Свидание с Родиной

Корсакова Елена
Свидание было вынужденным…
 По работе мне необходимо поехать с руководителями в Берлин на самую крупную международную выставку электроники IFA. Так как моя рабочая виза заканчивается 31 августа, я не могла в сентябре выезжать из Польши, потому что назад меня не пустят. Для пограничников проходит только виза или Карта побыта (вид на жительство). Документы на Карту побыта я уже сдала, но карту еще не получила. Оставался один выход – сделать Шенген-визу.  Но получить ее можно только на Родине, в Украине. А делают ее несколько дней…

Мой шеф смог найти связи, составить важное письмо и меня отправили в Украину – получить Шенген-визу. Задача была нелегкой: необходимо было получить визу в течение одного дня! Приехать - получить визу - вернуться обратно. Выехала я из Варшавы 30 августа. Возвращаться собиралась 31 августа… При этом был риск, что если мне не дадут визу, или дадут но не в тот же день, мне придется остаться в Украине. В Польшу я не смогла бы вернуться. В Варшаве остался мой муж, дочка, работа, все вещи и т.д.

В автобус я села 30 августа в 16 часов. В Киев въехала в полседьмого утра. На границе в общей сложности были больше четырех часов. Первый раз я услышала запах Родины, когда на украинской таможне нам разрешили выйти всем в туалет. Хотя в автобусе был туалет, но все не прочь были размять ноги… Я стояла в очереди женщин и вместе с ними закрыла нос от неприятного запаха. Не удержалась и сказала: «Запах Родины!» Это, конечно, сарказм, но это первое, что пришло в голову. Из шести кабинок открыта была только одна.

Проезжая по утреннему Киеву, я подумала, что это очень даже красивый город. Хотя Киев никогда не был моим родным городом, мне понравилась его архитектура. Улицы были чистыми, людей еще мало. Я ехала на маршрутках до польского посольства, периодически спрашивая дорогу. Сразу заметила контраст между поляками и киевлянами. Никто ни разу не сказал мне в ответ на мое «Спасибо!» - «Пожалуйста!». В Польше за полгода я уже привыкла, что практически все люди отвечают мне словом «пожалуйста» на мою благодарность.

Под посольством пришлось посидеть около часа, пока откроют. Люди в очереди сказали, что в ожидании виз сейчас проводят  по три месяца. Нет места для подачи документов в сервисном центре. Я зашла в консульство второй, без очереди. Девушка в окошке читала мое письмо, слушала меня и куда-то ушла… В общем, я заполнила анкету прямо там, ксерокс паспортов сделала на улице в бусике у молодчиков за 8 гривень. Денег за визу с меня не взяли. Сказали прийти в 15 часов получить свой паспорт с визой. На улице я благодарила Бога, что смогу вернуться домой (в Варшаву) уже в тот же день!

Мой шеф оплачивал мой проезд, питание, поэтому я не долго искала – где позавтракать. Вкусно позавтракав за сто гривень, и подзарядив телефон, я смогла спокойно идти гулять по Киеву до 15 часов. Муж дал задание купить ему лекарство – три банки для поддержки суставов. Ему, как триатлонщику, дважды прошедшему, просто необходим такой курс пару раз в год. Это было моей задачей на день. Второй задачей было – созвониться по украинской симке с родственниками и риэлтору насчет продажи украинской квартиры.

Не скажу, что эти, вроде бы, простые задачи мне было легко выполнить. Как оказалось, что не в каждой аптеке есть необходимое лекарство. А если есть, то или очень дорогое, или только одна банка! А мне надо три. По пути я с трудом нашла лавочку, чтобы присесть и заменить симку. Нашла где можно пополнить телефон. Опять – поиски лавочки, чтобы поговорить. Ведь с  родителями всегда долгие разговоры… На дороге, где ходят трамваи, я чуть не упала – бурковка была разбитой. В одном дворе со мной разговорилась старушка. Начала рассказывать о тяжелой жизни в Украине…

Жара 31 августа была невыносимой. Когда я устала ходить по улицам, зашла в кафе. Попивая холодный молочный коктейль за 40 гривень, наслаждаясь прохладой из кондиционера, заряжая опять телефон, я читала свою уже шестую книгу на польском языке. На этот раз  первой польской путешественницы, которая в конце двадцатых годов поехала из Польши в Бразилию, Перу, собирать насекомых и изучать жизнь в тех краях. Когда я стала засыпать над книгой, под бойкие возгласы за стойкой: «Здравствуйте! Куда Вы будете присаживаться?», я решила что мне надо выйти на улицу. Ночной недосып в автобусе стал сказываться. На улицах Киева единственное, что мне доставляло удовольствие – это родная речь. Я понимала все, что слышала вокруг, все вывески, я легко спрашивала в аптеках, на улицах, когда узнавала дорогу. Я отдыхала от польского, который еще вызывает у меня напряжение. Совсем недавно я очень хотела пару дней отдохнуть от польского, и это мне удалось! Мысли материальны.

К трем часам я пришла получить визу. Без опозданий мне выдали мой паспорт с вклеенной визой. Позвонили шефы из Польши узнать – как дела. Они порадовались за меня! Я купила билет на поезд до Львова на 22:40. Пришлось бродить по городу еще долго. По пути заходила в аптеки доводить свою задачу до конца. Все хотела дойти до Крещатика, послушать уличных музыкантов, там всегда их много…

Меня поразило, что в Киеве такие горы. Улицы прямо на горках растянулись.  Когда я поднималась по бесконечным ступенькам куда-то в гору, то подумала: «Куда я иду? Не понимаю!» Когда я уставала, заходила в кафе, что-то съедала, отдыхала в прохладе. Названий улиц я не видела, на домах их просто не было. А я уже привыкла видеть на каждом доме в Варшаве название и номер. Я мало раз бывала в Киеве, но всегда была в центре. Немного помнила, как выйти на Крещатик. Я ходила по центральным улицам, но никак не могла выйти на Крещатик. Однажды спросила у женщины, она показала мне, что впереди Бессарабка, и там (где-то) Крещатик. На Бессарабке я зашла на рынок под землей, и там застряла. Меняла валюту, купила дочке духи «Дзинтарс» в подарок. На улице я опять побрела куда глаза глядят, но никак не выходила к Крещатику. Посидела в парке Шевченка, удивляясь необычно красному цвету Университета культуры.

Когда на следующий день я узнала у водителя автобуса «Львов-Варшава», что 31 августа на Крещатике произошел теракт, в результате которого было ранено больше ста человек, и даже есть погибшие, то мне стало не по себе… Это было в начале шестого, когда я пару часов как ходила все вокруг да около, но  не брела на центральную улицу. Даже если бы со мной ничего не случилось, не хотелось бы быть очевидцем этого происшествия.

На вокзале вечером я зашла в супермаркет «Эко», чтобы купить воды в дорогу. Я знала, что цены за полгода очень выросли. Но не думала, что так сильно! Я ходила возле полок с товаром, и закрыв рот рукой, была ошеломлена. Я не понимала, как на украинские зарплаты можно жить… Выйдя из магазина, мягко говоря, я была шокирована. На привокзальной площади был стихийный рынок. Я услышала громкие маты – забытые за полгода слова. Я унюхала вонь. Видела много людей в военной форме. Я шла, плотно прижав к себе сумку и мне было страшно. Хотелось одного – быстрее попасть назад, в Варшаву. Там такое спокойствие… Мне было больно и обидно за украинцев, что они вынуждены так жить. Что Родина так о них заботится. Комок стоял в горле…

В купе поезда удалось ночь поспать. Наутро на вокзале я села в новенький иностранный бусик, где меня и еще семерых мужчин водитель повез в Варшаву. Водитель – львовянин похвастался, что все дороги во Львове отремонтировали, расширили. И, правда, из окна я видела аккуратные улицы, очень напоминавшие польские. Было первое сентября. По городу ходили школьники в вышиванках, с букетами желто-голубых цветов. Это выглядело мило!

Мы быстро доехали до границы. Очереди на Рава-Русской почти не было. На украинской границе нас все пропускали под слова - пароль водителя: «Слава Иисусу!», военные улыбались и пропускали нас. На польской границе меня задержали… Женщина-таможенница повела меня в офис.  Меня расспрашивал польский начальник – как я получила визу и зачем мне она. Он был удивлен, что мне за один день сделал посол визу. Попросили выйти в пустой кабинет и подождать. Как позже я узнала, они созванивались с моим шефом, спрашивали – действительно ли я у них работаю, звонили ответственному человеку, польскому послу в России – пенсионеру, который составил письмо для моего экстренного получения визы… В результате, мне разрешили ехать!

Через границу показались магазины с другими вывесками, на польском. Я  как то облегченно вздохнула. Когда мы въезжали в Варшаву, мне так хотелось рассказать ребятам в автобусе, многие из которых первый раз ехали в Польшу на работу, что в этом районе я работаю. Что выхожу ежедневно на этой трамвайной остановке. Но я только одни раз им сказала, когда проезжали центр, что вон то красивое здание необычной архитектуры – это любимый всей молодежью торговый комплекс «Злоты тарасы» (золотые террасы).  Я вышла возле автовокзала, перешла на свою остановку трамвая.

Было начало пятого, здесь это час-пик. Офисные служащие работают с восьми до четырех. В полном трамвае, под кондиционером, я услышала знакомое и такое уже родное шелестение польской речи. Я улыбнулась! Наверное, я вернулась на новую Родину.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/09/14/1664