Тринадцатый месяц

Алекс Ольгин Ольга Александрова
 
- Что желаете - лимонад или минералку? - стюардесса, приятно улыбнулась и посмотрела на Евгения.
Мужчина вздрогнул, протёр глаза и, встряхивая сон, вернул кресло в стандартное положение.
- Минералки, если можно. - Евгений понял, что случайно заснул, погруженный в свои мысли.
Блондинка старалась ему понравиться. Перед тем как налить ему прохладного напитка, она поправила блузку униформы.
 Приятный звук льющейся шипучки вернул его в воспоминания.
Прошлогодний август. Небольшой мостик в финском городе Иматра. Под ногами бушующий водопад.
Неожиданно он услышал звонкий девичий смех, с которым он мог сравнить только музыку, звучащую над водопадом. Музыку Сибелиуса.
Её звали Ева. Совсем недавно она рассталась со своим молодым человеком. Поэтому его предложение посидеть в каком - нибудь кафе неподалёку, она восприняла с энтузиазмом. В отличии от её компании.
- Вот Ваша вода. Пожалуйста. – сладкий голос стюардессы заставил его обернуться.
- Ах, да - скользнув по девушке взглядом, он взял стакан и испил прохладного «Перрье».
Точно такую же французскую воду ему подавали в тот день, когда он решился сделать Еве предложение.
Коробочка с кольцом лежала у него в кармане, когда она вошла в воздушном красном платье. Присев за столик, она залилась своим прекрасным звонким смехом и стала что-то щебетать о своих утренних приключениях. Евгений вспомнил, как бешено в тот момент колотилось его сердце. Ещё минута и он сделает ей предложение. Но все получилось не так, как он рисовал себе задолго до этого. Когда Ева увидела кольцо, она, до этого без умолку щебетавшая, умолкла и покраснела.
«Ой, Юджен, я… я очень тронута… я бескрайне тронута… но, ты прости… прости, но мне нужно подумать. Я надеюсь, это тебя никак не обидит… Просто я ещё не готова… - она перевела на него взгляд, потерла кончик носа и продолжила: - Не готова дать тебе ответ.
Когда официант принёс бутылку дорогого шампанского, Евы за столиком уже не было.
«С вами говорит командир самолёта Жан Бюжо. Наш самолёт заходит на посадку в аэропорт «Шарль-Де-Голль». Просьба пристегнуть ремни и привести спинки в исходное положение...»
Евгений машинально выполнил просьбу.
Так же молчаливо, без эмоций, он прослушал свой автоответчик в Иматре, где Ева, оставила сообщение о том, что она его не любит. Ей просто нужно было забыть свою старую любовь и просто почувствовать, что она кому-то нужна…
Самолёт коснулся взлётной полосы. Евгений прибыл в город влюблённых – Париж.
Однако его поездка была абсолютно деловой.
Проходя по мосту Александра III, он вспомнил Троицкий мост, рядом с которым он жил в Петербурге. На минуту ему показалось, что он родном городе и как-то само собой он начал размышлять о своей нынешней ситуации. Ещё каких-то два месяца назад Евгений никак не мог предположить, что эта поездка во Францию будет под большим вопросом. Новый режим, пришедший в Россию, вновь отбросил страну на сорок лет назад. Поездки за границу стали практически невозможны. Как и во времена Железного занавеса на их разрешение стало уходит слишком много времени и сил. Больше всего Евгений сожалел о своём доме в Финляндии, существование которого ему пришлось скрыть, но и в который он никак не мог вернуться… Эта поездка в Париж была спланирована незадолго до смены власти, и новое правление было пока ещё лояльна к поездкам, заявленным заранее. Для него пропуском заграницу послужило приглашение от делового партнёра по бизнесу, его друга Поля Матье. И сейчас он набирал его номер.
- Бонжур, Поль!
- Зтрафстфуй, Ефгений!
Это приветствие заставило улыбнуться. Впервые за день.
- Ты уже в Париже?
- Через минуту буду у тебя.
- О, отлично! Моя новая секретарша готовит замечательный кофе.
- Хорошо. Я…- Евгений не успел закончить дружескую шутку, как неожиданно столкнулся с девушкой в белом платье. Та вскрикнула и упала от неожиданности. Евгений, поспешив к ней на помощь, протянул руку. В следующий момент она стояла перед ним - такая юная, такая растерянная, что Евгений забыл о своём упавшем оземь смартфоне. Девушка наклонилась и подняла разбившийся аппарат.
- Мерси!- растерянно произнёс Евгений. Он забыл, как правильно нужно извиняться, тем более на французском. Неловким движением он постарался отряхнуть её платье, но увидев её удивлённый взгляд, поспешно убрал свою руку, засмеялся и тут же, смутился.
- ;a vous amuse ?*- она вскинула брови.  (Вам кажется это смешным?*)
Евгений опешил. Он только что понял, что забыл все слова, которые знал по-французски.
 - Эскьюзмуа… Сорри… Ай я донт спик френч…- начал было путаться и мешать слова Евгений, но почти тут же остановился.
Девушка улыбалась ему. И вот она уже поправляет причёску. И взгляд… Этот взгляд, он был уверен в ту же секунду – он запомнит надолго.

- Etes-vous press;?*- сказала вдруг она и протянула разбитый смартфон.
(Вы спешите?*)
Евгений принял разбитый Sony в свои руки, не испытывая по поводу поломки ни секунды сожаления.
- Aller. Je pense que vous attendez*- и снова этот сложный французский. Впрочем, значение aller он помнил. Действительно, нужно идти.
(Идите. Я думаю Вас ждут*).
Он уже было развернулся в сторону нужного здания, как девушка его остановила.  Она взяла и слегка сжала его пальцы правой руки, взглянув на них с особой внимательностью, и указав на его безымянный палец озорным взглядом.
Je vais attendre pour vous ici *- парижанка смущенно засмеялась и легко подтолкнула Евгения в спину. (Я буду ждать тебя здесь*).
- Я не понимаю…-  только и смог произнести он по-русски и, ещё раз оглянувшись на машущую ему вслед девушку, Евгений направился на свою деловую встречу.
Кабинет Поля Матье был обставлен по всем законам фэншуя. Есть вещи, которые не меняются. И люди тоже. Таким был и Поль. Само постоянство. Во всём. И одна из постоянных его фишечек - это болтовня без остановки. Казалось, посади его в самом сером уголке Франции, он и там раскрасит всё вокруг своими бесконечными историями.
- Мой друг…- старый приятель был крайне рад его видеть…  И конечно рассказать очередную историю о…  Да по правде говоря о чём угодно.
Однако, поддержав беседу минут пять от силы, Евгений понял, что его мысли сами собой возвращаются к незнакомке в белом.
- Поль, что такое «Жё ве аттёндр…что-то там вместе с ву, тоесть «ты».
- Не ты, а тебя - ответил слегка озадаченный таким обрыванием его истории Поль. Кто-то тебя будет ждать, а вот где – не понятно.
- Ты что-то путаешь - сказал Евгений. Зачем ей меня ждать вообще?..
Кому? – поинтересовался партнёр, но этот вопрос Евгений оставил без ответа.
Поль провожал Евгения до гостиницы через ту самую площадь, когда к ним подошла она.
Евгений не поверил своим глазам, а Поль, заметив удивление партнёра, спросил: «Здравствуйте, Мы знакомы?»
Девушка радостно ответила: «О! Вы говорите по-французски?»
- «С рождения» - ответил Поль, довольный своей шутке.
- «А он из России?»
- «Да, он из России. А Вы, наверное та девушка, которая сказала что будет ждать его, видимо здесь. Интересно, как он так быстро успел вскружить Вам голову?.. Кстати, как Вас зовут?»
- Эжен… Но с чего Вы взяли?.. - девушка хотела было возмутиться комментарию Поля, но тот перебил её.
- Святые угодники… Надо же, Евгений - обратился Поль к другу, который стоял не в силах вымолвить и слова. Её зовут так же, как и тебя. Эжен… Евгения, то есть.
- Эжен…- выдохнул русский Женя.
Девушка сделала весёлый книксен и сказала «Очень приятно». Это Евгений понял.
- А меня Женя зовут… Евгений, если полное имя.
- Женья- показала она него рукой. – Эжен - показала она на себя. И это напомнило ему сцену из известного фантастического фильма про инопланетян.
Они оба рассмеялись. Только Поль сосредоточенно смотрел на них обоих.
- Я так понимаю, у Вас намечается свидание… И ни в какую гостиницу ты не пойдёшь... Мне вот только интересно - как Вы собираетесь общаться, мой друг. На языке жестов?
- Вы знаете русский?- спросил Поль у Эжен.
Та засмеялась и покачала головой. – Ньет – по-русски сказала она. И снова развеселилась.
- Мы можем и на языке жестов, Поль. А Бог даст - и на языке любви…
- Значит всё так серьёзно?..- почесал брови Поль. – Ладно… Мой номер ты знаешь, если что – звони. Но только не за полночь.
- Мадам…- обратился он к Эжен…- мой друг улетает завтра утром. Россия дала ему всего один день в Париже. Я надеюсь, Вы сделаете его незабываемым для моего друга. И…- Поль наклонился к ней ближе…- завтра он целым и невредимым улетит к себе домой. Обещайте мне, красавица - и Поль поднял губы к носу, подражая Эркюлю Пуаро.
- О, не волнуйтесь, месье…Я не ем русских, даже когда очень голодна - она вновь засмеялась.
- Ну, тогда я Вас оставлю. Удачи, друг мой. – Поль почесал кончик носа. – А она ничего… И приподняв свою шляпу в сторону Эжен, Поль удалился.

Язык жестов. Многим ли приходилось общаться на нём. Евгений испытывал небольшое волнение перед подобным экспериментом, однако куда больше его волновало – почему эта девушка выбрала именно его, русского, незнакомого и такого случайного?
- Кафе?.. - спросил он у Эжен. Та улыбнулась и кивнула в ответ
А всё-таки есть на свете слова, которые одинаково звучат на русском и на французском. А значит, они не пропадут. Это мысль его даже согрела, и он уверенно повёл Эжен в кафе неподалёку, где он любил пить крепкий латте, в то время, когда бывал здесь частенько.
В кафе было прохладно. Они заняли столик у окна и заказали бутылку «Шабли» и пару буше для неё.
Она что-то щебетала по-французски, а он казалось, понимал её сердцем. И ему не нужно было перевода.
- Ты точно ничего не хочешь? – спросила она, подмигнула и откусила кусочек пирожного.
Он отрицательно покачал головой.
Эжен быстро схватила бокал и произнесла очередной тост, после чего весело рассмеялась. Он понял, что готов слушать этот смех бесконечно.
Тёплый парижский вечер плавно перешёл в ночь, а они всё сидели за столиком.
Потом они гуляли по городу, смотрели на спокойную гладь Сены и говорили как-будто бы на разных языках, а на самом деле на одном.
Пришло время прощаться. Они стояли у пятизвездочного «Парис Марриотт».
- Не желаешь шампанского?.. - спросил он её. Впрочем, это было лишне. По его взгляду она всё поняла.
Номер делюкс на втором этаже, на одного, стал пристанью для двоих.
Тихий звук пылесоса в коридоре разбудил Евгения. Он высвободил руку из-под шеи Эжен, поглядел на неё с некоторым удивлением и в то же время с непонятным колющим чувством счастья. Затем он пошёл в ванную, зная, что скоро ему на самолёт.
Чистя зубы, он настроил свой смартфон на новости и тихий голос рассказал о новой реформе в России, о землетрясении в Японии и о четвёртой жене Баскова.
Она подошла к нему сзади и нежно обняла его.
Эжен… – сказал он глядя в зеркало. Мне надо лететь. Аэропорт. Пора.
Затем он обернулся и поглядел в её глаза.
- Давай встретимся через месяц, в сентябре там же, в нашем кафе, за нашим столиком. А?
- Да, да, конечно - согласилась она, пытаясь спрятать слёзы, отвернувшись.
- Я обещаю – Евгений повернул её лицо к себе и поцеловал её в губы.
Самолёт давно набрал высоту, а один из пассажиров всё ещё был мыслями на парижской земле.
- Я вернусь к тебе…- прошептал Евгений и в размышлениях, затем автоматически нажал на канал новостей, как будто сейчас они сообщат ему что-то важное о его любимой.
Любимой? Неужели возможно влюбится за один вечер? Была ещё ночь и утро, но именно те, размышления о ней в кабинете партнёра по бизнесу… Это ли не была влюблённость в образ? Те не требующие перевода беседы в кафе. Это ли не была влюблённость в человека? Та ночь в парижской гостинице. Это ли не была влюблённость в женщину?
Одно новое сообщение новостной ленты - произнёс голос из смартфона и сообщил Евгению о том, что учёные ввели в календарь год новый, тринадцатый месяц в связи с погодными изменениями климата, которые в свою очередь произошли из-за ухудшающейся экологической обстановки в мире.
- Да- подумал Евгений- зимы в этом году вообще не было. Ни снежинки.
А нынешний июль действительно жаркий, но с обилием ливней.
В салоне же самолёта было прохладно, но его согревала мысль, что уже через месяц он снова вернётся в Париж и…
- Стоп - сказал вслух Евгений. Если вводят ещё один месяц. То… когда?
Он забил в поиск запрос и раскрыл рот от охватившего его ужаса. Они вводят тринадцатый месяц в этом году, после августа!
- Да они там с ума все посходили что ли?! - ещё громче высказался Евгений, чем обратил на себя соседних пассажиров.
- Ну кто ж так делает?! – он в возмущении ударил себя по коленям. Такие вещи принимают за год, а то и за два до их внедрения в жизнь общества.
Он решил, что их встреча с Эжен под угрозой. Поняла ли она его?
- Хорошо, успокоил он себя- я прилечу через месяц. А если она решит, что встреча в сентябре? Нет, нет. Она не сможет так долго его ждать. Её слёзы говорят об обратном. Через месяц, в кафе, за тем же столиком. Он был просто уверен.
Этот же самолёт через месяц летел в обратную сторону. Ещё в Москве Евгений понял, что не знает ни её телефона, ни её фамилии, чтобы найти Эжен в фейсбуке. Не смотря на то, что фейсбук был заблокирован властями из-за железного занавеса, умелый хакер мог за небольшие деньги помочь в этом деле. По телефону было звонить хоть и опасно (он однозначно прослушивался, ещё до предыдущей поездки в Париж), но по какой-то причине он не взял у неё даже номер мобильного.
Они оба были так уверены во встрече…
Но в тот день в кафе её не было. Он просидел там с утра до вечера, вызывая вопросительные взгляды у официантки. Даже заказывающийся эспрессо каждые полчаса не спасли его от удивления окружающих работников кафе.
Ближе к полуночи официантка сочувственно положила руку на его плечо и произнесла, приподняв брови «Аморе?..»
- «Аморе…» - вздохнул Евгений и встал из-за стола.
В ту ночь ему не спалось. Он сходил на ту самую площадь, посмотрел на ту самую Сену, и даже прошёлся до «Парис Марриотт». Он искал её глазами среди полуночных прохожих, и не находил.
Евгений позвонил Полю. Парижский друг в сей поздний час был недоступен, его телефон отключён. Позвони он ему раньше, и Поль помог бы ему найти Эжен. Жаль правильные мысли приходят слишком поздно. Завтра утром ему снова обратно.
Этот полёт выбить у российских властей удалось ему с большим трудом и немалыми деньгами. В ход пошло много хитрости и лжи.
Нужно будет попробовать ещё, через месяц- подумал в постели отеля Евгений - Чего бы мне это не стоило.
В эту ночь ему совсем не спалось. И дело было даже не в большом количестве выпитого кофе.
В сентябре его арестовали. Это произошло в аэропорту. За две недели до этого ему на удивление легко дали визу. Ему не понадобилось тратить денег на подкуп. Но тогда он не думал о каком-то подвохе, пришла лишь мысль о некоторых послаблении россиянам при выезде за границу.
На самом деле он думал только о встрече с ней.
В таких случаях работает сердце, а не голова.
Его обвинили в шпионаже в пользу Франции. После истории с «Мистрелями» и резком ухудшении отношений между странами - это было неудивительно.
Евгения опечалил не сам арест, и не допросы с пристрастием. Он понял, что больше никогда её не увидит. Никогда!
Ему запретят не то, чтобы поездки во Францию, а любые поездки из Москвы.
Посадить - не посадят. Сколько было таких, как он улетающих из страны, многие из которых не возвращались, получая или не получая статус беженца за рубежом.
А тех, кто возвращался – подозревали в шпионаже. Правда многочисленные митинги и сообщения в интернете возмущённых россиян не доводили до сталинских времён.
Людей отпускали. За подпиской о невыезде. Путь заграницу был им заказан. Жучки, слежка за действиями такого человека в интернете- всё это было вторично для Евгения. Пусть прослушивают, пусть следят.
Это всё уже неважно.
Он и сам не заметил, как начал пить. Сначала виски со льдом. Потом коньяк.
Вся жизнь стала проходить у телевизора. Его интересовали только новости из Франции.
Однообразную и серую жизнь Евгения прервал долгий звонок в дверь под Новый год.
- Снова с проверкой из милиции - неохотно откинул плед Евгений и встал с кресла-качалки. Так с пультом в руке он и подошёл к двери.
- Кто там? - спросил он и потянул руку к двери.
- Юджн…- услышал он. Евгений в каком-то слепом неверии стал крутить замок и резко распахнул дверь.
Это была она!
Эжен…- выдохнул он. Пульт выпал из его рук и разбился.


В объятьях, она говорила ему о том, как ждала его в сентябре в том кафе. А до этого, зная, что ввели тринадцатый месяц никак не могла прийти, потому что попала в больницу из-за того, что оступилась на лестнице и сломала лодыжку. Она пыталась бежать из больницы в гипсе, но врачи не пустили.
Стала учить русский. Дежурила на площади, чтобы встретить там Поля и узнать адрес Евгения в Москве. Он помог ей оформить документы, но она просила не сообщать ему о её приезде, чтобы это стало сюрпризом. Да и прослушка. Поль сообщил ей, что Евгения арестовали и продержали в камере пятнадцать суток. И… и…
Она отняла любимого от себя и произнесла на ломанном русском.
- Я берйеменна…