В. И. Агошков. Земля, политая кровавым дождём

Василий Иванович Агошков
Валентина Михайловна МЕЛЬНИКОВА.
ЗЕМЛЯ, ПОЛИТАЯ  КРОВАВЫМ ДОЖДЁМ…

В.М. Мельникова трудится директором Центра культуры и досуга Кромского района. Родилась она в Троснянском районе, в деревне с красивым названием – Красавка. В соседнем с. Гнилец я 6 лет работал в школе…

– Валентина Михайловна, расскажите, пожалуйста, почему Вашу деревню Красавка так назвали, за какие заслуги?

– Ходит легенда, что Екатерина Великая прислала в деревню гусаров, которые находились уже в запасе. Но сильные, красивые воины ещё могли прекрасно трудиться на земле. Было создано из мужчин поселение. Для создания семей царица приказала завезти в будущую Красавку девушек то ли из Молдавии, то ли из Польши, то ли немок. Почему мы считаем так, а потому, что наш говор отличается от говоров соседних населённых пунктов. Ко мне в гости приезжала под-руга из Белгородской области. Она удивилась: «У вас все женщины какие-то цивильные: все говорят на «г»!  У меня же – 4 брата, все по 2 метра. Раньше было престижно – забирают в армию, слава Богу – не кривой, не больной… Проводы. Привозим ребят в Кромы, на пере-сыльный пункт. Автобусы не ходили. Приедем в военкомат, красав-ские стоят – самые высокие, самые красивые.

– Я знаю, что красавские женщины и по-особому поют.

– Моя мама тоже пела – заслушаешься. И песни отличаются. В нашем фольклоре всех эти «олёлёшеньки, лёли-лёли» – не было. На-пример, в Красавке не поют «Христос воскресие», а поют «ХристосЭ-э воскресЭ-э!». Если существует предложение «Ходят кони», то у нас поют: «Ходят конЭ-э». По другим деревням я такого пения не слыша-ла. Мамка пела много песен вместе с соседками, когда замуж выдава-ли кого-либо. Причитали: «Ты идёшь в другую семью, да как же там будешь?! Да люби свою новую мать, люби свекровушку!» В то время мы были беззаботными, не всё записали. К нам приезжали студенты орловские, кое-что сумели сохранить…
– Валентина Михайловна, в тех краях была великая Орловско-Курская битва. Что вам рассказывали родители?

– Отец мой скончался рано, а маму я расспрашивать всё как-то не удосуживалась. Но кое-что знаю. Раньше всем женщинам давали свёклу – тяпайте! 6 га. Нас было 6 детей. Старшие служили в армии, работали в Орле. Училась и я в Орле, тянуло домой. Все лощины в цвету, ромашки, гвоздики, белые, красивые. В Белгородской области, куда мы ездили со стройотрядами, таких цветов нету. Спрашиваю у матери: в чём дело?! Она отвечает: «Дочь, я тебе расскажу, наверное, от того, что здесь были сильные бои!»

– «Пришли к нам немцы, – вспоминала она. – Расселились по домам и живут. Стояли недалеко в поле стога из соломы. Выкопали мы с дедом под одним из них яму и туда спрятали гусей. Что случи-лось, не знаем, выскочили гуси. Я увидела, бегу, чтобы гусей вернуть назад в яму. Дед прошёл четыре войны, помогал мне прятать гусей. Откуда-то появился немец, увидел гусей. Как дед заорёт мне: «Танька. Убегай. Прячься, а то плохо будет!» Я убежала. Лежу и плачу. Гусей немцы всех поели, а деда простил, отпустили. И эти же немцы нам говорят: «Уходите, прячьтесь, куда хотите, скоро здесь будет бой!»

Дед приказывает всем лезть в подвал. Сидели с лучиной. Бой шёл основной под Соборовкой и ближе к Красавке, к базе. Сейчас там кругом поля. Когда начался бой, то гремело постоянно, как гром, каждый день. Вдруг стихло. Дед говорит: «Пойду, вылезу, что-то тишина наступила». От копоти, пыли и грязи стоял над деревней туман. При-шли русские, советуют выходить из подвала. Вышли. Полил дождик.

Пошла команда населению, оставшемуся в деревне: «Всех уби-тых, немцев, русских, детей, стариков, лошадей стаскивайте в ворон-ки, будем закапывать». Лошадей мужики таскали в одно место, бабы таскали русских – в другое, а немцев – в третье. Как пошёл дождик! Вода лилась кровяная. Какой бой был! С горок лилась кровь». Мать плачет, и я плачу. Полем свёклу. «Поэтому у нас, дочь, и цветы такие красивые растут!»

– А что ещё Вы помните?
– А ещё мать рассказывала следующее. Прислали к нам, в Красавку, девушек в военной форме. Поставили в саду палатку. Никто ни-чего не знает, кто эти девочки. Человек пять или семь. В пруд бегали за водичкой, стояли в саду, у Макаровых. Долго стояли. Налетел самолёт, мина попала прямо в палатку. Все погибли, выжила одна, потому что пошла в речку по воду. Откуда я всё это, Василий Иванович, узнала. 50 лет после окончания Великой Победы. 1993-й год.
Я уже работала в Кромах. Но на 9 мая все мы, красавские, едем в Курскую область, на военные памятники Поныровского района. Там были всегда большие митинги. Сейчас это утихает. Но наши всё равно ездят туда, вечером даже салюты пускают. Это традиция нашей дере-венской молодёжи моего времени.  Была и я с матерью. Стоят вете-раны, гости. И выходит одна женщина из толпы ветеранов, подходит к моей мамке и говорит: «Ты меня не узнала, Татьяна?!»
 
Мамка смотрит, отвечает: «Узнала, а забыла, как зовут!» Попла-кали обе: и мамка, и гостья. Через 50 лет узнала, представляете! А живёт где-то далеко. На Севере. Её даже сын сопровождал. Для нас, деревенских, живущих ныне по городам, это был шок. И что я хочу сказать: о Красавке ничего почти не пишут, будто это какое-то секрет-ное место. Есть Гнилец, Соборовка, Игишево…

– Может быть, не было сильных боёв, Красавка была чуть в стороне?
– Да как же не было сильных боёв, если к моей тётке, она ушла из жизни месяцев пять назад, приезжали следопыты, и она им показа-ла, где лежали погибшие солдаты. Мамка сказала, что бои были страшенные, страшные…

– Валентина Михайловна, Вы являетесь директором Центра культуры и досуга Кромского района. Как Вам показался Год культуры, выполнил ли он свою роль?
– Естественно, много сделано в области, меньше в районах.  Идут прекрасные капитальные ремонты театров, ТЮЗа, открыли хореографическую школу. Повысили заработную плату музейным работникам. Что нас обрадовало, это то, что нам Губернатор и Глава района приобрели автомобиль «ГАЗель». Надеемся, что с этим авто-мобилем мы, местные артисты, больше будем доносить людям своё мастерство. Творческих работников у нас – 12 человек.

Студент Руслан Геннадьевич Ботис, фотограф, мастер кино. Учится в институте культуры. Ведёт кружок. Раиса Семёновна Косо-ухова – заведует детским сектором. Мы её уважаем, трудолюбивая, возится с детьми. Заядлый театрал. Игнатовым нужно отдать долж-ное: звание народного театр завоевал, в основном, благодаря им. Елена Михайловна Денисова хорошо поёт. Мой зам. по парку культуры и отдыха. Художественный руководитель – Марина Вячеславовна Трофимова. Учится заочно. Красавица, незаменимый голос, хорошая ведущая. Людмила Николаевна Бахолкина – мой заместитель директора. В культуре – лет 20. Все у нас готовы заменить друг друга.

Бывают мероприятия, когда мы можем и поодиночке выступить, но в основном мы зависим друг от друга. Нас разделять нельзя, тем более что мы теперь в составе вокального ансамбля «Душа России». Незаменимый аккомпаниатор и композитор Леонид Андреевич Сима-ков. Да Бог ему здоровья, его все знают в районе и области. Аккомпа-ниатор, композитор, играет на гитаре Владимир Юрьевич Лукин. Не-заменимый методист Александр Сергеевич Звягин, артист, ведущий. Балетмейстер Елена Алексеевна Глазкова, вышла после декретного отпуска, мы рады, что она нас не бросила. Режиссёр – Светлана Викторовна Донцова. Хорошо поёт, ведущая. Культорганизатор – Ольга Витальевна Лукина, поёт, участвует в мероприятиях, организует праздники, отвечает за костюмы, реквизиты. Звукорежиссёр Андрей Вячеславович Цуканов – мастер своего дела. С полуслова всё видит, всё подыщет… Работаем по Кромскому району. Три раза были в Троснянском районе. За 2014-й год получили 11 грамот.   

Беседу вёл и записал В.И. АГОШКОВ.

28.08.2015, 11:22.
пгт. Кромы
*