Конспект доклада

Виталий Шолохов
«О натурализме философских структур в древнем Китае и Греции».

Ключевые слова: Понятие "натурализма"; Классификации; Социология философий; Космология древних Китая и Греции; Классификационные признаки

"Понятие" натурализма "в настоящее время имеет большое количество значений, которые применяются как к науке и философии, как и к искусству. Следовательно, современный ученый может легко запутаться - в каком значении он должен понимать термин "натурализм". Действительно, можно подумать о различных аспектах: материализма, физикализма, эмпиризма, или социологического или религиозной натурализма, или натуралистического пантеизма или сверхъестественного, или индуистскими системами знаний, или философии А.Н.Уайтхеда, или натуралисзм стилей в литературе, изобразительном искусстве, театре и т.д. "(ABSTRACTS 10th Международный семинар по Биокосмологии (10ISBC))

Такое многообразие понятий, связанных с термином «натурализм» свидетельствует о том, что мы имеем методологическую проблему необходимости уточнения языка науки.
Методологические вопросы исторического становления и развития научного знания были рассмотрены в докторской диссертации А.А.Крушанова «Языки науки в ситуации предстандарта». Автор уточняет задачу: «... процесс выработки уточненной и приоритетной номенклатуры (в идеале – всей совокупности терминологии, употребляемой в данной облати знания) в свою очередь можно назвать стандартизацией.»
Методы стандартизации опираются на материалы по: «по стандартизации вообще, по информационно-поисковым системам, языкознанию, терминографии, семиотике в целом и семантике в особенности, по теории коммуникации, логике и методологии наук. Изучение вопроса стандартизации показывает, что наиболее значимым методом оказывется анализ данных по истории науки.»

В связи с проблемой - "натурализма", рассматриваемой на 10-й конференции, нас заинтересовал раздел книги Рэндалла Коллинза , посвященный истории Китая и в Греции в период от 500 до 300 лет до н. э. (Рэндалл Коллинз "Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения". Belknap ПРЕСС Гарвардского университета. Кембридже, штат Массачусетс, и в Лондоне, Англия. 1998).

Сравнивая философии древних Китая и Греции., Рэндолл Коллинз пишет:
«И там, и там условия ускоренного роста (интеллектуального сообщества) включали политический плюрализм, космополитический характер письменности и развития коммерции, а также распад традиционных религиозных практик. Внимание греков первоначально было направлено на космологические учения: рассматривалась природа богов, и был начат поиск элементов, образующих физическую вселенную. Для китайцев натурфилософские и протометафизические вопросы находились вначале на втором плане по сравнению с политическими и этическими.» (В переводе Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм см. Стр. 220)

Наша точка зрения. Общие исторические условия - кратко - развитие рыночных отношений. Тем не менее, история показывает, что существуют два основных направлений развития государства - монархия и демократия. Для обеспечения социальной устойчивости, были сформированы культурные ценности в отдельных областях. Это были ритуалы в Китае и наука - в Греции.
Также, по нашему мнению, философия Платона соответствует направлению эволюции Китая и философии Аристотеля - Греции. Промежуточные - переходные зоны – регулируются религиозными нормами. Общая картина эволюции культуры в любом данном регионе была определена Питиримом Сорокинным. И таким образом, признаки классификации зон натурализма не должны соответствовать разделения наук на материальные и идеальные.

08/30/2015
Виталий Шолохов
Доктор философских наук (кандидат технических наук), член Биокосмологической ассоциации – Великий Новгород. Область исследований: Интегральная социология.