В. И. Агошков. Считался без вести пропавшим...

Василий Иванович Агошков
Василий АГОШКОВ.
СЧИТАЛСЯ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИМ...

69 девять лет назад, летом, на Орловской земле шла война. Советские войска, отразив натиск немецко-фашистских войск, 12 июля перешли в наступление. Дорогою ценою досталась эта победа. Моя мать, скрывавшаяся в то лето с младшими сёстрами от бомбёжек в Волниковских оврагах (ныне – у села Калинино Орловского района), рассказывала, что всё поле от деревни Редькино до села Луплено бы-ло усеяно трупами красноармейцев. Трудно доставались высоты и в других местах. Орловский выступ был немцами сильно укреплён. На-столько сильно, что даже танковой армии Рыбалко не пришлось где-либо с ходу прорвать оборону гитлеровцев и выйти на оперативный простор. Приходилось шаг за шагом выталкивать врага с занятой ими территории. Все народы СССР сражались с фашистами.

В верховьях Оки оказались и дагестанцы, а вернее, представи-тели небольшого народа – рутульцы. Есть и сейчас в Дагестане Ру-тульский район... Об этом я узнал от своего коллеги, писателя-краеведа Фазила Забудиновича Дашлая. 8 мая 2012 года он писал на мою страницу в "Неизвестном гении" следующее: «Уважаемый колле-га. Я – журналист. Как и Вы, я занимаюсь историей Великой Отечест-венной войны. Убедительно прошу Вас помочь. На сайте «ОБД Мемо-риал» недавно нашёл данные по одному бойцу, погибшему в Орлов-ской области, Троснянском районе, селе Красное Знамя. Мажитов Ро-гим, 1920 года рождения. Погиб в 1943 году, 01.08. Он считался без вести пропавшим все эти годы.

Дело в том, что данные его были указаны неправильно. Прошу Вас помочь, так как Вы проживаете в Орловской области и имеете доступ к местным музеям больше, чем я. Мы можем пообщаться с Ва-ми также и на сайте «Проза.Ру. Мой ник – Дашлай Фазил». Я, конечно же, не мог остаться в стороне от поиска места захоронения погибшего воина. Для меня это был уже не первый поиск. В письме я отметил, что в Троснянском районе Орловской области нет села Красное Зна-мя. «То, что боец погиб 1 августа 1943 года говорит о том, что он мог погибнуть в соседнем, Кромском, районе, или на границе Троснянского и Кромского района, поскольку Тросну освободили по официальным данным 19 июля, по моим – 24 июля 1943 года, а Кромы освободили 6 августа». Фазил Дашлай не теряет надежды и пытается мне помочь:

«Если есть возможность, посмотрите по картотеке Кромского района. Данные его, Мажитова Рогима, могут быть написаны и сле-дующим образом: Мажитов Рагим, Меджидов Рагим, Можитов или Мо-гитов. По той причине, что основная масса бойцов из Дагестана не умели писать по-русски. И записать их могли как угодно. С огромней-шим уважением к Вам».

9 Мая 2012 года, до митинга в пгт. Кромы, я разговаривал на эту тему с райвоенкомом, А.В. Богачёвым. Тот пообещал оказать мне со-действие и показать карточки на воинов. Оказалось, что есть у них и списки воинов, которые выбиты на плитах (на памятниках). Так что ес-ли Рогим Мажитов попал в списки, он должен числиться. В 1943 году Троснянский район был в составе Курской области, а Кромской – Ор-ловской. Наши войска освобождали сначала Троснянский район, а по-том – Кромской. Поэтому писарь и мог подумать, что они ещё в Трос-нянском районе. Смотрю справочник по Орловской области.
 
Нахожу несколько населённых пунктов по имени Красное Знамя. Посёлок Краснознаменский красуется в Ретяжском сельском поселе-нии Кромского района. Скорее всего, именно здесь и погиб рутулец. Ещё один посёлок Краснознаменский находится в 20-30 км от Орла в сторону города Брянска, но его освободили явно не 1 августа, так как Орёл вновь стал советским 5 августа. Три посёлка и одна деревня Красное Знамя числятся в Знаменском, Покровском, Дмитровском и Болховском районах. Размышлял так: Покровский район не берём в расчёт, так как он освобождён ранее 1 августа, а остальные 3 района могли быть в зоне действия советских войск, освобождавших Орлов-щину на стыке июля-начале августа 1943 года.

Ф.Дашлай присылает дополнительные данные: «Вам поможет следующее: В тот день, 01.08 1943 года, в посёлке Красное Знамя Троснянского района, как записано в документе из ОБД Мемориал, вместе с Мажитовым Рогимом числятся следующие фамилии бойцов 6-й батареи: Шатских Иван Алексеевич, Умурзаков Ишимбек, Айтоба-ев Алибай, Огрогимов Билия, Пенкин Алексей Романович».
10 мая в Кромском райвоенкомате не сразу обнаружили нужную папку, а просмотрев её, и фамилию Мажитова. Бывает. Только после повторного, более тщательного просмотра было найдено нужное имя.
«Уважаемый Дашлай Фазил! Спешу Вас обрадовать: Рагим Ма-житов (так записан) числится по селу Ретяжи, Ретяжского сельского поселения Кромского района Орловской области. Видимо, его прах был перенесён из посёлка Краснознаменский. Что может подтвердить сказанное мною? В Списках есть такие данные: №16, рядовой, пп (по-левая почта) 03580, Мажитов Рагим, 1919 (?) года рождения, погиб 1 августа 1943 года. Сын – Габил, село Нацма, Раульский район, Даге-станская область. Из того списка, что Вы мне дали, числятся вместе с Мажитовым – Ишимбек Умурзаков и Алексей Романович Пенкин. Ос-тальных нет. М.б., в другом списке, не смотрел».

Дал я коллеге-журналисту адрес райвоенкомата, телефоны и приписал: «Я сейчас делаю Альманах "КромА" №6. Хотелось бы, что-бы Вы прислали мне фото Рагима Мажитова (если есть) или фото его детей и родственников; Ваше фото, кто Вы и откуда, чем занимаетесь, хотя бы небольшую свою биографию и биографию Р. Мажитова. Мо-жет быть, сохранились его письма, что-то ещё (газеты тех времён и прочее). В общем, нужен очерк или зарисовка о вашем земляке, как попал в Кромской район. Почему Вы занялись его поисками. Это будет хороший материал для памяти воина и воспитания подрастающего по-коления на примере мужества и героизма старшего поколения. И что никто не забыт и ничто не забыто! Желаю Вам и всему Дагестану ми-ра, добра и благоденствия, всем здоровья, терпения и процветания!»

Фазил Дашлай тут же ответил: «Я не знаю, как и выразить Вам свою благодарность, уважаемый Василий Иванович. Да, это он! Все сходится: сын Габил, уроженец села Нацма, Рутульского района. Вы представляете, какая для меня – это радость. Ведь он (Мажитов) столько числился пропавшим без вести. Еще раз огромнейшее Вам спасибо!!!»

Из дальнейшей нашей переписки оказалось, что Фазил Дашлай живёт сейчас в Ростовской области, но связь, как видим, с родиной поддерживает. После разговора с Главою Ретяжского сельского посе-ления Сергеем Владимировичем Барановым, выяснилось, что имя и фамилия Мажитова на памятнике в Ретяжах есть! Нужно было самому побывать в Ретяжах и сфотографировать братское захоронение. Вме-сте с сыном, Александром Васильевичем, преподавателем Кромской средней школы, едем в село. Была суббота, в Ретяжской церкви толь-ко что закончилась служба. Отец церкви Владимир Николаевич Патин со своими помощниками согласился по нашей просьбе отслужить па-нихиду по убиенным воинам на местном кладбище, в том числе, и по убиенному Мажитову. Да, были разговоры: а как быть, если Мажитов – мусульманин?! Решили, что это не противоречит здравому смыслу: солдат защищал общую Отчизну – СССР, и покоится вместе с погиб-шими христианами, возможно, с представителями других религий.

Фа-зил поддержал нас в этом направлении: «Доброго дня, уважаемый Ва-силий Иванович. Получил сообщение. Вы сделали очень важное дело. Не важно, какой веры был Мажитов, главное, что все мы – дети Все-вышнего. Забытый давно на своей Родине, защитник Отечества, кровь и жизнь отдавший за наше с Вами будущее, заслуживает того, чтобы его помнили – и панихида по нему – угодное Богу, Аллаху, словом, Всевышнему деяния. Храни Вас Бог! С уважением Фазил».

Прислал Фазил Дашлай мне и свою биографию, и рассказ о Мажитове. «Дашлай Фазил Забудинович родился 10. 01. 1966 года в семье учителя русского языка и литературы. С самого детства увле-кался литературой и русским языком. Любовь к творчеству привил ему отец, Забудин Якубович. (Педагог. Учитель с 1964 года. Писать начал ещё со школы. Ранним увлечением были стихи. Мечтал поступить в литературный институт в Москве). В 1990 году Фазил поступил на фа-культет филологии и журналистики (отделение «журналистика») в Ростовский государственный университет. Начал увлекаться прозой и публицистикой. После университета остался работать в РГУ (ныне ЮФУ – Южный федеральный университет.) Публиковался на сайте факультета (релга.ру). Затем начал публиковаться на кавказских сай-тах: «Алазан.инфо», «Лезгияр», «Кири Буба» и т.д. На армянских сай-тах «Восканапат. инфо», «Антитуран». А также на сайте «Проза.Ру», в журнале «Голос эпохи» и т.д.

В издательстве «Традиция» готовится к публикации книга «Лики Кавказа». Темой Великой Отечественной войны интересовался с са-мого детства. Ф.Дашлай пишет: «Мои дедушки: как со стороны отца, так и со стороны матери сражались на фронтах ВОВ. Дед со стороны отца был награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Та страшная война не обошла стороной мою родню. Два брата моей ба-бушки (со стороны отца) и два брата деда (со стороны матери) не вернулись с войны. Не было на них и похоронок. Считаются и поныне пропавшими без вести. Помню с детства, как моя бабушка часто вспо-минала и оплакивала своих братьев. Мать часто говорила о своих род-ных дядях.

Самое главное, что я помню, это их мечта, найти хотя бы место, где они (не вернувшиеся с войны) похоронены.
Это и стало моей мечтой. В настоящее время, к сожалению, нет в живых моей бабушки и моей матери. Но мне хочется найти братьев моей бабушки Темировых Алимурада и Нурутдина, а также дядей мо-ей матери Ахмедовых Магомедсаида и Магомедшафи, ради светлой памяти моей матери и бабушки. За время поисков нашел и установил точное место гибели многих своих земляков, которые считались без вести пропавшими. В республиканской газете «Дагестанская правда» была опубликована моя работа «Долгий путь домой».

«Герой нынешнего поиска, продолжает Фазил Дашлай, Мажитов Рагим, 1920 года рождения, уроженец ныне не существующего селе-ния Нацма, по национальности рутулец. (На сайте «Односельчане» опубликована моя работа об этом селе.) Со слов и ныне здравствую-щей родственницы Мажитова Рагима – Мысаниет нин (бабушка), био-графия данного героя такая: Родители Рагима: отец Мажитов Абил, мать Бабалаева Гюлушан. Рагим рано осиротел. Отец умер, когда мальчику было всего пять лет. Воспитывался отчимом.

Роста был высокого. Характер добродушный. До войны работал полеводческим бригадиром в колхозе имени 18 партсъезда. Первая его жена – Суна, умерла во время родов. Сын, названный в честь отца Абилом, умер в 2011 году. Жил в Кизлярском районе. От второго бра-ка, жена – Зарбиче, родилась дочь Джериет. Но ещё до рождения до-чери Рагима забрали на войну. Ныне Джериет живет в Ставрополь-ском крае. Первое время, как рассказывает Мысаниет нин, родичи по-лучали письма с фронта. Затем письма прекратились. Когда стало яс-но, что ждать Рагима нет никакой надежды, уже после Победы, его жену Зарбиче, выдали замуж, как велит обычай, за младшего брата (двоюродного) Рагима. Он и вырастил детей Рагима: сына Абила и дочь Джериет. В честь деда назван старший сын Абила. В настоящее время потомки, внуки правнуки Рагима проживают в Кизляре и Став-ропольском крае».

Объяснил Дашлай Фазил Забудинович и то, в чём заключается трудность при поиске погибших воинов. «Рутульцы, как и практически все народности Дагестана, не умели писать и говорить на русском языке, то есть процент тех, кто владел этим языком, был очень низкий. Письма в основном писали на азербайджанском языке. Труднопроиз-носимые для русского языка названия сёл, района, а также имён и фамилии людей (солдат) записывали на слух. Как услышал писарь, так и записал. Например, дядю моей матери Ахмедова Магомедшафи записали, как Ахмедов Шафе. Вместо Дагестанской АССР указали – Махачкалинская область.

В случае с Мажитовым трудность заключа-лась в том, что по разным сводкам он был записан как: Мажитов, Ма-гатов, Магитов и т.д. Имя его было записано как: Рагим, Радим, Рогим, Расим и т.д. Вместо Рутульский РВК – Ротульский, Ротулавский и т.д.
Только лишь сопоставив все эти документы, сверив их, удалось найти предположительный район его гибели – Орловская область. Но и это не всё. Место захоронения также по разным документам было записано как: Орловская область, Троснянский район, посёлок Крас-ное Знамя, Столбовский район Орловской области, посёлок Красное Знамя и т.д.» Только теперь и я узнал со слов своего коллеги, Ф. Даш-лая, что рутульцы и ныне немногочисленный народ.
 
Но к началу Великой Отечественной войны рутульцев было, по самым оптимистическим прогнозам, не более десяти тысячи человек. (Рутульцев тогда в силу некоторых причин записывали как лезгин и азербайджанцев). На фронтах той Великой войны сражались более тысячи рутульцев. Больше половины не вернулось с войны. Более трёхсот человек были награждены орденами и медалями. А уроженец села Хнов, рутулец Гасрат Алиев удостоен звания Героя Советского Союза. Среди особо отличившихся рутульцев можно выделить ру-тульца, уроженца села Лучек Махмудова Шафи. (О нём написано в работе Ф.Дашлая «Описание села Лучек», на сайте «Односельчане».)

…И если хоть половину из тех, кто считается пропавшими без вести, удастся найти и установить их место захоронения, считаю, что я что-то сделал в знак благодарности тем, кто отдал жизнь свою за наше будущее. Низкий, до земли вам поклон, дорогие наши дедушки, и спасибо вам за Победу!»
А мы выражаем благодарность и пожелания здоровья и счастья неравнодушному человеку, писателю Фазилу Дашлаю!
Василий АГОШКОВ.

Фото...
Батюшка Владимир Патин проводит панихиду по убиенному врагами при защите кромской земли рутульцу Рагиму Мажитову.
Фото – В.И. Агошков
   
Фото из архива Фазила Дашлая.
Журналист, патриот родного края Фазил Дашлай.
 
Прах рутульца МАЖИТОВА Р. покоится в братской могиле села Ретяжи Кромского  района Орловской области    Фото – В.И. Агошков


28.08.2015, 11:29,
пгт. Кромы
*