Дмитрий Быков и Веллер

Виктор Ушаков Сахалинский
30 янв. 2012 г. понедельник

Встреча Дмитрий Быков и Михаил Веллер. Передача по радио в воскресенье вечером.

Дмитрий: - В 14 лет - первая публикация в «Московском Комсомольце». Первая статья в 16. Стихи в альманахе «День Поэзии». Жигулин, Александр Кушнер рядом – такая серьёзная компания.
В «Собеседнике» самый лучший начальник был, потом перешел в другую газету.
В редакции он, как самый молодой, за вином бегал в магазин. Пьющая редакция - самая демократичная. В 80-е годы, бухали тогда хорошо. Сейчас прекратил. И работа спорилась – в дружном спитом коллективе.

 - Помнишь, принес тебе на встречу в редакцию бутылку дорогого коньяка. – Веллер вспоминает. - За полчаса была пустая. Друзья помогли из отделов. Велер: - Думал, унесёшь домой. Надолго хватит.
Много ценных мыслей.
- Быкова можно не любить. Но что он пишет – стоит внимания. Интересно, хорошо пишет.
Это - самая главная похвала. Не внешность и даже не личность имеет значение, а что вышло из-под пера.
Что останется после тебя.

Дмитрий: - К сорока годам - 12 романов. Не считая книги сказок, публицистики, книг стихов – всё это баловство, между прочим. Журналистика мобилизует. Самое любимое занятие: лежать на диване. А тут звонят и говорят: – Надо. К такому сроку.
В «Собеседнике» работает. С самого начала.
Написал ЖЗЛ: Пастернак. Булат Окуджава. Сейчас пишет «Маяк» – Маяковский. Сложновато было вначале, материал не давался, потом пошло-поехало. Лёгкость пера.
Пастернак помогал сверху. С неба.

Он же тоже, «Маяк» к 1917 году исписался. Написал всё, что хотел. А после революции как новые силы вдохнули в него.
Волна политики его подняла на гребень.
А также нравиться женщинам… завоевать их внимание. Это немаловажно для поэта.

Веллер: - Поэтому сам ты в 2011 году приблизился к политике. В политических баталиях, дискуссиях оттачивал язык, речь, ораторские способности и возможности.
Красноречие, юмор, ораторское искусство.

- Партию создать свою хотел «Общественное слово».
20-ти летние про это не думают. У них свои дела. Не обращают внимания пока.
Кому за 50 – те чувствуют кранты – придётся умирать при нынешнем режиме.
А про 60-ти летних – те уже с вечностью общаются.

- Что тебя заставляет писать?
- А это главный секрет.
Главный секрет - двигатель прогресса, везде и всегда.

- Я скажу, это прозвучит цинично и откровенно. Провокационно может это прозвучать.
Открою свой секрет: – хочется нравиться женщинам.
Но, тем не менее, всё кроется в секрете. Хотя, конечно, есть жена. Я её очень люблю. Но тем не менее. Такие они мужики. Такое есть в природе вещей.

Веллер подтверждает:
- Да с этим я соглашусь: именно в репродуктивной функции кроется задача мужчины и писатель не исключение.

- А у тебя, Миша? Почему так вышло?
- «Легенды Невского проспекта» - читают, на первом месте среди популярности. Хотя есть более достойные серьёзные вещи.
Загадки книги, читательской природы.
- в Армии хохотал над страницами твоими.

Служил в Морфлоте, забрали с института. Два года, тогда сократили срок.
В Елизово под Петербургом. В казарме жили. Стрелял кучно – старшине понравилось.
Бегал плохо.
А на пишущей машинке печатал как швейная машинка Зингер. Мама в школе отправила, записала на курсы. Это пригодилось в армии очень сильно и в журналистике потом.
За это давали поработать в штабе. В кабинете писал служебные материалы.
Военная специальность - комплектовщик – грузчик, иными словами. Так и в билете записано.

**
- Как ты пишешь стихи?
- Приходит строчка, потом другая. А потом пошло-поехало как по накатанной…
- Сколько ты работаешь в день?
- 4 часа, больше не могу.
- А спишь? – 6 часов. Работаю 8. В машине хорошо думается. Обдумываю идею, сюжет. Что приходит на ум.
По дороге приходят новые мысли. И ответы на трудные вопросы. Озарения - в движении.

***
Вот так сидишь в "берлоге" и впитываешь голос с большой земли. И кроме радио у тебя ничего нет.