Марина Цветаева, восприятие, ч. 7

Елена Разгон-Скорнякова
Воспририятие – Ворд ругается. Воспринимание? Тоже не нравится.
 Я пытаюсь понять, как Марина Цветаева воспринимала реальность. Моё восприятие её восприятия. Трактовка мироощущения. Приходящие мысли.
Начала читать автобиографическую прозу Марины Цветаевой. Она в детстве воспринимала рояль в разных ипостасях. Рояль, за которым сидела сама Марина. Рояль, за которым сидела мать. Рояль, под которым сидишь на полу, когда мать играет. Рояль как отражающая поверхность, как чёрное зеркало. И наконец рояль, открывший свои струнные внутренности. Сразу вспомнила про Пантелеича из Хроник Росийской саньясаны Владислава Лебедько. Был малообразованным пьющим работягой, случайно попал на курсы йоги, и попёрло! Пошли энергии, пошло знание и осознание. Он стал одним их сильнейших мастеров духовных практик во времена 60-70 годов Советского Союза. Как-то он делился, что любое занятие в жизни может служить упражнением для развития осознанности. Например, когда он едет в автобусе, можно смотреть вперёд, можно направо или налево, а можно видеть отражение в стекле. И каждый раз будут разные картины реальности в одном только автобусе. Пять роялей Марины Цветаевой – проявление осознанности. Дети умеют видеть вещи с различных сторон, часто непривычных для взрослых. Это восприятие исчезает с возрастом. Это стул - на нём сидят,  это стол  - за ним едят.  Марина Цветаева сохранила многомерное видение реальности и отразила его в Поэзии. А ведь многомерными могут быть не только предметы, но и действия, чувства и эмоции!
Бог-Чёрт из детства Марины Цветаевой – это не грех и не безбожие. Это принятие тёмной стороны и эзотерическое восприятие дуальности мира. Каждое явление имеет свой антипод, и только вместе они образуют целостность. Тьма и свет не могут существовать друг без друга, как добро и зло. Если всё на свете создал Бог,  то чёрт – его творение. Чёрт – символ устрашения для христиан. Свободного человека сложно подавить, чувство страха и вины – удобный рычаг для управления сознанием. Грех – то, что не угодно Богу, значит – угодно Чёрту. Хотя Бог любит всех. И Чёрта? У каждого свой жизненный опыт, который отражает вечные истины. Столкнувшись с ними, каждый делает свои выводы.  Как скажет позже Георгий Эфрон – только взяв чужое, я пришёл к нравственности.
У Цветаевой -  (Боже мой! Как человек теряет с обретением пола, когда вотще, туда, то, там начинает называться именем, из всей синевы тоски и реки становится лицом, с носом, с глазами, а в моем детстве и с пенсне, и с усами… И как мы люто ошибаемся, называя это — тем, и как не ошибались — тогда!).
При чём здесь пол? Она говорит о материальности, физическом воплощении, человеческом теле. О том, что нельзя считать человека только телом с лицом, носом и глазами. Человек – совершенное творение – дух,  душа, энергетика, тонкие тела, свой мир, часть Вселенной - а тело – это только привязка к физическому миру. Нельзя  считать человека только телом, Человек – намного больше!
У Марины Цветаевой с детства было особое восприятие мира. Более глубокое, более объёмное. То, что ей нравилось, вызывало восторг. Нет, не восторг. Любовь! Даже не то, что нравилось – что находило отклик в душе, рождало вибрации причастности и единства. Она проникала в предмет или явление своего интереса, сливалась с ним на тонком уровне. Перерабатывала, перемалывала, возрождала и наделяла его всем прекрасным. Рояль, памятник Пушкину, самого Пушкина и его стихи. Татьяну, Онегина, их любовь, скамейку. Это был процесс творения и сотворения. Позже он стал Поэзией. Также Марина создавала образы людей, а её обвиняли в безнравственности.
Надя Иловайская – что это было? Любовь, выдумка? Некоторые исследователи видят здесь лесбийское увлечение. Это не было увлечение пола, Надя заинтересовала Маринину душу. Тайна смерти делает человека после смерти более значительным. Если бы Надя осталась жива, вышла замуж, родила детей и оказалась одной из многих – Марина бы о ней не вспомнила. Со стороны Марины была детская привязанность к Надиной молодости, красоте, жажде жизни.  Маленькие  девочки часто сморят с восторгом на молодых девушек, искреннее восхищаясь, и считая их недоступными. Недаром Марина даже после Надиной смерти чувствовала себя перед ней маленькой, толстой и нескладной. Прерванное чувство остаётся ярким долгое время. Детскими симпатиями, как и детскими болезнями, надо переболеть в раннем возрасте. Марина признаётся, что она с детства часто была в кого-то влюблена. Но умерла одна Надя. Смерть сделала её во сто крат восхитительней, загадочней и неприступнее. Марина искала ответ, искала Надю среди живых, чтобы разгадать загадку. Это была первая смерть, которая потревожила душу Марины. Смерть делает человека прекраснее своей однозначностью и непоправимостью. Расставание сильнее встречи. Так решила маленькая Марина после Надиной смерти, так она продолжала считать всю жизнь. Надина смерть оказала огромное влияние на мировоззрение Марины.
2-10 сентября 2015 Королёв

Марина Цветаева нарушила все нормы и запреты своего времени, которые она сочла нужным нарушить. И в жизни, и в морали, и в поэзии. Она сама создавала свою жизнь, сама себе писала правила, которым часто следовала на протяжении всей жизни. Первой признавалась в любви. Кидалась в отношения как в омут с головой, не старалась быть приятной, говорила то, что думала. И работала, работала, работала. В быту и в поэзии. Каждый день по несколько часов старалась проводить за письменным столом,  если он был.
В очерке о Волошине Марина Цветаева упомянула – она была знакома с учениками Рудольфа Штейнера и, видимо, с его учением. Но Макс оставался для неё необъяснимым – своей открытостью и своей загадочностью.
- Я много штейнерианцев и несколько магов знала, и всегда впечатление: человек — и то, что он знает; здесь же было единство. Макс сам был эта тайна, как сам Рудольф Штейнер — своя собственная тайна (тайна собственной силы), не оставшаяся у Штейнера ни в писаниях, ни в учениках, у Волошина — ни в стихах, ни в друзьях, — самотайна, унесенная каждым в землю.
Такой тайной стала сама Марина Цветаева. Личность Цветаевой, её знания и её опыт стали её Поэзией, её самобытностью. Душой она прикоснулась к тайне Волошина и Штейнера, трансформировала её в свои переживания и ощущения. Так она преобразовывала через себя мир каждого человека, который был ей интересен – сначала это были родители и близкие, потом - все яркие и необычные личности, а также любимые. Неинтересных людей Марина игнорировала – не стоило тратить на них время, силы и энергию, создавать видимость хороших отношений. Надо было оставить место для тех, кто дорог и интересен по-настоящему.
Марина умела настроиться на человека. Вслушивание – этот не только звук, это намного больше. Это резонанс с его миром, с его энергетикой, его вибрацией. Она словно вбирала в себя его мироощущение, его знания, его опыт. Также при взаимном общении она дарила себя – открывала свой мир, свою душу – возьми сколько сможешь! Но чаще всего собеседник этого не чувствовал, не готов был к общению на столь высоком и в то же время первобытном уровне. И встреча оборачивалась невстречей, материальное общение – непониманием и разочарованием.
Думаю, Марина могла настроиться не только на человека, а на любой предмет или животное – стол, дерево, город, собаку, птицу. Она умела чувствовать пространство и материю, а также их стихию. Отсюда способность к одушевлению предметов.
Многим не дают покоя отношения Марины Цветаевой с Софией Парнок. Если у поэта в молодости были отношения с женщиной, значит – она с детства была лесбиянкой, всю жизнь испытывала тайное влечение к женщинам, а её творчество - лишь отражение тайной страсти. Некоторые исследователи отношений полов пишут, что только 10% человечества являются чистыми гомосексуалами, 10% - чистыми гетеросексуалами, а остальные 80 % бисексуальны в различной степени, но не догадываются об этом, а следуют выбранной в юности ориентации.
Для Марины Цветаевой душа, или Психея по её определению, была первичной. Тело и пол, или Ева, были вторичными. Поэтический путь Цветаевой – путь развития души. Она сама говорила, что люди для неё – в первую очередь души, не имеющие пола. Марина Цветаева жила на высокой ноте, она исследовала жизнь через себя, через свои светлые и тёмные стороны, нарушая общепринятые нормы и традиции. Связь с женщиной была одной из граней исследования жизни, нарушением табу, знакомством с душой через тело. Женская энергетика ей не понравилась, она приносила больше разочарования, чем отношения с мужчиной, хотя на взлёте отношений дарила больше иллюзий.
Одной из тёмных сторон Цветаевой было мелкое воровство. Марина могла в гостях взять какую-то вещь, а потом сказать – это я для гадости сделала. Но никто не утверждает, что Цветаева всю жизнь страдала клептоманией, а поэзия стала отражением скрываемой страсти. В других отношениях Марина Цветаева оставалась кристально честной.
Критикуя Брюсова Марина Цветаева пишет – он поэт, но не божьей милостью. В её устах это звучит как ругательство. Он предсказуем, он ограничен, он однозначен. За его стихами только стихи, только слова, которые вошли в стихотворение. Цветаева не видит в стихах Брюсова мира поэта, глубины образов и ассоциаций, неоднозначности и недосказанности. Для неё стихи Брюсова – зарифмованные мысли. Удачно зарифмованные, благодаря трудолюбию и силе воли. Качества хорошие, но не определяющие поэта. Он первый, а первые не бывают единственными. Как сейчас говорят – ничего личного. На примете Брюсова Марина Цветаева хотела показать различие между Поэтом милостью Божьей и первым поэтом своего времени. У Брюсова ничего не было над временем, над словом, над собой. За душой Брюсова ничего не было, его душа казалась неинтересной для настоящего Поэта. Как и его стихи, написанные добротно, но не способные крыть пустоту Души. Для Цветаевой Брюсов был слишком рациональный и бездушный. Разложить на составляющие, потом сложить по правилам, оставшееся выбросить, даже если в остатке Ходасевич и Цветаева – они попадают под правила. Сухой педант с отточенным мастерством поэта, но с пустой и скучной рациональной душой.
Стихи Цветаевой к Брюсову были формой заявления о себе. Заявления о своей позиции и своём мировоззрении. Об умении видеть человека с его сильными и слабыми сторонами, а не статус или ранг. О праве на собственный взгляд и собственное мнение. Надо было проговорить, то, что она чувствовала и как она чувствовала. Проба пера и проба профессионализма – поэта может судить только поэт, а совсем ни кто попало. Как Поэт она взяла на себя право высказать свой взгляд о творчестве.
Если перечитать статью о Брюсове, что такое Поэт для Марины Цветаевой? Песня – основа стиха? Песенное звучание стихов. Слух на звучание слова, на его подлинность и уместность. Лирический поток, интуиция, шестое чувство. Лёгкость, а не тяжеловесность. Метафора, а не буквальность. Безграничность, умение раздвинуть горизонт, а не считать ограничения своих представлений неизбежностью. Умение подняться над ситуацией, не находиться всё время внутри. Способность самому выбирать границы и правила в каждой ситуации, не довольствоваться общепринятым мнением. Свобода полёта мысли, свобода души и слова. Если в Поэте нет внутренней свободы – это не поэт божьей милостью. Только свобода даёт импровизацию, ощущение непредсказуемости и недосказанности. Таинство ощущений. Образы, а не мысли. В стихах главное смыслы и чувства, а не мысли и рифмы.
Как писал Иосиф Бродский о Марине Цветаевой – она не была поэтом крайностей. Крайность была для неё точкой отсчёта, после которой начинается неведомое, в тайну которого хочется проникнуть, раздвинуть границы между известным и непознанным.
Крайность - не цель, а точка отсчёта, возможность изучения неизвестного.

Королёв 29 сентября - 15 октября 2015

(Как человек теряет с обретением пола, начинает называться именем, лицом, с носом, с глазами, а в моем детстве и с пенсне, и с усами…!). Это то, о чём говорят все мистики. Практики Восприятия и Созерцания. Смотреть без слов и оценок, чувствовать сердцем. Отключение ума и мыслей. Просто смотреть, не давая названий и определений. Не проговаривая про себя словами. Словно видишь мир впервые. Воспринимать напрямую. Не умом, а душой. Единство с миром, слияние с ним и растворение.
Тайны Максимилиана Волошина и Рудольфа Штейнера - они были больше о объёмней того, что они знали. Знания - это ум. Сознание - над умом. Марина чувствовала это, не умея объяснить.
Для Марины Цветаевой душа человека была первична, а тело и пол - вторичны. Это высокий уровень развития сознания - видеть в человеке проявление Бога, связь с Высшим. Сущее или Душу, а не только личность, ум и эго. Человек многомерен. Он существует на двух планах - энергетически в тонком мире, физически в материальном. Всё решается на тонком плане, а в материальном мире только отражается. Марина Цветаева это чувствовала. Она была сильным воспринимающим мистиком.

Королёв 24 сентября 2022