Прозой о поэзии. Всего лишь несколько строк

Людмила Ханыкова
        Поэзия – это удивительное проявление человеческого духа. Когда и почему она возникла? Какие тайны скрыты в ее непознанных глубинах? Давайте совершим небольшое путешествие во времени, вернемся к истокам человеческого общества, к тому далекому периоду, когда и общества собственно никакого не было, а бродили по белу свету одетые в шкуры диких зверей наши далекие предки.
        Как вы думаете, была тогда поэзия или нет? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте сначала подумаем, а какими чертами характеризуется поэзия. Что ей свойственно? Скажете, рифма? Нет, она появилась уже потом. Ритм, мелодика голоса, его тембр. Да! Тогда еще, может быть, и речи никакой не было. Но голос уже был, и люди выражали им свои чувства: гнев, радость, призыв, угрозу, предупреждение. Совсем, как современные поэты!
        А не зародилась ли поэзия в первых «колыбельных», которые дикая женщина-мать «модулировала» (иначе не скажешь) своему младенцу. Матери быстро заметили, что эти звуки удивительным образом успокаивали их детишек. А может быть, первый «стих» – ритмическое, мелодичное чередование звуков?
        Давно известно, что стих оказывает более сильное воздействие, чем проза. Не случайно, священные книги в древности были написаны стихами. Другой пример: кельты и уже известные нам жрецы-друиды. Римляне познакомились с ними, когда эта цивилизация клонилась к упадку. Но и тогда их удивило, что друиды преподавали своим ученикам в стихотворной форме. Юлий Цезарь в «Записках о галльской войне» предположил, что это делалось для лучшего развития памяти. Но это было не совсем так. За этим стояло определенное мировоззрение.
        Не случайно знания передавались в стихотворной форме непосредственно от Учителя к ученику. Никакая книга или запись не могла передать то, что передавал Учитель, ибо в нем всё имело значение: его голос, интонация, тембр, движения, жесты... В каждом ученике знание обретало свои черты. Оно не являлось суммой полученной информации, оно рождалось в сердце каждого ученика самостоятельно.   Только тогда знание становилось не сборищем догм, а живым и творящим началом.
        Стихотворная форма использовалась у кельтов не только для обучения, но и для наказания. Уже тогда существовала «сатира», или как ее называли в то время «песнь поношения». Это было магическое изречение, которое друиды произносили в адрес человека, преступившего законы племени. Для людей того времени не было страшнее наказания.
        В Средние века стихотворную форму широко использовали народные певцы-барды в разных странах Европы. Во Франции 10-13 вв. устная народная поэзия, созданная бродячими поэтами-певцами и актерами носила название жонглёрской поэзии (от французского jongleur-шутник, забавник.) В дни ярмарок и народных праздников жонглёры разыгрывали на площадях сценки, комедии и фарсы собственного сочинения, сопровождая эти представления фокусами, акробатикой и жонглированием. В средневековой Германии такую же роль играли шпильманы, в древней Руси – скоморохи, бродячие певцы-музыканты, комедианты.
        Поэзия всегда воспринималась, как нечто возвышенное и прекрасное. Поэтому многие положительные качества и возвышенные понятия люди соотносили со словом «поэзия». Древнегреческий философ Пифагор называл человеческую дружбу «поэзией жизни и путем, ведущим к идеалу».
        Собственно, и само слово «поэзия» и слово «стих» пришли в мир из Греции. Слово «поэзия» соотносилось с понятием «делаю», «создаю», «творю» и означало в узком смысле стихотворное художественное произведение.
        Не надо думать, что признаком поэзии является только рифма. В разных странах существовало немало поэтов и даже направлений, которые писали стихотворения в прозе. Речь идет о произведениях поэтических по содержанию и прозаических по форме. В Японии – это широко известные школы танки и хокку. В хокку мера стиха определялась по количеству слогов. Эти чудесные миниатюры обладают исключительной смысловой ёмкостью.
        Танка – древняя национальная форма пятистрочного стихотворения без рифм и ясно ощутимой метрики. Главная мысль танки сосредоточена в первых трех строках. Заключение – в двух последних.
        Заглянув в словарь, мы обнаружим, что «Стих» (греч.) означает ряд, строка. Это форма поэтической речи. Отличается от прозы системой параллельных речевых рядов. Это особый порядок, который через ритм и рифму способствует художественной выразительности.
        Ну, а раз появилось явление, всегда появятся те, кто это явление станет осмысливать и попытается вывести для него определенные законы. Так появилась ПОЭТИКА, наука о структурных формах художественных произведений и о законах изменения этих форм.
        С тех пор, каких только форм стихосложения не изобрел мир! По этому поводу написаны тома рекомендаций и наставлений. Каких только названий в них не встретишь! И «поэтическая этимология», и «семантический ассонанс», и «прецезионная поэзия», и много, много других интересных названий. Наверное, даже не каждый печатающийся поэт сможет объяснить, что они означают.
        Поэзия и живопись – это как бы двуликий Янус. Как и тысячи лет тому назад их цель одна – воздействовать на душу человека, его воображение, его состояние. Только средства у них для достижения своих целей разные. Для того, чтобы пробудить в душе слушателя (а вначале это все-таки был именно слушатель, а не читатель) то или иное состояние, созвучное творческому настрою автора, поэт «рисует» определенную картину словами, ритмом, даже паузами.
        Если такое созвучие достигнуто, то произведение искусства создает определенное «резонансное состояние». От этого зависит и самочувствие зрителя и слушателя, и их мысли и чувства, а, может быть, и их действия.
        И для чего же всё это делается? Какие мысли и чувства пробуждает поэзия в людях? Или, что считать «прекрасным»? Вечный спор, длящийся бесконечно. И если искусство должно пробуждать какие-то чувства у людей, то какие именно? Отдать предпочтение ощущению красоты или пользе содержания?
        А может быть, зря спорили? Вспомним, что писал по этому поводу А.С.Пушкин:
        «И долго буду тем любезен я народу,
        Что чувства добрые я лирой пробуждал».
        Для него и для народа основная ценность произведения заключалась в тех добрых чувствах, которые оно вызывает. Так, от эстетики мы перешли к «ее величеству» Этике. Как говорил А.Тарковский, «Человек живет для того, чтобы создавать произведения искусства». А они должны вести людей к тому, чтобы в них зарождались и зрели человеческие качества. Искусство должно пробуждать в человеке человеческое!
        Долго шел спор между поэзией и живописью, кто из них первенствует в искусстве. До XVII века в Западной Европе главенствовала теория Горация*, отдававшая предпочтение поэзии. И художники черпали темы для своих произведений в классической поэзии.
        Затем акценты сместились, чему немало поспособствовал Дени Дидро* своими Салонами, умением методами изящной словесности передавать малейшие нюансы живописных полотен.
        Некоторые сравнивали поэта со сказочной птицей Феникс, которая, сгорая, каждый раз возрождается из пепла. Если разобраться, неплохое сравнение. Разве поэт не «сгорает», работая над своим стихотворением, не отдает ему всего себя, свой опыт, свой талант, как будто пишет в последний раз! Но проходит какое-то время, и человек снова берется за бумагу, потому что новый стих, новый ритм охватывает все его существо. Феникс восстает из пепла, чтобы начать всё сначала.
        Современная наука доказала, что рифмованное слово оказывает наиболее сильное влияние на энергетическую систему всех живых организмов и, особенно, человека, изменяя даже его метаболизм. Физические исследования на основе эффекта Кирлиана показали, что стихи меняют даже цветовое свечение вокруг человека. В зависимости от эмоционального настроя, они повышают или понижают цветовую гамму.
        Слово и, особенно, рифмованное слово – это ключ к изменению внутреннего состояния людей. Оно действует, словно программа, в которую мы включаем другого человека. Еще в 17 веке Бальтасар Грасиан в своих афоризмах писал: «Легким слово кажется тому, кто его бросает, но тяжелым тому, в кого оно угодит».
        И прав был Лев Толстой, когда сравнивал поэзию с огнем: «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом всё дело».
        А Ромен Роллан* подчеркивал провидческий дар поэтов: «Поэзия заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека».
        Ну, как не согласиться с такими высказываниями? Ведь классики, они на то и есть классики!

17.07.15 г


Фото из Интернета