Достоин звания Герой Советского Союза

Василий Иванович Агошков
ЖЕРДЕВ Иван Александрович
((26.08.1916 -08.12.1942г.г.)

«Достоин звания «Герой Советского Союза»

– «Здравствуйте, Василий Иванович, высылаю Вам информацию об участнике ВОВ Жердеве Иване Александровиче, уроженце с. Добрынь Кромского района, который пал смертью храбрых на Калинин-ском фронте в декабре 1942 года и был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, но в итоге был награждён орденом Отечественной войны II степени посмертно. В Орловской Книге памяти имя Жердева И.А. не упоминается. Информация о Жердеве И.А. была размещена мной на сайте Банк городов (www.BankGorodov.ru). Прикладываю сканы наградного листа и приказ войскам Калининского фронта № 0116 от 8 февраля 1943г, размещенные на сайте «Подвиг народа» (podvignaroda.mil.ru.) С уважением Алексей Шестопалов.

Старший лейтенант Жердев Иван Александрович (26. 08. 1916 -08. 12. 1942 гг.). Родился 26 августа 1916 года в селе (ныне деревня) Добрынь Кромского уезда в семье крестьян Александра Ивановича и Александры Михайловны Жердевых. С 1937 года в Красной Армии, член ВКП (б), старший лейтенант, командир 5-ой батареи 328 Сталин-ского Артполка Добровольцев Сибиряков, 150 стрелковой дивизии. Погиб 8 декабря 1942 года на Ржевско-Вяземском плацдарме в ходе Второй Ржевско- Сычёвской операции (25.11- 20.12.1942г) в районе города Белый. Жердев Иван Александрович с 04.10.42г принимал уча-стие в боевых действиях на Калининском фронте.

14 декабря 1942 года командование полка представило Жердева И.А. к высокой правительственной награде: званию Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда.

В наградном листе на имя старшего лейтенанта Жердева Ивана Александровича за подписью командира полка майора Гуменного зна-чится: «Товарищ Жердев И.А. на фронте борьбы с немецкими захватчиками показал себя мужественным, отважным воином Красной Армии и волевым командиром. С начала артнаступления 25.11.42г артилле-рийский батарейный огонь давал исключительно по целям, согласно таблице и схемы огня. 27.11.42г. В период контратаки, предпринятой противником со стороны Огибалово и рощи Попова на Дубровку, пря-мой наводкой подбил один танк противника. Своим мужеством и храбростью в боях товарищ Жердев воспитал личный состав батареи на проявление героических подвигов. 8.12.42г в период контратаки, пред-принятой противником со стороны Цицино на Новая, огневая позиция тов. Жердева стояла на окраине д.Новая. Заметив приближение танков и пехоты противника, тов. Жердев дал приказ открыть огонь пря-мой наводкой по танкам и пехоте противника. В результате боя тов. Жердев огнём своей батареи подбил два танка и уничтожил роту про-тивника. Расстрел живой силы и танков противника тов. Жердев про-должал беспрерывно до приближения пехоты противника к батарее на 40-50 метров. Весь личный состав батареи, не дрогнув, отражал контратаки и, не сойдя с места ни шагу, пал смертью храбрых от пуль автоматчиков со своим командиром Жердевым».

В Приказе войскам Калининского фронта за №0116 от 8 февраля 1943 года за подписью командующего Калининским фронтом генерал-полковника Пуркаева М.А. значится: ст. лей-тенант Жердев Иван Александрович награждён орденом «Оте-чественной войны II степени». Имя И.А. Жердева выбито на памятнике «Героям-землякам» в деревне Гостомль Кромского района.               
Подготовил Алексей ШЕСТОПАЛОВ.

 
*
В.И. АГОШКОВ. Итак, благодаря Алексею Шестопалову мы узнали о том, что житель деревни Добрыни И.А. Жердев был представлен к званию Герой Советского Союза. И было за что! Однако, что же помешало вышестоящим командирам согласиться с таким заключением командира 6-го корпуса- сибиряков С.И. Поветкина?!

Читаем Интернет: «6-ой Сталинский Добровольческий стрел-ковый корпус сибиряков. Командир генерал-майор Поветкин, Степан Иванович. Ржевская наступательная операция. Неофициально назывался 6-м Сталинским стрелковым корпусом добро-вольцев- сибиряков. Большая часть личного состава была набрана из трудпоселенцев (раскулаченных, детей кулаков и т.п.)… В действующей армии с 01 октября 1942 по 19 апреля 1943 года.

В сентябре 1942 года корпус был переброшен в Подмосковье. Здесь час-ти корпуса были доукомплектованы, 23 ноября корпус силами 150-й стрелковой дивизии провёл первый бой частного характера у де-ревни Дмитровка. Участвуя в операции «Марс», части корпуса с 25 ноября действовали на направлении главного удара армии южнее г. Белый.
 
Первая полоса обороны противника была быстро смята, части корпуса продвинулись южнее и юго-восточнее города Белый, где увязли в тяжёлых позиционных боях. Утром 28 ноября положение в полосе действий корпуса изменилось: 91-я стрелковая бригада, по-теснив противника, обеспечила ввод в прорыв 47-й механизирован-ной бригады, которая смогла почти окружить город. Корпус вёл бои за город до 7 декабря. Вражеские войска подтянули резервы и 7 декабря ударом на север отрезали войска корпуса, кроме 75-й, 78-й стрелковых бригад и большей части 150-й стрелковой дивизии. До 15 декабря корпус вёл бои в окружении, затем прорвался к своим. Корпус весной 1943 участвовал в Ржевско- Вяземской операции 1943 года. Вёл бои до 16 марта 1943, затем был отведён в резерв.

9 апреля 1943 был преобразован в 19-й гвардейский стрелковый корпус». Теперь, кажется, понятно, почему геройский поступок И.А. Жердева не был оценён должным образом. Скорее всего, он был из семьи кулаков, выселенных из Добрыни в Сибирь. Если вспомнить о том, что в 30-е годы ХХ столетия в СССР красовался лозунг «Истребим кулачество как класс!», то станет понятна и по-зиция вышестоящих командиров. Посему далее пошли предложения присвоить Жердеву орден Красного Знамени. Согласились на присвоение ордена Отечественной войны II степени.

Впрочем, есть у меня и второй, решающий, довод. Несмотря на возможное «кулацкое» происхождение, И.А. Жердев был офицером – старшим лейтенантом. Значит, командиры доверяли ему, если он находился с 1937 года в армии, был коммунистом. Так что дело всё-таки не в «кулачестве».

Скорее всего, в 1942 году звание Герой Со-ветского Союза присваивалось в исключительных случаях. А здесь такого исключительного случая, скажем, в виде прорыва или удержания позиции, не было. Мало того, корпус был окружён со стороны немцев, нёс большие потери. С высоты сегодняшнего времени нам ясно одно: Москва и СССР не были сломлены немецко-фашистскими войсками и потому, что за нашу общую Победу погибали лучшие люди, такие, как добрынец Иван Александрович ЖЕРДЕВ! Настоящий герой из богатырского племени Добрыни Никитича!
Решающий вклад в Победу над немецко- фашистскими вой-сками внесла Советская Армия, её славные воины и полководцы во главе с И.В. Сталиным!      
Комментировал – Василий АГОШКОВ.
 

 
СУДЬБА 6-ГО КОРПУСА.
 
В июле 1942 года началось формирование добровольческой стрелковой бригады алтайцев. В составе 6-го корпуса первоначально входили: 1-я (затем 150-я) Сталинская добровольческая стрелковая дивизия (Новосибирская область), 74-я Сталинская добровольческая стрелковая бригада сибиряков – (Омский и Алтайский край), 78-я Сталинская добровольческая стрелковая бригада сибиряков (Краснояр-ский край). На 80 процентов корпус состоял из спецконтингента (пораженцы в правах, ранее судимые по политическим статьям, ссыльнопо-селенцы и т.д.), которые ранее не призывались. К 1942 году Красная Армия понесла невиданные потери, только в плену оказалось более 5 миллионов бойцов.

Для контрнаступления и освобождения оккупированной территории требовались большие людские резервы.
И тогда Сталин вспомнил о спецпоселенцах. Постановлением Государственного комитета обороны СССР от 11 апреля 1942 года № 1575 НКВД предписывалось "призвать в армию 500 тысяч человек, годных к строевой службе из трудпоселенцев". Другим постановлени-ем № 2100 от 26 июля 1942 года "объявлялся ещё один особый призыв" общей численностью также до 500 тысяч человек. Таким образом, на фронтах Великой Отечественной войны воевало до одного миллиона спецпоселенцев. 22 октября 1942 года нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия издал приказ № 002303, согласно которому все призванные и члены их семей (жена, дети) снимались с учёта труд-ссылки. На фронте, вместо определённых приговором 10 лет лагерей или спецпоселения, засчитывались три фронтовых месяца, вместо 7 лет – два месяца, вместо 5 лет – месяц. По истечении этого срока с тех, кто выжил, судимость снималась, а семьям погибших за Родину возвращались гражданские права. Оставшиеся 20 процентов состава корпуса были коммунисты и комсомольцы.

До 15 сентября 1942 года бойцы 6-го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса осваивали боевую технику, приёмы и способы ведения боя с предстоящим врагом. В октябре 1942 года корпус был отправлен на фронт. В пути к нему присоединилась 91-я стрелковая бригада, состоящая из заключённых лагерей НКВД. Корпус на Калининский фронт добирался по местам, уже выжженным войной. 170 километров до фронта корпус шёл 30 суток. В день бойцам выдавали от 400 до 750 грамм хлеба. Когда корпус пришёл на место, истощённых людей откармливали в срочно созданных “домах отдыха”.
 
В начале ноября корпус привели к присяге. Командиром корпуса стал генерал-майор С.И. Поветкин. Корпус, включённый в состав 41-й армии Калининского фронта, принимает первое боевое крещение. 25 ноября 1942 года началась наступательная операция. Место для прорыва в районе города Белый – узкая долина шириной с километр – была выбрана неудачно. Гитлеровцы обстреливали наступающих, за-нимая господствующие высоты. При поддержке артиллерии и танков сибиряки всё-таки преодолели вражеские укрепления, но гитлеровцы подтянули танковые дивизии, дивизии СС и гренадёрские соединения, а также так называемый "Восточный батальон", сформированный из советских военнопленных. Появление «Восточного батальона» имен-но на этом участке фронта было частью плана, направленного на то, чтобы разложить части, укомплектованные пострадавшими от большевистского режима людьми, и склонить их к массовому переходу на сторону немецких войск. Для этого в расположение 6-го стрелкового корпуса забрасывались разведывательно- диверсионные группы, экипированные в форму красноармейцев и командиров. Деморализовать корпус гитлеровским спецслужбам не удалось – отдельные факты из-мены не в счёт.

Наступление корпуса было частью операции «Марс», которой руководил представитель ставки маршал Г.К. Жуков. Калининский и Западный фронты должны были прорвать оборону и наступать на Ржев и Смоленск, развивая успех. Это наступление являлось основным в 1942 году и должно было привести к разгрому немецкого Цен-трального фронта. Гитлеровское командование подтянуло в район Вязьмы и Ржева резервы и остановило наступление. План наступательной операции «Марс» стал известен немецкому командованию заранее.

По воспоминаниям «главного диверсанта» НКВД Павла Судоплатова агент, сообщивший о начале наступления, был перевербован НКВД и выполнял задание советского командования. Информация о наступлении, передаваемая "Максом", готовилась в Оперативном управлении нашего Генштаба. 4 ноября 1942 года двойной агент «Макс» (другая кличка «Гейне») сообщил немецкой разведке, что Красная Армия нанесёт немцам удар 15 ноября не под Сталинградом, а на Северном Кавказе и под Ржевом.
Поэтому немцы ждали удара под Ржевом и отразили его. Зато окружение группировки Паулюса под Сталинградом явилось для них полной неожиданностью. В наступлении под Ржевом полегло более 300 тысяч наших бойцов. В немецкой армии тоже были огромные по-тери – около 300 тысяч убитых и множество раненых…

В августе 1996 года под городом Белым Тверской области, на месте прорыва немец-кой обороны в ноябре-декабре 1942 года, был открыт мемориальный комплекс в память о павших воинах-сибиряках 6-го Сибирского стрелкового добровольческого корпуса. Мемориал был сооружен из мра-морных плит, привезённых из Красноярского края, на его строительст-во сибиряки добровольно собирали деньги.         
Журналист Сергей Викторович Козлов.

Из Интернета, в сокращении. Заголовок статьи наш, кроме 1 слова.
* *
28.08.2015, 10:02,
пгт. Кромы
*