Таких у нас в России миллионы...

Валентина Баскакова
Тёплый апрельский денёк. С крыш каплет, скоро снег сойдёт с полей и лугов. Сегодня герой моего повествования - Константин Франкович Костынский. В доме, построенном хозяйскими руками, такой порядок, что трудно поверить в отсутствие хозяйки: Галина Дмитриевна покинула супруга в  феврале этого года… Они прожили душа в душу 58 лет. «Я так просил её не уходить», - горестно вспоминает Константин Франкович. К сожалению, судьба бывает немилостива. У всех родившихся в первые десятилетия прошлого века и живущих по сей день  она нелёгкая.


Казимир - такое имя дали ему родители при рождении - родился 13 мая 1930 года на Украине, в с.Босыри Тернопольской области, а детство прошло в с.Сбреж, куда переехала большая многодетная семья. Он успел закончить два класса польской школы, когда территория Западной Украины, где он  проживал, вошла в состав СССР. Семья проживала недалеко от польской пограничной заставы, и для мальчика сначала это показалось началом войны, он был перепуган.

 В учебниках истории сказано, что присоединение происходило бескровно и бесшумно. В действительности были снаряды, разрушившие часть родного дома, полностью разрушенный соседский дом, 15 снарядов убрали потом Костынские  со своего огорода… Но помнится и другое: с энтузиазмом принялся за организацию колхоза отец, обрадовавшийся началу новой жизни и присоединению к великой стране Советов. Два года с новой властью пролетели стремительно. И вот 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Через их село шли и шли войска, сначала советские, следом – немецкие. На второй день Казимир, пасший коров, впервые  увидел фашиста. «Я стоял на высоком берегу реки, и вдруг совсем близко от меня, низко-низко, пролетел самолёт-разведчик с фашистским крестом на борту. Лётчик в шлеме, в защитных очках, посмотрел на меня – я даже увидел его лицо, он улыбнулся – а я испугаться не успел  – и полетел дальше. И там, уже в городе, он был подбит, - я увидел  взрыв и падение самолёта». Фронт далеко, фактически Украина была в оккупации, но в селе немцев вначале  не видели, были мадьяры – венгры, чехи, воевавшие в рядах фашистской армии.

 Фашистами был назначен староста, уважаемый сельчанами человек, и, надо сказать, вспоминал Константин Франкович, что на самом деле в селе был порядок. Староста был хорошим хозяином, у него было  5 коров, 15 га земли, огромный сад на 5 га, пасека с 40 ульями. Он держал работников, справедливо оплачивал их труд, справедлив был и по отношению к односельчанам, помогая тем, кто  беднее, например, тем же Костынским, в семье которых не было мужчины, он пахал огород, брал мальчиков в подпаски. Каждая семья должна была платить в пользу фашистской Германии продналог - 1 ц зерна. При ежегодном урожае в 5-6 ц такой налог не был накладным. То есть, жизнь шла, как и прежде, в труде, но нагоняли страх полицаи-бандеровцы, хозяйничавшие в округе.  Они зверски расправлялись с  бывшими строителями новой жизни.

 Такая угроза нависла и над старшим Костынским, которого спасла повестка о явке его на призывной пункт, что он и сделал, понимая, что, не явившись, отдаст себя бандеровцам на растерзание. Он был отправлен в Германию на хозяйственные работы. Больше отца семья так и не увидела, так как после войны возвращение его домой, как пособника гитлеровской Германии, не приветствовалось бы советскими властями.

 Нелегко было матери растить одной пятерых детей, и только совместный труд всей семьи помог сохранить всех живыми. Три раза в неделю подросток ходил за 7 км в город на рынок продавать сельскохозяйственную продукцию: молоко, творог, масло, яйца. Покупали в основном жёны немецких офицеров, квартировавшие в городе. Как-то на рынке попал в облаву, и его чуть не отправили в Германию.  На всю жизнь запомнилась встреча с эсэсовцами. «Я гнал корову домой, и тут меня окликнул высокий фашист в чёрной форме. Он стоял у ворот заставы, окружённой тремя рядами колючей проволоки. – Ком, ком! – звал он меня рукой. Мать, увидевшая это, пронзительно закричала. Но он махнул ей рукой и повёл меня за плечо на заставу, привёл на кухню, накормил… Я так вкусно никогда не ел… Они с поваром смотрели на меня и смеялись, им нравилось, с каким  аппетитом я ем. «Карош, карош!» - хлопал меня по плечу эсэсовец, направляя в сторону матери. Мне самому  странно, почему я не испытывал  никакого  страха. Может, любопытство подростка, а может, пересилило чувство голода? Это было году в 43-м…

 В 1944-ом нас освободила советская армия». В селе раскрыли запущенный колодец и достали оттуда трупы замученных бандеровцами, числившихся пропавшими без вести. Сильно горевал мальчик по своему учителю, фамилию которого помнит до сих пор, - Волошин. Бандеровцы расправлялись со всеми, хоть как-то связанных с «москалями». Обыкновенный учитель советской школы, порядочный и честный человек, Волошин прочил светлое будущее Казимиру, агитируя отца отправить способного к учёбе, обладающего великолепной памятью мальчика в город.

 По окончании войны Казимира, получившего в школе ФЗО профессию плотника, отправили в Донецк, на восстановление народного хозяйства. Служил в рядах Советской армии на Курилах, даже на границе с Кореей  пришлось побывать, когда в Корее шла гражданская война и на границе было неспокойно. Только после шести лет отсутствия он вернулся на родину, где было по-прежнему тяжело и не сытно. Чтобы заработать больше денег, Константин добывал камень в карьере,  ведь трудодень в колхозе стоил 40 копеек, а работа в карьере  дороже в два раза. В 1956 г он завербовался на Север. Вербовщики обещали златые горы: зарплату в 300-400 рублей, жильё и прочие блага. И вот Котлас, Верхняя Тойма, Усть-Ёрга. Жильё – в бараке, где матрацы с  сеном и клопы. И денег вербованным выписывают очень мало…

 Но Казимир Франкович уже через год зарекомендовал себя, как добросовестный работник и достойный уважения  человек. Здесь, на ерогодской земле, он обзавёлся семьёй, покорённый 18-летней красавицей Галиной Баскаковой из д.Усть-ерогодской, построил дом, с Галиной Дмитриевной они воспитали двух сыновей и дочку, дали им образование. Женившись, он сменил имя, так как за много лет привык к имени Костя, - так называли его в школе ФЗО, в армии, на работе. У Костынских пятеро внуков и четверо правнуков.
 
 Много лет К.Ф.Костынский - бессменный бригадир на сплотке и на сплаве леса. Скромный, уважительный к людям труда, не терпящий лодырей и разгильдяев, мудрый, снисходительный к человеческим слабостям, умеющий безобидно пошутить, а в праздник и повеселиться по-доброму. 

 Мне запомнился вечер чествования передовиков производства в Ерогодском клубе в 70-е годы. Когда выступал Константин Франкович,  в зале стояла глубокая тишина, а его негромкий голос был хорошо слышен во всех уголках просторного зрительного зала. Да и как не слушать было его! Не о себе рассказывал бригадир, а тепло и сердечно благодарил женщин своей бригады, называя их великими труженицами… Константин Франкович с уважением и любовью относится к людям, и окружающие отвечают ему взаимностью.

 Среди его наград – многочисленные значки Ударника Пятилеток, несколько значков ударника Коммунистического труда, Победителя социалистического соревнования.  В 1974 г. за трудовые заслуги К.Ф. Костынскому был вручён  Орден Трудового Красного Знамени. Всю жизнь Константин Франкович переживал, что мало ему пришлось учиться в школе - закончил только начальную школу. Когда ему, известному передовику производства, было предложено вступить в ряды КПСС, он деликатно отказался, ссылаясь на недостаток образования. И он был искренен в своём отказе, ведь в партии коммунистов, по его мнению, должны состоять самые-самые лучшие люди. Но когда он  был вызван к одному из партийных руководителей местного масштаба(Костынский просил не указывать фамилии чиновника, щадя чувства его родственников) и ему было предложено вступить в ряды КПСС в обмен на орден Ленина, мнение о "самых-самых" у него резко изменилось, и теперь его отказ вступить в партию был связан совсем с иными чувствами...Горько было Константину Франковичу разочаровываться в своих идеалах, он переживал: неужели партия торгует орденами? 

  Сейчас Константин Франкович живёт один. Сын Борис с семьёй в Белгороде, дочь Лена – в Черновцах на Украине, а потому выехать оттуда проблематично, как бы ни хотелось. Пять лет назад в тёплые майские дни семью Костынских постигло огромное горе – скоропостижно скончался старший сын Вячеслав. Тяжело было супругам  переживать  горькую утрату, ведь Слава один из детей жил поближе и мог поддержать родителей.

 В этом  году  Константин Франкович встречает 85-летний юбилей без любимой жены. Но он такой же мужественный человек, как  мудрый и  добрый, у него хватает сил не поддаваться унынию и слабости, хоть годы и дают знать о себе.  Несмотря на выпавшие на его долю невзгоды, он не жалуется, не считает себя несчастным человеком. «Я не жалею, что приехал на Север, мне посчастливилось встретить Галю, она была хорошей хозяйкой, женой, матерью. Я жил у всех на виду, дорожил сердечными отношениями с окружающими, власть меня тоже не обижала». Он обыкновенный человек, «каких  у нас в России миллионы», может и погоревать, и даже всплакнуть, да ведь и не каменное же сердце, ему и поплакать порой надо. Но кругом люди, те, кому Константин Франкович много лет отдавал себя, помогая, сочувствуя, содействуя, - родственники, соседи, односельчане.

  Уважая моего героя за мужество, стойкость и присущие ему человеческие качества, его земляки переживают за него, сочувствуют, желают ему добра и бодрости, надеются на встречу его с любимыми детьми, внуками и правнуками.

  P.S. Статья была написана в апреле, напечатана в районной газете в июне. А вчера, 1 сентября 2015 г, было получено горестное известие: в Белгороде скончался Борис, сын Константина Франковича. Ему было чуть за 50. Инсульт. Хорошо, что он успел навестить отца летом и погостил в родном доме, доставив отцу огромную радость... Но как сказать отцу о смерти сына? Может быть, лучше не говорить правду? Как немилосердна бывает судьба, удар за ударом нанося в сердце хорошего человека!..
Фото 9 мая 2014г. По сложившейся в посёлке традиции ветеранов Великой Отечественной войны и труда поздравляют школьники с раннего утра. Здесь Константин Франкович рядом с Галиной Дмитриевной, своей Галей.