Воздушный трофей

Николай Вознесенский
       В январе 1951  года  я  как-то  пошёл  пешком  в  районный  центр  к  отцу,  он  там  тогда  работал  в  заготконторе.  Мать  зачем – то   посылала.  Если по  дороге,  то  расстояние  туда  двадцать  пять   километров.  А  чтобы  сократить  путь,  я  пошёл  напрямую  по  полям  и балкам.  Так  расстояние  километров  на  восемь  меньше.  Взял  ружьё,  стал  на  лыжи  и двинулся   в  поход.   Пробыл  я  у  отца  двое  суток.  Не  мог  выйти  в обратный  путь  из-за  бушевавшей  метели.  Только  на  третий день,  когда  она  почти  успокоилась,  я  отправился  домой  той  же  дорогой.  Снегу  навалило  много,  да ещё  ветер  его  утрамбовал.  А  вот  в балках  и перелесках  снега  было  ещё  больше,  да  притом,  он  был рыхлый.  Часа  через два  я  был  уже  недалеко  от  дома.  Оставалось  пройти  около  пяти  километров.  От  Юровки  я  шел  по  балке  и  заметил  на  середине  крутого  склона  заячью  лёжку  в  снегу. На  лыжах  по  такому  крутому  склону  подниматься  без  палок  просто  невозможно,  а  с  палками  бессмысленно.  Ружьё – то   в  таком  случае  будет  за  спиной,  а  заяц  с лёжки  уходит  стремительно.  Пока  бросишь  палки  и  снимешь  ружьё,  он  уже скроется  из  твоего  поля зрения.  Поэтому я снял  лыжи,  взвёл  курки  и  начал  взбираться  к  этой  лёжке.  Снега  было  выше  колен,  а когда  подошёл  ближе   к цели,  там  уже  почти  по  пояс.  Метрах  в трёх от лёжки  я  остановился,  посвистел,  покричал – тишина.  Решив,  что  это  старая  «квартира»,  а  заяц  дважды  в  одном  месте  никогда  не  залегает,  я  начал   разворачиваться  назад.  А это трудно  сделать, развернуться   на  сто  восемьдесят градусов,  когда  ты стоишь  в  снегу  почти  по  пояс.  Вытащив  правую  ногу, сделал  шаг  влево  и,  развернув на  месте  левую,  я  оказался  правым  боком  к  цели  своего  «альпинистского  восхождения». Ружьё  я  держал  стволами  вверх, чтобы в этих  сугробах  случайно  не забить  стволы  снегом.    Только я  начал  вытаскивать правую ногу, чтобы  окончательно  развернуться,  как  вдруг  что-то  шумно  фыркнуло  над моим  ухом,  я  от  неожиданности  вздрогнул  и  раздался  выстрел.  Это  я  импульсивно  нажал на  курок.    Меня  обдало снежной  пылью, откуда-то сверху  брызнула кровь,  окрасив  в  крапинку  снег  вокруг меня,  а в пяти  метрах  ниже  меня  по  склону  приземлился  заяц  и  резво  помчался  вниз.   Но  зайцам  трудно  бегать  под  гору  из-за  своих  длинных  и сильных  задних лап,  поэтому  он развернул свой курс  в  гору вправо по  косой от  меня.  Я,  заклиненный  в глубоком  снегу, спокойно  прицелился  и  нажал  курок – осечка,  взвожу  курок,  нажимаю – осечка,  левый  боёк  у меня  часто  давал  осечку,  а  тут,  видимо,  ещё  и  патрон  отсырел,  взвожу  третий  раз  и…  заяц  падает,  не дождавшись  моего  выстрела.  Утопая  в снегу, я  добрался  до  своего  трофея.   Смотрю,  всё  брюхо  ему  разорвало,  весь  заряд дроби  кучно прошёл сквозь зайца, а  он  в  стрессе  ещё  и  проскакал  такое  расстояние.    И  зачем  ему нужно было  выскакивать  из  своего  укрытия?  Сидел  бы там  и ожидал  когда  я  уйду.  Но  не  выдержали  нервы  у  косого  и он,  в страхе  перед  неизвестной  опасностью, вылетел  из  своей норы,  словно  пушечное  ядро.  Напугал  меня,  а  я с  испугу  убил его.
      С  тех  пор,  если  в кругу  друзей  или знакомых  заходила речь  об  охоте,  я  тоже  небрежно  вставлял своё:
— Да,  в  молодости  когда-то  я  тоже охотился,  ещё до  службы  в армии…
— О!  Опыт  огромный.  Почти  с  пелёнок, – иронизируют  друзья.
— Вот  помню  как-то раз, – продолжаю я, будто  бы  не  замечая  иронии. – Я  зайца  влёт,  не  целясь,  сбил…
— Ну,  басенник!  Вот  заливает! 
— Сразу  видно:  охотник…
— А  заяц – то,  наверное,  с  медведя  ростом был?         
И  всё  в  том  же  духе.  Я,  обычно, скромно  замолкаю.   Ну  не  всерьёз  же  доказывать,  что я говорю правду.  Ведь  этот  случай,  хоть  и  курьёзный,  но  не  смешной,  не  захватывающий.  А  скажешь  интригующую фразу: «…я  зайца  влёт,  не  целясь,  сбил…»  и  говорить  больше ничего  не  надо.  Начинается  смех,  шутки  и  обязательно  у  кого-либо  всплывёт  в памяти  курьёзный  или  очень  смешной,  как  ему  кажется,  случай  из  его  жизни  или  из  жизни  его  знакомых.               
     Вот  и  я  вспомнил,  как  Гришка  Баранов  щук  ловил  руками.