Ах мама, мамочка, как же ты была права...

Галина Бэрэза
Мне  уже  65 лет  и  я  давно  на  пенсии.  Иногда  принимаю  участие  в  посиделках  на  скамейке  около  своего  подъезда  с  такими  же  пенсионерками  из  нашего  дома,  да  и  не  только  из  нашего.  В  последнее  время  всё  чаще  моими  собеседницами  обсуждаются  молодые  семьи,  в  которых  мужья  пришли  к  жене  в  дом.  Деградируют  мужики,  не  хотят  брать  ответственность  за  обеспечение  своей  семьи  жильём  и  средствами  к  существованию – такой вывод сделали  старушки  на  посиделках.  После  этих  обсуждений  вспомнилась  моя  жизнь  в  детстве,  юности  и  в  молодые  годы,  о  чём  я  и  хочу  поведать  Вам,  дорогие  мои  читатели.
Семья  наша  была  большая.  Папа,  мама,  пять  девочек  и  один  мальчишка – сорванец.  Рассказ  свой  начну  с  пятидесятых  годов  20-го  столетия.  На  ту  пору  мне  исполнилось  9 лет,  старшей  сестре  Капитолине – 18,  брату  Виталию – 14,  Але – 12,  младшей  сестрице  Зинеше – 7  и  самой  младшей  моей  сестрёнке  Надежде – 2 года.  В  нашей  семье  родилось  ещё  трое  детей,  но  они  умерли  в  военное  лихолетье  и  после-  военную  голодовку:  Галя – в 1944году,  Нина – в 1947,  а  Толенька – в 1948.
Генералом  у  нас  была  мама.  Все  подчинялись  ей,  в  том  числе  и  отец,  который  получил  тяжёлое  ранение  на  фронте  и  после  него  стал  инвалидом,  но  перед  нами  она  поддерживала  главенство  папы.  Помню:  за  столом  сидит  8  человек – вся наша семья.  Мама  ставит  большую  миску  с  супом  на  средину  стола  и  сама  садится  рядом  с  отцом.  Обед  первым  начинал  папа,  за  ним  мать,  следом  по  старшинству  мы – дети.  Как-то  я  не  дождалась  своей  очереди  и  зачерпнула  супа  раньше  Али,  и  получила  ложкой  по  лбу  от  мамочки.
Рабочий  день  начинался  очень  рано.  Первыми  вставали  родители:  летом  около  4-х  часов  утра,  зимой  примерно  в  шесть.  Отец  готовил  корове  пойло, относил  в  хлев  и  поил  её.  Следом  шла  мать  с  подойником  и  доила  бурёнку,  которую  звали  Дочка.  Детское  население  нашего  дома  тоже  всё  было  при  деле.  Зимой,  кто  учился,  жили  в  интернате (до  школы  в  селе  Пурех  примерно  девять километров).  Летние  каникулы  мы  проводили  дома  в  труде,  труде  и  ещё  раз  в  труде.  Каникулы  для  меня  и  Али  начинались  с  прополки  льна.  Мы  помогали  маме  выработать  необходимые  260  трудодней  в  год.  Норма  была – прополоть  2 сотки  посева  льна,  и  тогда  засчитывался  1трудодень.  Кроме  нас  помогать  матери  было  не  кому:  старшая  сестра   Капа,  работала  в  строчейной  мастерской,  вышивальщицей,  Виталий  тоже  работал  в  колхозе – прицепщиком  на  тракторе,  а  Зинеша  нянчила  самую  младшую  нашу  сестрёнку.  Вот  такой  получался  расклад.  Все  работали  и  работали  как  взрослые.
После  изнурительной  работы  на  льняном  поле наступала  самая  весёлая  летняя  пора – похождения  по  лесам.  Начинала  поспевать  земляника.  Аля,  Зина  и  я  вставали  в  шесть  часов  утра,  наскоро  перекусывали  и  в  лес,  собирать  землянику.  За  день  нужно  было  набрать  ведро  ягод,  это  была  норма  и  её  необходимо  выполнить,  во  что  бы  то  ни  стало.  На  следующий  день  собранные  ягоды  отвозили  на  базар  в  г.Сормово.  С  земляникой  ездила  я  или  Аля  с  кем  ни  будь  из  взрослых  из  деревни,  которые  также  ехали  на  рынок.  Добирались  до  Сормово  следующим  образом:  до  с.Вершилово  3км. – пешком;  до  г.Заволжье  9км. – автобусом,  а  до  Сормово  40км – пригородным  поездом,  таким  же  путём  и  обратно.  За  земляникой  приходил  черёд  черники,  а за  ней  шла  малина  с  грибами.  Все  вырученные  деньги  копились.  В  конце  августа  подводили  итог  летней  работе  и  коллективом  решали,  кому  и  что  купить  к  школе  и  на  зиму,  чтобы  хватило  одежды  до  следующего  лета.  Покупать  старались  красивые  и  добротные  вещи,  поэтому  не выглядели  среди  своих  ровесников  белыми  воронами.  Приходило  1-ое  сентября,  и  вся  учащаяся  детвора  нашей  семьи  возвращалась  в  школу-интернат  до  следующего  лета.  Так  продолжалось  до  окончания  средней  школы.
Отец  всегда  говорил  нам:
-Мы  с  матерью  не  сможем  дать  вам  материального  благополучия.  Вы  учитесь,  и  получайте  профес-сии.  Будет  специальность – будет  хорошая  работа,  а  она  даст  достаток.  Будьте  честными  и  добрыми,  помогайте  людям.  Даже  из  плохого  человека,  если  ему  помочь,  может  выйти  хороший  человек.
Он  рано  умер.  Его  слова  я  усвоила  крепко,  да  и  отношения  в  семье  этому  способствовали.  Как  я  уже  рассказала,  семья  у  нас  была  дружная  и  работящая.
Прошли  школьные  годы,  поступила  в  ВУЗ.  Окончила  его,  получила  специальность  экономиста.  По-сле  окончания  института  дали  направление  на  завод  в  нашем  районном  городке,  его  не  так  давно  построили  и  нужны  были  специалисты.  Там  же  жила  моя  бабушка  по  отцу.  Была  она  совсем  старенькая  со  слабым  здоровьем.  У неё  я  и  поселилась.  Вскоре  она  умерла,  и  квартира  её  досталась  мне  по  наследству.  Познакомилась  с  парнем.  Стали  встречаться.  Он,  когда  узнал,  что  у  меня  есть  отдельное  жильё (в  те  времена  это  было  большой  редкостью),  сразу  предложил  выходить  за  него  замуж.  У  него  был  один  недостаток – от него постоянно  пахло спиртным.  Мама  уговаривала  подождать,  не  торопиться.  Мой  избранник  настаивал  на  свадьбе,  и  я  не  устояла.  Не  послушав  мать,  мы  расписались,  и  сыграли  скром-ненькую  свадьбу.
Началась  семейная  жизнь.  Я  работала,  а  муж  мой  больше  трёх  месяцев  на  одном  месте  не  мог  удержаться.  Очень  уж  любил  выпить,  а  пьяный  ещё  и  куражился.  Терпела,  часто  вспоминала  слова  отца.  Старалась  вылечить  мужа  от  пьянства.  Лечение  помогало  на  короткий  срок,  и  он  снова  принимался  за  своё.  Иметь  ребёнка  от алкаша  не  хотела.  Так  я  промучилась  с  ним  6 лет.  Когда  же  он  начал  поднимать   на  меня руку,  моё  терпение  кончилось,  пришлось  с  ним  расстаться.  Сказала  ему – забирай,  что  хочешь,  только  уходи.  Муж  ушёл,  оставив  мне,  голые  стены  в  квартире – забрал  всю  мебель,  посуду,  хотя  ни  на  что  из  этого  не  заработал.  Не  смогла  я  сделать  из  него  порядочного  человека.  Вспоминала  маму.
Через  два  года  была  очередная  попытка  создать  семью.  Каким  хорошим  показался  мне  мой  по-клонник,  когда  ухаживал  за  мной.  Дарил  цветы,  водил  в  кино.  Мы  находили  много  общих  тем  для  разговоров,  а  больше  всего  мне  нравилось,  что  он  не  пил  алкоголь.  Всё  изменилось  «в  миг  один,  один  момент…»,  когда  мы  оформили  свои  отношения.  Второй  муж  оказался  алкоголиком  похлеще  первого.  Оказывается,  ему  нужна  была  моя  квартира,  и  ради  этого  он  совершил  подвиг – не  пил  в  то  время  когда  соблазнял  меня,  чтоб  не  спугнуть  удачу.  Я  ему  была  не  нужна.  Выпивки  чередовались  запоями.  Вылечить  его  тоже  не  смогла.  Промучилась  три  года  и  попросила  уйти.  Он  не  хотел  уходить.  Клялся  всем  святым,  что  было  у  него,  божился,  что  бросит  пить,  но  не  бросал.  Сказала  я  ему – забирай,  что  хочешь,  только  уходи.  Забрал  что  хотел  и  ушёл,  а  потом  долго  донимал  телефонными  звонками,  умолял  простить.  Всё  что  забрал  из  дома – всё пропил.
Выстояла,  и  снова  одна.  Меня  одолела  депрессия.  Ходила  на  работу  без  всякого  интереса.  Переста-ла  интересоваться  кино,  литературой,  меньше  стала  общаться  с  подругами.  Потеряла  всякую  надежду  на создание  своей  семьи.  На  мужчин  не  смотрела – я  их  ненавидела,  а  ведь  так  хотелось,  чтобы  во  мне  видели  женщину,  не  квартиру,  где  можно  поесть,  поспать,  быть  обмытым  и  обласканным.  Так  хотелось,  чтоб  нужна  была  только  Я,  и  только  Я.  Одиночество  угнетало.
Прошёл  почти  год  моего  безрадостного  житья.  Как-то  осенью  возвращалась  с  работы,  и  моим  по-путчиком  оказался  знакомый  парень  по  имени  Егор.
-Знаешь  Галя – сказал  он – наблюдаю  за  тобой  с  весны.  Всё  никак  не  отважусь  пригласить  тебя  по-гулять  со  мной  в  парке.
-Что  так? - спрашиваю  его  с  иронией.
-Стесняюсь,  а  так  хочется   поближе  с  тобой  познакомиться.
-Хочешь  полежать  на  моём  диване? – ехидничаю я.
-Причём  тут  твой  диван?  У  меня  есть  свой,  дома.  Я  к  тебе  в  гости  не  напрашиваюсь.  Квартира  у  меня  своя  есть,  если  хочешь,  пойдём  ко  мне.  Чаю  попьём.  Не  надо  думать  обо  мне  плохо.  Ты  мне  нравишься,  и  я  хочу  сделать  тебе  что-нибудь  приятное.  Так  пойдём  гулять?
Начались  свидания,  но  редкие.  Оба  работали,  и  времени  для  встреч  оставалось  мало.  Время  для  меня  побежало  быстрее,  и  вот  однажды (я  не  помню,  сколько  прошло  недель  с  того  момента  как  мы  начали  встречаться)  Егор  во  время  очередного  свидания  предложил:
-Что  мы  всё ходим  и  ходим  вокруг  да  около?  Переезжай  ко  мне  жить,  а  ещё  лучше – выходи  за  ме-ня  замуж.
Ничего не  сказав  ему,  я  заплакала.  Он  растерялся,  ни  чего  не  мог  понять.  Пытался  утешать  меня.  Немного  успокоившись,  рассказала  Егору,  за  что  невзлюбила  мужчин.
-У  нас  такого  не  будет – заявил  он – ты  мне  нужна  как  женщина.  До  нашей  встречи  я  тоже  не  лю-бил  женщин.  Попадались  мне  или  авантюристки  или  алкоголички.  Всем  им  что-то  от  меня  было  надо,  особенно  денег,  а  я  хотел  женщину,  которой,  кроме  любви,  от  меня  ей  ни  чего  не  нужно.  Я  трудоголик,  люблю  работу  и  мне  нужна  тишина  и  ласка.  Если  хочешь  работать – работай,  но  деньги  твои  мне  не  нужны.  Я  сумею  тебя  всем  обеспечить,  не  пью,  не  курю  и  тебя  очень  люблю. 
С тех пор мы живём вместе. Вырастили детей. Сейчас оба на пенсии, нянчим внучат.