Генерал-адъютант К. А. Шильдер и его ученики-7

Екатерина Шильдер
     Заботился генерал Шильдер и о младых военных инженерах, поддерживал и ценил их. Об одном таком случае пишет Мазюкевич в своем исследовании жизни и службы генерала Шильдера. Заведующий гальванической командой батальона Михаил Михайлович Боресков в 1854 году был направлен в распоряжение генерал-адъютанта Шильдера в действующую армию. Но заболев в пути, не смог представиться генералу. Переживая и сочувствуя молодому инженеру Борескову, и генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер, не смотря на свою занятость, находил время, чтобы ежедневно узнавать о здоровье молодого офицера. А когда наступило небольшое улучшение в здоровье Борескова, то сам его направился проведать его.

     «Найдя его лежащим в постели, едва оправившимся от опасного недуга, Карл Андреевич начал, шутя, стыдить его, говоря, что молодому человеку не подобает валяться в постели и не видит  пользы от лекарств; что для здоровья следует дышать свежим воздухом и есть питательную пищу. На основании всего этого, он' в тот же день пригласил Борескова к себе обедать. С трудом довели больного до квартиры Карла Андреевича; слабость Борескова была так велика, что после обеда и стакана рейнвейна он повалился на диван и немедленно заснул. … с этого же дня Боресков начал быстро поправляться, так что в скором времени мог отправиться в Галац для заготовления зарядных ящиков для подводных мин. В последствии Боресков станет крупным специалистом в минном деле, будет заведовать минной частью в действующей армии в 1876-1877 году.
 
      Воспитал генерал Карл Андреевич Шильдер много военных инженеров, которые смогли себя проявить, как в  военное время в сражениях, так и в мирное время при подготовке инженерных войск. К ученикам генерала Шильдера принадлежит и знаменитый генерал Э.И. Тотлебен, с чьим именем неразрывно связана оборона Севастополя во время Крымской войны. О генерале Тотлебене был первоначально написан очерк генералом, историком Николаем Карловичем Шильдером. «Генерал-адъютант Эдуард Иванович Тотлебен».

      Встреча молодого начинающего военного Эдуарда Тотлебена и уже дважды Георгиевского кавалера генерала, командира лейб-гвардии Саперного батальона К.А. Шильдера произошла в 1840 году в Царском селе, где батальон сапер участвовал в практических работах. Шильдер отмечая старание Тотлебена, стал поручать ему самостоятельные работы, для выполнения которых направил того в Киев в 1844 году, отметив затем хорошее, как исполнения поручений, так и способности Тотлебена.  Некоторое время Э.И. Тотлебен служил на Кавказе, а после возвращения в 1850 году продолжил военную службу под началом К.А. Шильдера.

      «По желанию начальника инженеров действующей армии, генерал-адъютанта Шильдера, Тотлебен был назначен к нему в Варшаву, в том же году, адъютантом, с переводом во 2-й саперный батальон. Пробыв в новой должности более года, Тотлебен перешел в гвардейские инженеры и поселился в Петербурге, где он, вначале 1852 года женился на дочери гессен-дармштадского консула барона Гауфа». (Н. Шильдер. Эдуард Иванович Тотлебен. Санкт-Петербург. 1872. С. 9) 
     Но и это расставание Тотлебена и Шильдера было коротким, с отъездом генерал-адъютанта К.А. Шильдера в действующую армию в 1854 году, вместе с ним, как помощник генерала отправился и капитан Тотлебен, который перед самым уже отъездом получил чин полковника.
 
      С этого времени и до самой смерти генерала Шильдера, ученик и учитель не расставались. Все порученное уже в военной обстановке выполнялось Тотлебеном, начиная с командировки в Мало-Валахский отряд, для исследования турецких укреплений при  Калафате, что и было блестяще выполнено. Затем осуществлялась переправа через Дунай, где роль инженерных войск была велика при строительстве мостов и размещении батарей, под защитой которых и выполнялась успешная переправа.
      Под командой генерала Шильдера участвовал Тотлебен и в осаде крепости Силистрии, он  был назначен траншей-майором, а после ранения генерал Шильдера, на Тотлебена легли все обязанности по осадным работам.
 
      «8-го мая открыты были первые доступы против передовых укреплений крепости Силистрии, Араб-Табия и Плане-табия, и с этого времени до конца осады, подполковник Тотлебен безотлучно находился в траншеях, ни зная покоя ни днем ни ночью, лично руководил всеми работами в вверенном ему отделе атаки. Действия наши против Араб-Табии увенчались полным успехом и привели к тому, что 7-го июня Тотлебен взорвал весь передний фронт этого укрепления, причем образовался  широкий удобовосходимый обвал и отлогий спуск». (Н. Шильдер. Эдуард Иванович Тотлебен. Санкт-Петербург. 1872. С. 11) 
      Дальнейшая военная служба Тотлебена была связана с  защитой Севастополя, куда он был направлен князем Горчаковым в распоряжение князя Меншикова. И здесь самостоятельные действия Тотлебена позволил проявить в полную силу его способности, как военного инженера, показать чему он научился под руководством инженер-генерала Карда Андреевича Шильдера. Навсегда оборона Севастополя будет связана с именем Тотлебена, ученика выдающегося инженера Российской империи К.А. Шильдера.

    «Но могла ли бы севастопольская оборона стяжать себе такую славу, ели бы гарнизон не был проникнуть тем высоконравственным элементом, при котором исчезает всякое мелочное себялюбие, при котором старший, в виду общей пользы, охотно подчиняется младшему, при котором все защитники, от военачальника до последнего солдата, составляют единую семью, единое органическое тело, воодушевленное сознанием долга и чести …. И если бы среди этой семьи героев не явилось лицо, которое, с полным сознанием инженерного дела, соединило в себе и плодотворную деятельность и необычайное самоотвержение, которое сумело согласить все недоразумения, приобрести всеобщую доверенность, и, с энергию, стройно направить все разнообразные действия обороны к одной цели? Нужно ли это лицо назвать по имени? Оно и без того всеми известно!», приведет историк Николай Карлович Шильдер в своем очерке слова генерал-майора Н.В. Болдырева из его труда «Краткое обозрение военно-инженерного искусства в России за 50 лет с 1819 по 1869 год». (Н. Шильдер. Эдуард Иванович Тотлебен. Санкт-Петербург. 1872. С. 11)