Случай в Атлантике. К 30 летию гибели Боинг 007

Саша Егоров
               
     По Гринвичу был вечер 31 августа 1983 года.  Сегодня для большинства читателей эта дата ничего не говорит, но она поставила мир на опасную грань очередного противостояния между СССР и США.
     А случилось следующее.
     Пассажирский авиалайнер Boeing 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял международный рейс KE007 (позывной — KAL 007) по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул, на его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров.
     Полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, но самолёт стал отклоняться вправо от назначенного курса. Спустя некоторое время он настолько отклонился на запад, что вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а затем уже над островом Сахалин, вторгшись вглубь территории СССР на 500 километров.   Над Сахалином он и был перехвачен и сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в воду в проливе Лаперуза к юго-западу от Сахалина.

     Естественно, ничего этого не знали на научно исследовательском судне «Академик  Алексей Крылов» проводившим в тот же самый день  исследование морских глубин в центральной части Атлантического океана.

        Поверхностные и глубинные морские течения, их размеры и скорости, распределение в толще океана слоёв воды с определением их плотности, температуры, особенности распространения акустических волн  в этих слоях, рельеф океанического дна и многое другое было предметом изучения экспедицией. На судне был самоходный глубоководный аппарат предназначенный для обследования подводных объектов.

       Судно шло намеченным курсом со скоростью 12 узлов, погода не предвещала неприятностей, все механизмы и научная аппаратура работали в штатном режиме. После напряжённого дня начальник экспедиции Юрий Иванович пошёл отдыхать в свою каюту.
 
       Проснулся он от телефонного звонка вахтенного командира.
      «Юрий Иванович, судно сопровождают два американских корабля, связь с берегом и с руководством блокирована. Прошу срочно подняться на ходовой мостик».

      Впрыгнув в штаны Юрий Иванович помчался на ходовой мостик.
      Обстановка тревожила. Слева от судна параллельным курсом на расстоянии около 5 кабельтов * шёл  американский фрегат**  под номером 126, справа примерно на таком же расстоянии второй фрегат.
 
         «Идут параллельным курсом - допускаю, но зачем создавать радиопомехи и блокировать все средства связи на судне?»  подумал он.  «Подозрительно это».

          Возможно, со стороны амеров это было психологическое давление, а может, в зависимости от развития ситуации, и попытка захвата судна.  Попробуй разберись в те непростые минуты. Одно несомненно – их действия были враждебны. Нужно было что – то предпринимать.

      На судне имелась сверхбыстродействующая связь в открытом и засекреченном режиме.
      Юрий Иванович составил донесение «Обстановка такая. Прошу Ваших указаний о дальнейших действиях».       Сообщение закодировали и передатчик выстрелил сообщение в штаб Кольской флотилии адмиралу Касатонову.
Заблокировать такую связь нельзя, т.к. передача ведётся в доли секунды и на постоянно меняющихся частотах. Оставалось ждать ответа.
      Ответ пришёл быстро. «Продолжайте движение заданным курсом. Вам будет оказана помощь».

      Потянулись мучительные часы ожидания. И вот от локаторщиков поступил доклад « К нам встречным курсом со скоростью 32 узла *** движется объект».
      Вскоре на горизонте показалась тёмная точка. Она стремительно росла и приобрела контуры сторожевого корабля. Его  красивый корпус, стройная мачта со множеством антенн, ракетные установки, то как легко корабль резал воду океана выдавали мощь и совершенство корабля.

        «Это же наш «Буревестник».  Одиннадцать тридцать пять проект. Идёт полным ходом на форсажных двигателях»  подумал Юрий Иванович. «Не  зря его на западе считают наиболее удачным проектом корабля».

        Наш корабль шёл прямо на левый фрегат. Расстояние между ними стремительно сокращалось. На «Академике Крылове» все затаили дыхание. Если корабли не изменят курс, то наш сторожевик разрежет фрегат как нож масло. Конечно, и он получит значительные повреждения, но судьба фрегата будет печальной. Всё зависело от того у кого крепче нервы, кто первый уклонится.
       И нервы не выдержали у американца. Он резко взял вправо и на большой скорости стал удаляться.

        Чтобы зайти в корму правого фрегата нужно было сделать разворот на 180 градусов.   
        Развернуть махину водоизмещением 3200 тонн, а с присоединённой массой воды в два раза больше, движущуюся со скоростью 60 км/час  на пятачке размером в 900 метров за 2 минуты нужно уметь!!!  Корпус сторожевика накренился и, казалось, он может перевернуться.
       Однако манёвр был выполнен и настала очередь второго фрегата. Тот не стал дожидаться опасного сближения и также покинул место противостояния.

      Что тут началось на мостике «Академика Крылова»!!!  Суровые, обветренные мужики запрыгали как дети, у всех присутствующих от увиденного подступил комок к горлу, на глазах невольно навернулись слёзы гордости за мужество, твёрдый расчёт и мастерство командира сторожевика, а также за мощь Военно - Морского флота СССР.


     Уже позже, в дружеской беседе командир корабля рассказал Юрию Ивановичу ещё об одном интересном случае.
     «Тогда мой корабль был на боевом дежурстве в Средиземном море. И советские и американские самолёты и вертолёты облетали корабли вероятного противника.  Однако всё было корректно и без провокаций.
Но вот однажды над  кораблём появился американский вертолёт и стал кружить над ним, зависал над палубой и всеми своими действиями показывал пренебрежение к Военно - морскому флагу СССР.   С палубы корабля ему показывали разные неприличные жесты и даже задницу, но пилот вертолёта только ехидно улыбался. Словом наглел от безнаказанности.

      Я решил проучить наглеца и дал команду сделать залп из реактивных бомбомётных установок на 10 градусов впереди вертолёта.
      Лицо пилота, когда он увидел перед собой хвост огня и услышал рёв от пролетающих реактивных бомб, исказила гримаса ужаса. Он судорожно задёргал все рычаги и вертолёт едва не зарылся в ближайшую волну, затем он выровнял машину и спешно улетел вдаль.
      С тех пор над моим кораблём не появлялся ни один американский вертолёт» с улыбкой закончил рассказ бывалый командир.

     Примечания:
     *  - кабельтов: внесистемная единица измерения расстояния, использующаяся в мореплавании  = 185,2 метра

     **  -  «Фрегат» в ВМС большинства государств основной многоцелевой боевой корабль водоизмещением 3000 - 6000 т.

     ***  -  Узел — единица измерения скорости, равная одной морской миле в час. Применяется в мореходной и авиационной практике. Один узел равен 1,852 км/ч