается летний купальный сезон. Солнца много, дождей этим летом мало, и Волга очень обмелела. Что бы нырнуть, надо зайти почти на середину реки. Пропадают на реке с другом уже не один час.

Возвращается на этот раз с находкой. С благоговением в голосе приглушенно говорит:
- Бабушка, я в Волге икону нашел.
- Да где же, да как же? - недоумеваю я.
- Мы ныряли с Димой, там снаряды со времен войны, а еще смотрю , на дне что то сияет. Набрал воздуха, нырнул еще раз, а там – икона. Но она такая мокрая, с нее даже вода капает.

Оставили в беседке на сквозняке, что бы просохла. А она и просохла, и засияла красками. Формат небольшой : десять на двенадцать сантиметров вместе с рамкой. Исполнена вроде на холсте. Мне, как не специалисту трудно определить.
Достали книгу с описанием чудотворных икон Богородичных. Да, найдена  икона Божией Матери, именумая «Всех скорбящих радосте» с предстоящими. Отнесла в храм, показала батюшке. Он положил ее на престол во время служения Литургии. Сейчас  занимает свое место в домашнем иконостасе.

Еще радость была пятого августа. В окрестностях города есть святой источник на месте  разрушенной в богоборческие годы  часовни в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте». В это день церковь чтит ее память. Так Господь управил, что была возможность поехать семьей на это святое место с нашей «гостьей»- найденным образом. Было достаточно много паломников, и приехавший из нашего собора батюшка. Отслужил молебен с акафистом Божьей Матери, помянул по нашим запискам всех близких. Праздник дополнило купание в святом источнике. Неизъяснимая благодать и радость была с нами весь день.
               
Ну вот, собственно и все событие. Хотелось рассказать об этом летнем эпизоде нашей жизни, но не очень понималось зачем.

Накануне Успения Божией Матери в нашей лавке много народа. И свои прихожане, и приезжие, всякий народ. Ближе к концу службы приходят две посетительницы. Со вниманием обходят все витрины и прилавки, явно что-то пытаются отыскать. Проявляю деликатность, и не пытаюсь им задавать вопросы. Иногда люди хотят что-то приобрести без посторонней помощи. Поиски явно затянулись, решаюсь предложить свои услуги:
-Вы хотите что-то приобрести? Может быть, я Вам смогу быть полезна?
И тут женщина начинает рыдать. Столько сокрушения в дрожащих плечах, и во всем ее облике, что проникаешься моментально сочувствием.
-Я не нашла мою икону, я так и знала, что ее не будет.
-Какую икону Вы хотите купить? Мы постараемся Вам помочь, закажем, если не найдется в магазине.
-Нет, нет, я не о том, что бы купить. Вы меня не помните? Я приносила весной сюда икону святителя Николая, Он там изображен, передающим  милостыню в темницу. И просила разрешения ее оставить. Вы сказали, что так можно сделать, и что ее быстро возьмут желающие. С тех пор этот поступок не дает мне покоя, я об этом постоянно думаю, и хотела взять икону обратно. .А ее здесь нигде не вижу.

-Да, я помню эту ситуацию. В мою смену пришла женщина и очень демонстративно вытащила из сумочки новую икону с описанным образом . С недовольным видом  сказала о том, что ей эта икона не нужна, и  можно ли ее оставить в церкви?

Помню свое чувство обиды, но пряча ее за мнимым бесстрастием, я ответила:
- Да, поставьте икону вот на этот стеллаж. Нуждающиеся  возьмут  ее себе, эта икона долго здесь не простоит.
И правда, икону забрали почти сразу, может быть даже в этот самый день, как оставили.

Посетительницу было жаль до слез,так велико было ее переживание. В утешение я сказала ей:
- Ну и что же Вы так плачете? Вы поступили так, как делал святитель Николай. Он подавал страждущим милостыню. И Ваша икона стала для кого-то той милостыней, кому было не по карману купить ее.
- Правда, Вы так считаете?- просияла мокрыми  глазами женщина.
- Да конечно, Господь сказал устами святых своих:
- Печаль наша в радость обратится.

Пусть и найденная Никитой икона Божией Матери, несколько пострадавшая от воды, ставшая  радостью нам , вернется радостью и тем  людям, которые по неизвестным нам причинам попустили ей оказаться в Волге.               
                Август 2015 г.