Гениальная жена, Мария Шолохова

Владимир Конюков
Гениальная жена, Мария  Шолохова.




1 июля  2015 года – 75 лет  со  дня  окончания
написания романа М. Шолохова «Тихий Дон».



Отрывок из мемуаров «Высоцкий, Шолохов,кн.I»,
раздела моей страницы  «Тайны ХХ века».


          Очень редкие выступления Шолохова на телевидении, изредка по радио. Мало кто их помнит. Совсем редкое появление перед СМИ его жены в те годы, а  ответы на многие вопросы жизни и в творчестве писателя хранила она.
          Мария Петровна Громославская, 1902г. рождения, дочь станичного атамана. Дочь священнослужителя и атамана. Училась в Усть – Медведицком духовном училище – женской гимназии, с началом  Гражданской войны, боёв на Дону училище закрыли, учащихся распустили по домам. Работала в своей станице учительницей начальных классов…

          …Казаки – станичники в то время воевали, как по роману, то «за красных», то «за белых».
На другой год, через время, если оставались живыми или «за белых», или «за красных». Возвращались домой и рассказов хватало не на один роман, успевай запоминать, записывать.
          Михаил с Марией были знакомы давно, до женитьбы он «дружил - шухарился» с её сестрой Лидией. По традициям казачества, если жениться, то на старшей в семье. Атаман - отец и женил по «правилам» и жили они долго.
          Мария Петровна с самого начала их совместной вместе жизни, была редактором, стилистом его текстов, переписывала и печатала на машинке.
 
         Быт казачьей станицы, семей, жёстких устоев, традиций. Семьи казачьего атамана, поведения его со станичниками, действий главы поселения. Нрав, это во многом списаны в эпопее «Тихий Дон» с отца Марии, бывшего атамана Петра Яковлевича Громославского. Характер казака, привычки вложены в героев эпопеи, окружение атамана.
          Мария не просто переписывала страницы, запятые грамотно расставляла, бывшая учительница… Умело правила текст под действительность жизни станицы, с женской стороны будни станичников, когда не было войны и наоборот ту сторону, когда ничего хорошего, война есть война.
Её вмешательство в текст и это видно, женский взгляд, ощущения, как выписаны женские образы в романе. Женские поступки, поведение, уловки в отношениях между мужскими и женскими образами, любовные сцены.
Женская линия взаимоотношений в довольно консервативной среде, соблюдение традиций, требования старших в нормах поведения, неукоснительность религиозных обрядов.
         
          Это выпирает, это видно. Парень, мужик не чувствует тонкости в любовных сценах, не заморачивается на душевных страданиях. А таких сцен предостаточно и не только у главных героев. Не зацикливается на дворовом быте, описаниях чувств внутри семьи.
Женская восприимчивость к уюту, даже во время войны, сохранение семейного очага, стремление всех помирить, это она написала, Мария, его жена, внесла строчки только  женщинам понятные переживания.
          Начитанная, вне сомнения, знавшая наизусть мировых классиков, взяла с их произведений обороты фраз…
          Как оказалось, с приходом компьютерного века, так стали писать многие писатели.
А тогда о таком заимствовании она могла услышать гимназисткой,… приём не нов, похожее есть в Библии, а её тогда чтили, изучали, были уроки богословия.
         
          Самое невероятное, роман «Тихий Дон», первое издание, был скомпонован так, что ощущение, точно такая же форма составления, как и Библия, то есть состоит из нескольких книг разных авторов. Там, в Библии, Царь Соломон объединил 39 отдельных книг  в одно целое.
Здесь, соединил  несколько частей в томах,  один он, Михаил Шолохов.
Такой способ не зря, набожность родителей Михаила, от них почитание к Слову, передалось ему. Строгость в соблюдении Бога, тестя Громославского, хранителя веры при атаманстве. Умеренная набожность Марии и знание ею Библии, училась в духовном училище и контроль за соблюдением вековых устоев верующих станичников.
          Правки последующих изданий нарушили такой порядок… Чтобы стиль не прерывался, автор несколько раз вносил  исправления.
 
          «Тихий Дон», книга о войне, жизнь, а всё равно вокруг войны. Да, любовь, но как она красиво описана! ... Он взял стиль жены, она ему подыгрывала? Или она вела некоторые партии самостоятельно? Сейчас не так уж важно.
          Михаил, наверное, поощрял её сознательно. Не противился повествованию в таком виде.
Как автор, имел право, его канва, сюжет, его мысли, его жена, он её муж. Поговорка гласит, «Муж и жена – одна «сатана»!

«Чудной паренёк… никак не верится, что он мог знать так много, так удивительно передать тончайшие движения человеческой души, переживания женщины, матери, любимой и любящей…»           Е.Г. Левицкая, зав. отделом издательства «Московский рабочий».
         
          Марию Петровну журналисты  спрашивали много раз, принимала ли она участие? Улыбалась, вежливо отвечала, всё  ОН, он написал, он автор.
Хозяин, муж, главный в семье. У казаков так принято, место хозяйки, жены, матери детей, немного в стороне. Уклад рода тогда чтился во многом на религиозности и это видно в романе.
          Когда Михаил Александрович искал актрису на роль Аксиньи в фильме и утвердил Элеонору Быстрицкую, было разговоров и не мало. Было заметно в фильме, несмотря на возрастного актёра П. Глебова – Григорий, Аксинья ведёт роль опытной волевой женщины по жизни, особенно,  в любви.
Также или,  похоже, по тексту романа.

          В романе видна «рука» женщины…
С его согласия или нет, нам неизвестно и не узнать. Тайна семьи, журналисты много раз спрашивали детей Михаила, Марии, с кого Аксинья списана? Именно, мужняя, взрослая? Утвердительных ответов не было и это понятно.
         
          Мария Петровна была старше мужа на три года (а то и на четыре, неточности в метриках), как известно, на практике по жизни, даже одногодки, у женщин угадываются диктаторские замашки, начинает командовать. А здесь разница три – четыре  года, у них в основном, всё было    хорошо, по свидетельствам их современников.
В Интернете есть хорошего качества фотография, они молодожёны, он юноша, она привлекательная, но уже «взрослая» девушка
          По примерам из практической жизни, женщина старше мужа незаметно становится ещё и мамкой со всеми манерами властвовать, повелевать, контролировать.
          У героини книги Аксиньи, не навязчиво властность, решительность, отчаянность во взрослости, рассуждения бабы – казачки. 
Черты жены Шолохова?

          Очень похоже… взрослость, да и по внешнему виду, что в романе, что в фильме.
Когда Шолохов впервые увидел Быстрицкую,  воскликнул: «Так вот же Аксинья!»... Порыв на подсознании... Мария.
Актриса, по её словам, поправилась на 15 кг., чтобы соответствовать донской казачке, яркой, видной, крепкого телосложения. Образ, похожий на его жену, трудолюбивую, не чурающейся труда крестьянки, в то же время привлекательно – красивая хозяйка подворья.
          Аксинья с винтовкой, отчаянная замужняя солдатка и его жена Мария, для него амазонка -  казачка на коне, из ружья, винтовки без промаха стреляла влёт уток и гусей, добытчица дичи,  вкуснятины.
Он придал черты героине романа или Мария Петровна сама смоделировала женщину - казачку, а он согласился.

«Она меня истощает. Я опустошён физически и напоминаю голый подсолнечный стебель.
Это не баба, а огонь с дымом».   Он о ком в романе?   О Моховой, об Аксинье или своей жене, Марии?

          Об этом разговор в народе был слышен в 60 – х, со временем поутих.
Единственная не схожесть, по роману Аксинье написал или вместе написали печальную юность до 20 лет… образ собирательный, а так очень похоже.

          Не было у его Марии и  такого…, в романе у Аксиньи было.
«… вопрос дерзнул…  задать:
«Аксинья, как можно любить эту женщину, которая бегала то к Гришке, то опять к Степану, то к Листницкому. Опять к Гришке, Степану…».
Поулыбался МЭТР, помню даже глаза его, в них так и застыла смешинка…, но не ответил ничего. А сидели мы все, военная делегация съезда… ВЛКСМ.
И там был Михаил Александрович.                Иван Кожемяко.  ПРОЗА.

          В своих воспоминаниях Мария Петровна не откровенничает, сухие факты.
Были периоды, Михаил Александрович вёл бурную жизнь и об этом она ни слова. Не принято у казаков, ихних жён обсуждать мужа.
          Атаман – отец, Пётр Яковлевич, подальше отселял Михаила с Марией от Лидии по понятным причинам…, чтоб не тянуло...
По воспоминаниям станичников активно помогал зятю писать книги…
         
          Атаман сам мечтал написать, литературные способности были по воспоминаниям современников, поощрял всячески, материально помогал, чтобы ничто не отвлекало от сложного процесса сочинять - писать историю его рода, семьи, станичников, историю народа.
          Он, дочь Мария, их семья, они среди людей поселения казаков, многое в тексте с них списано. Период охвата событий в романе взят совсем не зря, ещё до начала Первой мировой, когда атаман руководил станицей, его виды на Михаила, его зять воплотит мечты, сам не сможет.   Поменялась власть, Шолохов для неё свой,…
пробьёт книгу, его надежду, память о  роде, вольном, свободолюбивом народе – донских казаков…

          Тестя Михаила Александровича арестовывали, снимали показания, учиняли допросы «белые» и «красные». Хоть немного, но сидел в тех и других «каталажках»…
         
          Зять, Михаил, двумя руками за новую власть…  склонный к сочинительству. Вот эту тягу к писательству, со своим жизненным опытом, увидел в парне старый атаман. Уговорил, женил на старшей Марии, принёс в жертву любовь с Михаилом младшей дочери, Лидии.
Литературные задатки в старшей дочери его, через неё и Михаила воплотить свою мечту,  написать, напечатать, издать книгу об истории донских казаков.
          Мария, дочь атамана, чертами характера от отца, властвовать, повелевать… Знала мечту отца написать о своём крае, семье, оставить след на земле.
 
          Роман «Тихий Дон» они написали  ВТРОЁМ! Правы были те, кто понял, писал  НЕ ОДИН.
БЕЛАЯ  правда, бои, походы, быт войны – собранные отцом свидетельства воевавших за Дон белогвардейцев. Его же вклад, описание жизни казачества, события до и с Первой мировой, Михаил в это время был ещё пацаном.
КРАСНАЯ  правда романа, повествование зятя, её мужа Михаила, его же построение текста, сочинитель, главный автор, руководитель.
Мария Петровна в малочисленных интервью говорила, сочинитель был непревзойдённый.
ОНА, родовая казачка, патриот своей земли, края. На её земле была братоубийственная война, в романе видны линии женщины – она «против», не примирить, нет, герои через поиски в себе на что – то надеются. Григорий из «белых» не пришёл в «красные», он в размышлениях. Убита любовь - Аксинья, осталось единственное, его на этом свете держат дети, и он к ним вернётся.

«Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, тёплой подушкой и ещё чем – то бесконечно родным. И сами они – эта плоть от плоти его, - как крохотные степные птицы…»

          Окончание эпопеи чисто по – женски, дети – основное связующее и в них будущее семьи, рода, её края, страны. 
ЕЁ  редакция, переработка собранного, она же переписывала, печатала, правила тексты, совершенствовала своебразный народный диалект речи края.
Конечно же, под его… общим  руководством, он главный, командир – писатель. Проверяющий, одобряющий, заверяющий текст их семьи, исторический труд.
Печатала медленно, его оправдание задержек к опубликованию в письмах в редакцию на некую машинистку с исполкома.
         
          Исправляла, вносила правки в местный  говор, диалоги, народные обороты речи станичников. Тщательно выписывала женскую линию, мужчине это не дано, даже гению, женщина мать и дети. 
Были странные ошибки первых, не переработанных изданий текста, на что напирали завистники,  женские ошибки,  особенно хронология боевых действий, описание мужских собраний, мужских диалогов.
          Изначальные вопросы к молодому Шолохову о том, что явные подозрения на нескольких авторов. Когда пошли разговоры, его понять можно, мог бы объявить, кто помогал.
Но, что помогал писать революционный «красный» эпохальный труд в советской стране, бывший белогвардеец -  тесть, (попробуй докажи обратное,  к тому же и сыновья были белогвардейцами, обратное и в том, вроде бы оправдательное, все вместе были и красногвардейцами), 
ОБЪЯВИТЬ  ОБ  ЭТОМ  он просто не мог.
Разгар преследования сторонников бывшей власти, сочувствующих им, старым порядкам. Последствия были бы ужасные для книги, для них всех.
         
          Не мог он упоминать и свою жену, Марию, сестру бывших белогвардейцев братьев, львиная доля черновой работы над книгой её была. Настоящий  СОАВТОР!
Не мог о ней объявить, о дочери, хоть и бывшего, но атамана, бывшего белогвардейца…  у него сыновья воевали за «белых» и они убивали «красных».
Не мог сказать обвинителям ни в 20-х, ни в 40-х, ни в 70-х. Роман стал советской классикой, мировым шедевром, его вместе с ним мысленно и наяву писали близкие, иногда вторгаясь…,  кто – то из них воевал на стороне «белых», немного, принудительно мобилизованы, но воевали..
         
          Бурная, шумная, время от времени, личная жизнь мужа, с компаниями поклонников, поклонниц, с  толпой собутыльников, с ансамблями  цыган, громкой музыкой, с хороводами.
С девицами непонятного поведения…
Они прожили долгую совместную жизнь. В труде и славе, в заслуженных почестях, в большой семье, в основном в своём крае, на своей земле, в казачьей станице. Где народ веками чтит традиции звания муж и жена.
И она Нобелевский лауреат, но она казачка, она только рядом, не принято у казаков женщине выпячиваться.
Устои, традиции, политика…

          В 70 – е годы, я встречал разный самиздат… Строки нередко были… о жене, это и понятно, хоть что – то выудить можно через окружение близких, семью. Где – то она сказала, где – то делилась откровениями, как всегда сплетни. В сплетнях, как известно, нередко ответы на многие вопросы. Много сплетен с тех краёв, которые описаны в романе.
С самого начала сколько раз пытались подловить ласковыми речами, чтоб проговорилась, намекнула и она с какого – то бока автор, а дальше, чтобы хором известить, писала «белая» гвардия, то есть, контрреволюционная семейка, его в изолятор, роман предать анафеме.
          … для меня осталось загадкой, в периоды, а было, жили отдельно друг от друга, Мария Петровна откровенно ни разу не сказала, не заявила ни полслова, о её непосредственной причастности к созданию шедевра века, романа «Тихий Дон».
Косвенное участие и об этом не говорила, улыбалась, отнекивалась. Этим заводила ещё больше пытливых, все знали, принимала участие, станичники свидетельствовали, текст об этом говорил,

её любовь в романе, её женские страсти в книге, её женская логика «закрутила» сюжет в любви  века, завлекла писателя – мужа в водоворот страстей, какие бывают между мужчиной и женщиной.
         
          Когда писали книги, а в станице, по поговорке, «как в деревне» все знали и всё,
Михаил ни на шаг не отходил от жены,
«баяли» (старо – казачье, разговаривали), сочиняют что – то.

          Об этом знали, спрашивали её, она никак не комментировала, уводила разговор. Даже взрослым детям не открылась, по воспоминаниям дочери Светланы, "мама сказала папе, и я так могу писать, пробовала... дальше заголовка не пошло". Не сказала, не открылась после смерти мужа, ни перед своей, в 1992г.
Её понять не трудно, 1992г…. что впереди? Развал Союза, революция, как тогда, в годы её молодости. Опять «белые», «красные», разные…, а жить надо их с Михаилом Александровичем  ДЕТЯМ, у детей свои дети...
Как «в воду смотрела», «гражданская война» и за её труд «Тихий Дон», продолжилась, всё, как и раньше, «белые» воюют за белую правду, «красные» за красную. Теперь уже хитроумней, изворотливей…
          В 1984г. Мария Петровна осталась одна, не стало её сочинителя…
Надвигалась непонятная «гласность», всё чаще провокационные публикации по разным темам, о «Тихом Доне» не забывают. А потом времена «разнузданной гласности», народное выражение и в них она успела самое начало пожить.

          Уже к концу 80 – х всё агрессивнее, начало 90 – х откровенная травля в печати знаменитых  людей, символов, заслуг известных героев разрушающего Союза…
   
          … Надвигались времена, молодые сильные дети другой страны, рушили всё старое своих родителей, их молодость, традиции, предпочтения...
    
Сейчас, со временем, можно понять, какую изощрённую атаку могли бы вести сторонники… сенсаций, та пресса той «гласности» на вдову писателя… 
 
А атаку вели, ещё и как!
          Выдержала, ни намёком не поколебала мнение мирового литературного сообщества,
лучший роман ХХ века, «Тихий Дон», написал Шолохов! Её муж, а она… при нём была…

Оставила память помощницы в создании шедевра, мы говорим, соавтора. 




В сокращении.
Сайт ПРОЗА РУ.