Разве не было войны?

Олег Рыженко
Россия - несомненный мировой лидер в области литературы. Из-под пера русских и советских прозаиков и поэтов вышло немало знаменитых, известных на весь мир произведений. Вряд ли в мире есть ещё страна, давшая миру стольких писателей. Но, увы… Мировая общественность не высоко ставит нашу литературную культуру, о чём говорит мизерное количество русскоязычных авторов, удостоенных Нобелевской премии в области литературы.

Толстого шведы и не заметили!
За всё время существования этой престижной награды, её удостоились всего четверо россиян. Это: Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов и Александр Солженицын. Стал нобелевским лауреатом ещё и Иосиф Бродский, но он номинировался от США, как гражданин этой страны и к России уже никакого отношения не имел.
Напомним, что нобелевская премия присуждается с 1901 года, после смерти её основателя Альфреда Нобиля и по сегодняшнее время. Ежегодно награждения проводятся в следующих областях: физика, химия, медицина и физиология, литература, укрепление мира.
Определяет претендентов Шведская академии наук. Как это делается? А очень просто – шведы рассылают вопросники пятидесяти известным в этих сферах специалистам, на мнения которых и полагаются. Ответы держатся в секрете в течение 50 лет. Так что узнать, кто проголосовал «за» или «против» полвека будет не возможно. Именно поэтому объективность присуждения премии уже давно многими подвергается сомнению. Всё дело в том - кому послать вопросник, и решает это нобелевский комитет, что сохраняет субъективную составляющую процесса. Понятно - каково мировоззрение рецензента, таково будет и его мнение. Таким образом, для нужного ответа необходимо только лишь провести правильную подборку определённого круга лиц.
Не потому ли, решения Нобелевского комитета по литературе, порой кажутся, мягко говоря, странными? Например, в 1901 году, когда ещё были живы великий Лев Толстой и не мене великий Чехов, которых многие и сегодня считают основоположниками современной литературы, нобелевская премия присуждается французу Сюлли-Прюдому за цикл его стихов. Кто-нибудь сегодня помнит этого поэта и его произведения?

За котов и любознательность
Что бы убедиться в объективности или необъективности нобелевского комитета по литературе, мы изучили список послевоенных  лауреатов в этой сфере и пришли к ошеломляющему выводу – ни одна премия за всё это время не присуждалась за произведение о Второй мировой войне! Даже, награждая Шолохова – единственного писателя в списке лауреатов, который затрагивал военную тематику, шведы в аннотации объясняют своё решение таким образом: «За художественную силу и целостность эпоса о донском казачестве».
Выходит, такое событие вселенского масштаба, как Вторая мировая война прошло для нобелевского комитета незамеченным? Судите сами. В 1944 году, когда ещё на восточном фронте шли тяжелейшие бои, лауреатом стал датчанин Вильгельм Йенсен. За что? Читаем: «За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью». Действительно очень любознательный писатель - последнее его крупное произведение «Падение короля» датируется 1901 годом.
В победном, 1945 году лучшим литератором мира Нобелевский комитет объявил чилийскую поэтессу Габриэлу Мистраль – «за поэзию истинного чувства». Хотя очевидно, что самые истинные и сильные чувства в то время, были у людей, ликовавших по поводу окончания мировой бойни, что зафиксировано во многих поэтических произведениях. Но, ни одно из них не заинтересовало комитет.
В 1946 году – премия присуждается швейцарцу Герману Гессе «за вдохновенное творчество». В 1947 году нобелевский миллион долларов получил французский подданный, романист Андре Жид – «за бесстрашную любовь к истине».
Лауреат 1948 года, англичанин Томас Элиот, получил премию «за новаторский подход». Он издал милую книжку для детей под названием «Практическое котоведение»  - этакие «новаторские» стишки про котов.

Приказано забыть?
В списке лауреатов до сих пор так и не появилось ни одного автора, который был бы награждён «за правдивое освещение событий во время войны с фашизмом».
Не говоря уже о русскоязычных писателях, нет среди нобелевских лауреатов даже зарубежных имён, хотя уже в начале  40-х годов были написаны и приобрели огромную популярность «Военный лётчик» Антуана де Сент Экзепюри, «Молодые львы» Ирвина Шоу, «Крейсер Улисс» Алистера Маклина. 
А ведь Вторя мировая – центральное событие двадцатого века и не понимать этого нельзя.   
Поэтому такое отношение к военной тематике со стороны шведских академиков не только удивляет, но и настораживает. Про войну изданы целые пласты литературы, причём литературы талантливой, выстраданной, сильной, но, увы – ни одного признания на уровне Нобелевского комитета не последовало. Не потому ли, что войну было приказано забыть, поскольку выиграл её советский народ, а не объединённые англо-американские силы?
Отсюда и появляется подозрение, что нобелевский комитет не интересует общественное  значение произведений. Ведь неизменно получается так, что его решение полностью соответствует интересам тех, кто сегодня считает себя властелинами мира.

Карлсон бы обиделся…
Теперь становится понятным, почему русская литература у нобелевского комитета не в чести –  Россия это единственная страна, которая не допускает давления извне и никогда, ни перед кем не прогибается. Вот и втыкают нам палки в колёса.
Что бы убедиться в этом приведём данные о количестве нобелевских лауреатов по странам мира: Франция – 15, Великобритания – 11, США- 10, Германия – 8, Швеция – 7, Испания – 5, Россия (СССР) – 4.
Эти цифры говорят о том, что по сравнению с нами, даже маленькая Швеция, с её населением в 9,5 млн. человек, из которых добрая четверть негров и арабов - великая литературная держава! Хотя лично мне ни про одного шведского писателя с мировым именем слышать не приходилось. Кроме, конечно, Астрид Линдгрен - автора произведений для детей, таких как «Пеппи длинный чулок» и «Карлсон, который живёт на крыше».
Но её, к сожалению, к нобелевской премии не приобщили. А зря. Это единственный шведский автор, получивший всемирную известность.