А какие они, мандарины?

Валентина Вороненко
(Из детства)




Шёл урок географии в сельской школе Саратовской области. Только что закончилась Великая Отечественная война. Учитель,  однорукий, весь израненный осколками на фронте, объяснял  детям, какая великая страна — Советский Союз, как обширна его территория, какие удивительные деревья растут на его просторах, особенно на юге нашей Родины. Надо отметить, что Василий Иванович Тимофеев (так звали учителя) являлся классным руководителем пятого класса, в котором и вёл урок. Ребята, как всегда, внимательно слушали. Ученики просто боготворили своего наставника за глубокое знание предмета, за ответы на любые вопросы. С ним они ходили в походы, готовили концерты к праздникам для родителей и вели большую работу на селе — помогали семьям погибших и одиноким пожилым людям. Поливали посевы на их огородах, занимались прополкой и сбором урожая. Класс был очень дружный, активный, трудолюбивый, поэтому пользовался уважением у жителей села. Детей этого классного руководителя  взрослые звали муравьями Тимофеева. Их не просто уважали, их любили, старались угостить чем-нибудь вкусненьким, хотя как раз с этим-то и было очень трудно в то голодное время.

Однако, вернёмся к уроку. Перечислив обычные и фруктовые деревья, которые известны ребятам, учитель сказал: « А теперь прибавьте к ним южные, которые вы никогда не видели и не пробовали их плоды». Надо сказать, Василий Иванович очень образно рисовал словами внешний вид этих новых для школьников деревьев и их плодов, показывал на доске мелком их форму и размер. Иногда вырезал из бумаги фрукты дома и раскрашивал их, если удавалось достать цветные карандаши, даже вкус и запах старался словами передать. Особенно детям понравились мандарины и апельсины, наверное, потому, что напоминали по форме и размеру яблоки. Конечно, им очень хотелось увидеть, понюхать и попробовать на вкус эти удивительные плоды.

Учебный год пробегает быстро. Вот уже отгуляли зимние каникулы. Наступил первый день занятий после зимнего отдыха. Школьники сели за свои парты. Четвёртый урок в пятом классе — география. Входит Василий Иванович, весёлый, аккуратный, подтянутый, с картой, указкой и белым узелком, от которого по классу разнесся  удивительный незнакомый аромат. Урок прошёл быстро и интересно. Перед его окончанием Тимофеев сказал: «Ну, мои хорошие друзья, теперь для вас сюрприз — мандарины из Москвы. Мне посчастливилось достать их в буфете, где проходила учительская конференция. Я счастлив, что вы сможете их попробовать».

 Боже, какой наступил восторг, как светились глаза учеников. Учитель достал нож и попросил Володю Соловьёва разрезать каждый мандарин на две части, чтобы всем досталось по половинке. Ребята тут же стали пробовать на вкус, даже шкурочки все изжевали. Многие завернули дольки в бумажку, чтобы дома показать и маленькую толику дать попробовать своим близким, пусть и они узнают, какие они, мандарины. Радости ребят не было предела!
Так сельские дети впервые увидели и попробовали плод мандаринового дерева.