Глава 7. В Карибах между двух Америк

Владимир Пастернак
                Глава 7. ОХОТНИКИ ЗА ЧЕРНОЙ КОСТЬЮ


   Говоря о пиратах и морском разбое, нельзя не коснуться темы работорговли. По-видимому, работорговля возникла в одно время с пиратством, а может быть и раньше. Здесь тоже не обошлось без еврейского участия. И потому тема эта весьма болезненна и по сей день продолжает давать пищу бесчисленным антисемитским изданиям. Высказывания типа «Холокост – это справедливое возмездие евреям за работорговлю» можно встретить во многих опусах на эту тему.
Но лишь законченный подонок может сказать, например, что миллионы погибших во время войны советских граждан – это справедливое возмездие русскому народу за крепостное право.

  Участие евреев в работорговле – факт и спорить с ним бессмысленно. Евреи, в основном марраны, занимались этим постыдным промыслом наравне со всеми. Лично мне неприятно и стыдно за многих моих соплеменников. И тот факт, что этим занимались все, нисколько не оправдывает их в моих глазах.
В контексте еврейского участия в этом гнусном промысле, можно сказать следующее: рабами евреи торговали еще в раннем средневековье. Еврейские купцы-радониты (рахдониты) в VIII –X в.в. поставляли белых рабов (с территорий, населенных язычниками) на рынки христианской Европы и арабского мира. А были, между прочим, среди них и дети, которых для услады поставляли арабским шейхам.

  В средние века начало трансатлантической работорговли было положено португальскими и испанскими завоевателями, а первые африканские рабы были доставлены в Лиссабон в 1444 году. Первые сахарные плантации в Новом Свете евреи основали в 1492 году на острове Св. Фомы. К концу XVII  века только в Суринаме насчитывалось 40 еврейских плантаций, на которых работало 9000 рабов. В те времена для освоения колоний Нового Света требовалось огромное количество рабочих рук. В 1510 году на Эспаньолу (совр. Гаити) доставили первую партию рабов (250 невольников). В 1619 году голландцы привезли первых африканских рабов в Северную Америку. Именно голландская экспансия в Новом Свете дала толчок очередной волне миграции евреев из Амстердама и Антверпена. С новоприбывшими, на некоторых островах Нового Света, евреи составляли треть белого населения, а на Кюрасао к 1750 году их количество перевалило за 50 процентов.

  Плантациям Нового Света требовались всё больше людских ресурсов, а если говорить честно – дармовых рабочих рук.  Решение этой  проблемы               
взяла на себя, созданная в 1621 году, Вест-Индская компания. Не менее 20 процентов акций этой супергигантской разбойничьей монополии принадлежали Амстердамским и Антверпенским евреям.

  Как пишет историк из США М.Носоновский, в 1630-1654 г.г. марраны возглавили работорговлю в голландской Бразилии, да и не только в ней. Среди «героев»-работорговцев особо отличились: братья Давид и Яааков Сеньор, Мануэль Альварес Карреа (на острове Кюросао), Давид Энрикес, Хайман Леви и Александр Линдо (на острове Ямайка), Давид Франке (Филадельфия), Аарон Лопес и Яков Родригес Ривера (остров Род-Айленд)…

  «Чёрная кость», так на сленге того времени называли африканских рабов, начинает непрерывным потоком прибывать из Анголы и Гвинеи. Заботясь о собственной наживе, капитаны судов набивали трюмы до предела. Третья часть чёрных невольников гибла в пути от нехватки питьевой воды, голода и невыносимой духоты. Задохнувшихся выбрасывали за борт, корабли сопровождали стаи акул. Бывали случаи, когда из-за недостатка воды или пищи за борт выбрасывали живых людей. Например, по приказу английского капитана судна «Зонг» за борт вышвырнули 132 живых раба.

  Само по себе плавание за живым товаром уже являлось весьма опасным и авантюрным делом. Морской переход только в одну сторону порой занимал три четыре месяца. Кроме штормов, нехватки пищи и питьевой воды, экипажи невольничьих судов  подстерегали  другие неприятности. Работорговцы сами нередко становились объектами нападения со стороны других пиратов. Таких случаев было немало, в качестве примера приведу лишь один. В мае 1719 года пират Хоуэлл Дэвис взял на абордаж судно «Принцесса» капитана Авраама Пламба. Еврей из Степни (район Лондона) Авраам Пламб работал на Королевскую Африканскую Компанию, скупая рабов в Западной Африке и продавая их затем в Вест-Индии. В рассказе об американском пирате Жане Лаффите я забыл упомянуть одну немаловажную деталь: в своём преступном промысле он частенько нападал на суда работорговцев.
 
  Помимо нападений со стороны «коллег», т.е. пиратов, бывало немало случаев, когда отчаявшиеся и доведенные до крайности рабы, захватывали судно, а экипаж вышвыривали за борт. Капитану и экипажу судна «Амистад» в этом смысле повезло. Их не бросили на съедение акулам, а заставили повернуть обратно в Африку. Однако, капитан обманул несчастных и ночью изменил курс судна, после долгого перехода он привёл его к побережью Америки. Судно с невольниками было встречено береговой охраной, в то время уже действовал закон о запрете работорговли, капитан и экипаж были арестованы. Африканцы получили свободу и вскоре вернулись на родину.

  Более печальная судьба постигла экипаж судна «Три друга», взбунтовавшиеся рабы вышвырнули моряков за борт и сумели вернуть судно в Африку.

  Стоимость раба на африканском побережье, как правило, не превышала 20 долларов США, а на невольничьих рынках Америки эта стоимость доходила до 2000 долларов. С помощью одного примера можно объяснить, что толкало еврейских капитанов: Исаака Элизара, Христофора Чамплина, Уильяма Стеда, Натаниэля Бриггса, Абрама Алла, Давида Мила, Генри Крюгера и многих, многих других вновь и вновь отправляться к берегам Африки за «чёрной костью».  Воспользуюсь данными, опубликованными Институтом Карнеги в Вашингтоне. Судно «Абигайл», капитан Фридман, максимальная загрузка – 56 рабов, экипаж –  9 человек. В мае 1752 года загрузившись 9000 галлонами рома, ножными и ручными кандалами, пистолетами, саблями, порохом, судно отправилось к побережью Африки. Через полгода судно вернулось и, реализовав «товар»,  рассчитавшись с экипажем, хозяин получил чистый барыш 6600 долларов (тех долларов, 1752 года!).

По данным всё того же Института Карнеги, не менее 300 судов в начале 1800-х годов принадлежали еврейским работорговцам.

  Во время Гражданской войны в США (1861 – 1865), когда 11 рабовладельческих штатов, отстаивая своё право на рабство и работорговлю, решили отделиться, северяне всеми силами пытались противостоять этому. По статистике 7000 евреев принимало участие (с обеих сторон)  в этой кровопролитной войне.
В морских сражениях на стороне южан принимал самое активное участие Рафаил Семмес (Семмс). Это был самый результативный капер Конфедерации, 18 судов северян он захватил, будучи капитаном «Самтера» и 69 судов, возглавляя корвет «Алабама». Не менее активное участие «Самтера» и «Алабама» принимали в транспортировке «чёрной кости». В экипаже  построенной в Англии «Алабамы», было 20 южан, один испанец и 70 британцев. Сам капитан был моряком с 15 лет, но сведения о его происхождении мне не известны, рискну предположить, что и в этом случае еврейские корни имели место.

  400 лет продолжалась международная работорговля на Американском континенте. Оценки этой деятельности, с середины XV в. до середины XIX в. разнятся, но многие исследователи называют цифры от 10 до 12 миллионов человек. Страшно подумать, 12 миллионов (!)  африканцев были проданы в рабство и несколько миллионов умерли в пути.

  В 1807 году президент США Томас Джефферсон подписал закон о запрете рабства (де-факто оно еще просуществовало до 1861 года). Вскоре, после Америки парламент Великобритании также запретил работорговлю. В 1814 г. работорговлю запретили Нидерланды, через год – Франция, а в 1830 году Португалия. Последними запретили работорговлю Куба (1886 г.) и Бразилия (1888 г.)

  По иронии судьбы первым и последним человеком в США, наказанным за нарушение закона о запрещении работорговли был Натаниэль Гордон. Как и многие его коллеги по промыслу, он был протестантом и его сефардские корни легко прослеживаются. Занимаясь незаконно работорговлей, некоторые капитаны судов прибегали к хитрости, они поднимали английский флаг, когда к ним приближалось американское патрульное судно, и наоборот, избегая таким образом досмотра. Капитан Натаниэль Гордон принял приближающийся к нему военный корабль США за английский и показал американский флаг. В результате досмотра, в трюме обнаружили 120 рабов. Натаниэлю Гордону суд  вынес смертный приговор. Были люди, открыто протестовавшие, мотивируя тем, что нельзя казнить человека за то, чем все остальные занимаются десятки лет после подписания Джефферсоном закона о запрете работорговли. Но президент США Авраам Линкольн утвердил смертный приговор. 8 марта 1862 года  пират и работорговец Натаниэль Гордон был казнён через повешение. За несколько дней до казни он попытался отравиться стрихнином, но безуспешно.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.http://www.proza.ru/2015/08/31/1395