25 лет в Израиле

Самуил Минькин
               
14 августа исполнилось 25 лет, как мы – наша семья репатриировалась в Израиль. В одной популярной еврейской песне на идиш есть такие слова: «ВУ НЕМТНЕМ АБИСЕЛЕ МАЗЛ, ВУ НЕМТНЕН АБИСЕЛЕ ГЛИК?» (Где взять немножко удачи, где взять немножко счастья?), Я думаю, что в течении двух тысячелетнего проживания евреев в чужих странах, из-за их бедственного положения, унижения и геноцида, были выстраданы эти слова и способствовали созданию этой песни.  Ответ на слова этой песни есть – евреи – есть такая страна Израиль, приезжайте жить в свою страну. Хорошая – плохая страна, но это наша страна, образована для нас, а для меня теперь – это моя страна. Хочу с полной откровенностью сказать, что чем дольше я живу в Израиле, тем больше мне нравится здесь жить, и тем больше я люблю эту страну.
Первый год, когда мы приехали, мне уже было около 60 лет, (я многие годы мечтал уехать жить Израиле), репатриировавшись моё представление об жизни в Израиле кардинально изменилось. Я стал сожалеть о своём решении, что осуществил свою мечту, приехать жить в Израиль, хотя многие меня страшили капитализмом, предупреждали, уговаривали и убеждали не репатриироваться. Жена категорически отказывалась.                Оказалось, что кроме корзины государственной помощи выданной мам на год, на обустройство в стране, у нас ничего здесь и никого нет, и нет никаких перспектив. И надо было быть круглым идиотом, чтобы бросить трёхкомнатную квартиру на втором этаже в престижном районе, которую мы много лет добивались и стали нормально жить своей семьёй. Бросить работу, где практически валял дурака и получал хорошие бабки, продать за бесценок машину, гараж, дачу и приехать сюда всего с 600-ми долларов, где у меня нет ни кола, ни двора, и при моём возрасте, когда практически не возможно нигде устроиться хотя бы на какую не-будь работу.
На первом году жизни в Израиле я впал в ужасную ностальгию, я ругал себя на чем только свет стоит за мою бездумность, за то что не слушался умных людей, не слушал супругу, за мою доверчивость западной пропаганде. Как я мог бросить всё нажитое годами и уехать за мечтой? У меня даже появились чёрные мысли. Все ностальгические мысли я держал при себе, мне стыдно было кому-либо признаться, рассказать о своих переживаниях, о тех глупых, жизненно важных действиях, которые я натворил. Ведь я сам больше всех рвался репатриироваться в Израиль, боясь, что снова могут запретить выезд, пропагандировал, агитировал ехать других. Бросил 87 летнего отца и сестру в Союзе. В своих мечтах представлял себе новую современную европейскую жизнь в свободной стране со своим многострадальным народом.
К моему удивлению, моя супруга, которая вначале категорически не желала ехать, она полгода, как вышла на пенсию, продолжала работать, получать зарплату, получать пенсию 120 рублей, и ещё была бухгалтером в содовом участке, дополнительно подрабатывала. Здесь в Израиле, она как-то быстро освоилась, ей здесь понравилось, с удовольствием училась в ульпане, (специальные курсы по изучению языка иврит), появились подруги из репатриантов, больше того образовалась компания, из репатриантов, стали посещать клубы и концерты, которые устраивались для нас, ходить на пляж, купаться. Она первая нашла работу метапелета (уход за пожилой больной женщиной), которая была из немецких эмигрантов и хорошо к ней относилась. Сын, устроился по программе в кибуц (израильский колхоз), где он мог учиться изучать иврит и работать. Но не смотря на заботу государства о нас и хорошее отношение к нам, коренных израильтян, и предыдущих репатриантов, на первые наши успехи в новой стране, на беззаботную нашу жизнь, я продолжал оставаться удручённым, ностальгия (как я тогда думал) о сотворённой мной глупости, не ожидая здесь в Израиле ничего хорошего.
Для нас организовывалось бесплатно – экскурсии по стране. В этот тяжелый для меня год, была организован экскурсия в Иерусалим, где мы побывали в Яд ва-Шем (национальный мемориал катастрофы, холокоста и героизма), в здании кнесета (парламент Израиля), познакомиться со зданием парламента, и имели возможность посидеть в креслах парламентёров. Побывали в Храме Гроба Господня (место где согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос), у Стены Плача (Величайшей святыни иудаизма). Когда мы ещё готовились к поездке нас предупредили, что нужно написать записки обращение к Творцу со своими просьбами, пожеланиями и мечтами и всунуть в щель между блоками стены. Мы эту традицию – выполнили. Но что парадоксально и удивительно, что все мои просьбы и пожелания, которые написал в записке к Творцу, в дальнейшие годы жизни в Израиле, почти все в точности – выполнились.                Репатриация, финансирование, мероприятия по адаптации проводились и организовывались за счёт государства и Министерства абсорбции. Только в 1990 году в Израиль репатриировалось около 200 тысяч человек. Удивительно, как наша маленькая стран, точка на карте, могло за один год принять и адаптировать такое огромное количество новых репатриантов с населением 4,5 миллиона людей. А к 2000 году за десть лет адаптировать около миллиона.
В те первые годы жизни в Израиле, идеологические проблемы, которые там в Советском Союзе были превалирующими – отошли, а превалирующими стали бытовые – финансовые, как жить дальше? Появился пожилой приятель русскоязычный из Польши, который взял над нами шефство, всячески старался помочь нам адаптироваться, переводил нам документы на иврите, объяснял, рассказывал, оправдывал наше решение репатриироваться, приносил подарки, и убеждал нас не тянуть время, купить квартиру. Мы ему говорили:               
-Как мы можем купить квартиру, когда у нас нет денег?               
- А зачем вам деньги – говорил он – возьмёте машканту (банковскую ссуду). Возьмёте в кармане банка деньги, отдадите деньги в карман хозяина квартиры и у вас будет своё жильё.
Сын, который устроился по программе в кибуц, приезжая на побывку так же стал агитировать купить квартиру. И мы решились. Нашли трёх комнатную квартиру, на втором этаже в доме с лифтом, договорились с хозяином за   54000 $, нашли трёх гарантов, взяли полторы машканты, (пол машканты на тёщу) и ещё 7000 $ Гросса.
  Один из приятелей по ульпану, узнав, что мы покупаем квартиру, и уже был подписан договор у адвоката, пришёл убеждать нас, что мы совершаем большую ошибку.  Приятель говорил, что правительство обещало начать массовое строительство жилья и репатрианты будут получать жильё бесплатно, как получали в предыдущие годы. А мы же влезли в кабалу на 30 лет, и чем в нашем возрасте это может обернуться, чем будем расплачиваться, когда нет работы и найти её практически нет никакой возможно. Эти убеждения приятеля ввели меня в состояние стресса. Хотелось бежать расторгать договор, но оказалось, что было уже невозможно, я думал, что снова сотворил очередную глупость. Снова я стал корить себя за свою недальновидность, за свою доверчивость, за отсутствия мозгов. Снова впал я в ностальгию.
Но, как только мы поселились в купленную нами квартиру, пройдя все этапы с получением машканты, гарантами и прочее, моё настроение кардинально изменилось. Будь, что будет. Теперь у меня есть своё жильё, которое требует большого ремонта, но эта проблема терпима и решаема, и многое можно заделать своими руками. И уже перестала пугать проблема, что взятую ссуду в банке придётся выплачивать 30 лет. Постепенно и у мне нашлась работа, ещё подспорьем была тёщина пенсия.                В начале сделал косметический ремонт в квартире, а так как всё было в своих руках, с годами отремонтировал и капитально.  И жизнь вошла в привычное русло. А приятель, который отговаривал нас покупать квартиру, потом сожалел, что не купил, в то время, цены на жильё были уже высокими, но ещё сносными, а потом стали космическими. Так он всю жизнь в Израиле мотается по чужим съёмным квартирам.
Почему прожив в Израиле 25 лет, и мне чем дольше живу здесь, больше нравится страна, и больше люблю эту страну? Потому, что это моя страна, где                ощущаю я себя нормальным человеком, а не человеком второго сорта, как я ощущал себя в Советском Союзе. Особенно начиная с послевоенного времени, когда мы вернулись из эвакуации, и те, кто чудом остался живыми, остро стали ощущать антисемитизм некоторой части местного населения, оставшийся после немцев.  Когда я с мамой побывал на братской могиле, в родном городе Мстиславле, где 15 октября 1941 года, где в один день было расстреляно 1300 человек евреев моих земляков и среди них многих моих близких и дальних родственников, где кроме немцев в расстреле в большем количестве участвовали полицаи и местные жители. Братская могила была сравнена с землей и поросла травой. В землю была воткнута палка с прибитой фанеркой, установленная вернувшимися с эвакуации евреями, где химическим карандашом был написано, что здесь братская могила Мстиславских евреев. Местные власти города долгие годы не разрешали установить родственникам приличный памятник.
Среди местных жителей оставалось много родственников причастных к расстрелам и прочих, прямых и косвенных предателей, но мы хотя были ещё юношами и детьми,    мы иногда ощущали их ненавистные взгляды и реплики с сожалением, за то что мы остались живыми, и понимали  за что?  За то, что их отцов, братьев, и прочих родственников расстреляли, как предателей или осудили на долгие сроки, и вообще многих, местных жителей за ненависть к нам евреям. Иногда слышали злобные выражения:
- Мало вас Гитлер уничтожал - надо было уничтожить вас всех до единого.

 Или многим местным жителям захватившим во время оккупации еврейские дама, с ненавистью приходилось выселяться, проклиная нас, что мы живые вернулись. Ощущая такую обстановку еврейская молодёжь стала объединяться в свои компании.
 На протяжении дальнейшей жизни в России я неоднократно слышал на бытовом уровне «жид», «жид пархатый», и другие всевозможные унизительные и оскорбительные выражения, гадкие анекдоты про мой народ, про евреев, так же ощущал антисемитизм от некоторых своих начальников и сотрудников, и даже приятелей, когда я оказался в опале (в немилости у руководства).  Я видел, как мои приятели и знакомые ребята евреи, не хотели быть евреями, зная и понимая, что наша национальность ненавистна и унизительна в стране. Меняли национальность в паспортах, имена и фамилии, старались отречься от своей национальности. Но в конечном итоге это не приносило им положительных результатов, а только осуждения и большего отчуждения.  Из общении в узком кругу с родственниками, знакомыми, столкнувшихся или знавших о государственном антисемитизме рассказывали, что для евреев закрыты престижные высшие учебные заведения, и престижные должности, закрыты партийные, государственные учреждения. Это всё мне болезненно было воспринимать. 
 Здесь в Израиле слыша, когда называют меня «русский», или оскорбительные выражения и анекдоты про мой народ, это вызывают у меня улыбку. Потому, что здесь я теперь живу в своей стране, я здесь хозяин страны, а мои злопыхатели – жалкие мои комедианты. Но, когда я здесь слышу оскорбительные выражения на уровне ненависти к моей стране, к моему народу к евреям, к демократическим путём выбранному правительству я им говорю:               
- Не нравится, вали отсюда в свою страну откуда приехал, никто тебя здесь не держит. Это не Советский Союз, который долгие годы не давал разрешения на выезд нам в свою страну, а кто желал выехать и предъявляли требования согласно конституции, подвергались репрессиям.
 Или антисемиты в сердцах иногда говорили нам:               
– Дуй в свой Израиль.
Мне нравится здесь жить, общаться с израильтянами, которые в основном, приветливые, доброжелательные, нравственный народ, к нам русским эмигрантам хорошо относятся. Когда приходится обращаться в общественные организации и учреждения, ощущаешь уважение и заботу.                Со мой был такой случай: я с внуком после ДТП поехали в полицейский участок. Внук заполнил документы на иврите, полицейский проверил, передал мне документы, и направил в кабинет получить итоговый документ. Обычно, когда мне приходилось бывать, в милиции - полиции я всегда там чувствовал себя не комфортно – всё-таки силовая организация могут задавать неприятные вопросы, и в душе было какое-то опасение. В кабинете сидели два полицейских за компьютерами разговаривали на иврите (иврит я так и не освоил). Передал документы. Вдруг ребята заговорили на идиш.               
– Ха, да это же свои ребята, я нахожусь в своём еврейском полицейском участке, где в полиции работают такие же евреи, как и я. Услышав мой идиш, полицейские заулыбались, началась беседа. Как это было приятно и трогательно.
Этот случай дал повод мне задуматься и осознать, что я живу в стране, где меня защищает и охраняет моя еврейская армия и полиция – знаю при любых обстоятельствах меня и моих близких будут защищать. Живя в Израиле четверть века я вижу, что здесь работают законы, регулярно и своевременно мы получаем всё от и до – все, что нам положено.  Нам пожилым людям жертвам холокоста, государство создало такие условия, что мы имеем возможность жить в достатке и беззаботно, хотя сами ничего не сделали для страны. Здесь нам людям пенсионного возраста, особенно жертвам холокоста, предоставлена бесплатная на высоком уровне медицина, бесплатные лекарства и целый ряд других льгот. Государство старается всё сделать, чтобы жизнь было спокойной и уверенной, достойной. Для нас стариков переживших трудности и страдания в период Холокоста.
В моём окружении на сколько я вижу наши эмигранты из бывшего СССР прибывшие в зрелом возрасте на ПМЖ в конце прошлого века, в основном обеспечены и жильём, и пособием по старости и прочими льготами, и удовлетворены своим положением. А кто по моложе обеспечены работой.
 Я и многие пожилые люди и даже не пожилые люди, которые сталкивались с языком и культурой идиш имеем возможность получать моральное удовлетворение, слушать передачи на идиш, особенно нам близки песни на идиш, которые мы слышали в детстве. Мои родители, с которыми жил до отъезда из дома, дома говорили постоянно на идиш. Мама была отличная исполнительница песен на идиш. Теперь, когда я слышу речь и песни на идешь, я ощущаю, как для меня это близкое, дорогое и родное.
Одно только беспокоят нас наши «братья родственники» мусульмане, окружающие страну, которые организовывают постоянные, террористические и военные конфликты, которым не нравится существование государства Израиль и готовы стереть его с лица земли. Хотя это исконно наша земля, которая принадлежала нам ещё до нашей эры.               
Как-то подъехал к своему дому, на только купленной новой машине. Барсетку (мужская сумочка) положил сверху на машину и решил смыть появившуюся грязь. Закончив я ушёл домой. Барсетку с документами и деньгами оставил на машине. Часа через два звонок в дверь. Открываю дверь на пороге стоит религиозный мужчина, с пейсами (длинные не подстриженные пряди волос на висках), и с мальчиком лет восьми. В руках держит мою барсетку и на иврите спрашивает:               
-Твоя?               
Я схватил барсетку стал проверять деньги, документы – всё на месте. Пока я проверял, религиозный с мальчиком вошёл в лифт и уехал. Догнал я его внизу дома, стал благодарить и предлагать деньги за услугу. Религиозный мужчина на отрез отказался брать деньги. Потом мне соседи рассказывали, что мужчина с ребёнком, ходил по всем этажам нашего восьмиэтажного дома, разыскивая хозяина барсетки.   Я был восхищён, что живу среди таких благородных людей.
В настоящее время я живу в районе, где живут репатрианты прибывшие из Йемена – Африки. Как говорят:
- Их сняли с пальмы и привезли сюда.
За десять лет проживания в этом районе не вдел ни одного пьяного тем более наркомана, не слышал от них ни одного слова ненормативной лексики, ни      грубости, или уличной ссоры. Глубоко религиозные, приветливые, доброжелательные, многосемейные, замечательные семьянины. Очень хорошо относятся к жёнам, особенно к детям. Сдержанные, спокойные, трудолюбивые, патриотичные, лучшие воины армии обороны Израиля. Дети даже не имеющие высшего образования, оказывают исключительную любовь и заботу постаревшим родителям. Некоторым нашим русским образованным репатриантам не мешало бы у африканцев поучиться, их культуре.
Здесь в Израиле с супругой имеем возможность утром ежедневно бывать на море, на прекрасном пляже Кириат Хаима. Ходить босиком по воде по кромке берега, заниматься физзарядкой, а также на снарядах для физических упражнений установленных на пляже, купаться в тёплом, Средиземном море. Сбалансировано питаться, употребляя много овощей и фруктов, благо тому, что эти продукты в Израиле в изобилии и недороги.  В свои 83 года, а жена 80 лет, чувствуем себя хорошо, благодаря тому, что 25 лет тому назад приняли решение приехать на ПМЖ в Израиль.
Я вижу, как за 25 лет изменилась страна, где постоянно идёт грандиозное строительство жилья, на глазах меняются города. Постоянно ремонтируются дороги и озеленяются города. Построены новые объездные дороги, по грамотно, продуманным проектам, высокого качества. Благодаря чему, у нас в Хайфе исчезли пробки, даже в часы пик, хотя с каждым годом число машин увеличивается, и всё это при постоянной угрозе возобновления войны.
В нашей личной жизни так же произошли большие изменения; младший сын стал успешным кабланом (производитель строительных работ). Мы продали квартиру купленную 1991 году и за эти деньги сын построил нам двухэтажный коттедж. Старший сын проживающий в России оказывает нам финансовую поддержку, подарил нам автомобиль «Шкода», что создаёт нам большие удобства. Внук, отслужил в армии 3 года, работает с сыном, учится в институте, его подружка, замечательная девчонка, отслужила армию, учится в институте, в период каникул старается подработать какие-то деньги.  Внучка, которая уже здесь родилась будет учится в 11 классе, дружит с хорошим парнем, репатриировавшегося с родителями, который в настоящее время напросился служить в боевых частях.
Ну как можно не радоваться нашей жизни в Израиле?                Когда меня спрашивают:               
- Не жалеешь ли ты, что приехал жить на ПМЖ  в Израиль?               
Я отвечаю:               
- Да, жалею, что не приехал на десять лет раньше.   
Я чувствую, что мы преобразовывавшемся, у нас появляется другое отношение во многим, приобретаем другой образ жизни, стали израильтянами, с другим качеством отношений, мышлением, ментальностью. Если в Союзе целью жизни было выживание, и моральное отношение было таким как жили вокруг тебя, где процветало обман, воровство и неуважение, особенно среди руководства, которое используя своё положение беспардонно устраивали своё положение. Мне посчастливилось прослушать по радио целый ряд лекций знатоков библии с комментариями и становится ясно почему библия является самой читаемой книгой, которая меняет твоё мышление.                Здесь за 25 лет жизни в Израиле появились другие ценности особенно  в смысле нравственности. К другому уважению к людям, к своей религии, и уважению к другим религиям к религиозным, на мой взгляд в общей массе честным, заботливым людям, с крепкими многодетными семьями. В Советском Союзе мы понятия не имели о нашей религии и жизни религиозных граждан.
Мне перевалило за 80, мои ценности теперь моя семья, моя страна. Я ежедневно повторяю свою молитву составленную самим собою, (традиционные не знаю т. к. в союзе не только нас не знакомили с нашей религией, но были закрыты все подобного рода учреждения и считалось позором интересоваться религией). Обращаясь к нашему ТВОРЦУ, где кроме дорогих моем у сердцу просьб МОИХ БЛИЗКИХ, есть ещё просьба, где я прошу у ВСЕВЫШНЕГО, ЗА МОЙ НАРОД, ЗА СТРАНУ ИЗРАИЛЬ, ЧТОБЫ МОЯ СТРАНА - ПРОЦВЕТАЛА, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ, ЧТОБЫ ЛЮДИ ЗДЕСЬ ЖИЛИ СЧАСТЛИВО И БОГАТО (в полном смысле этого слова), ЧТОБЫ МОЯ СТРАНА - ИЗРАИЛЬ СУЩЕСТВОВАЛА ВЕЧНО.
Самуил.          ISRAEL