Клады случайные и не случайные

Владимир Врубель
 Клады случайные и не случайные

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/09/12/1146

Когда-то я вырезал заметки из прессы о найденных кладах, наверно хотел написать статью, а, может быть и небольшую книгу, каких сейчас немало издано.

Но моя оплошность в том, что не ставил даты, их можно определить только ориентировочно. Хотя, в данном случае, как мне представляется, это не так уж и важно, думаю, что читатель мне простит такое упущение.

Случайный клад, это, по моей классификации, тот, который не искали, а он вдруг оказался на пути. Не случайный - искали, но могли и не найти, здесь тоже присутствует элемент случайности.

 Сначала о кладах, найденных в советское время.

Например, в Уссурийском крае промысловики выходили на поиск женьшеня. По своей стоимости, корень этого удивительного растения можно считать кладом.

Читаю коротенькую заметку, как некий промысловик В. Желдак из госпромхоза «Спасский» набрёл на склоне сопки Островерхой на девятнадцать целебных растений.

Один из корней весил 202 грамма, считается, что ему не меньше 150 лет. Всего удачливый охотник выкопал корней общим весом 800 граммов. Такой клад не случайный: человек искал и нашёл, дай бог ему здоровья.

А вот дальше уже пошли чистые случайности.

 В деревне Костинское Вологодской области жил когда-то богатый крестьянин Веселов.

 Когда пришла советская власть, то богатого крестьянина отправили в район Магадана, а в его обширном доме сначала обосновалась школа, а потом магазин. 

Когда дом окончательно обветшал, поскольку ремонтировать его никто не собирался, то местные жители разобрали стены на дрова, а гражданка А. Соловьёва  решила и кирпичей для себя набрать, благо, только фундамент и остался.

Вытаскивая кирпичи, рачительная селянка наткнулась на чугунок, в котором было более тысячи серебряных монет конца девятнадцатого – начала двадцатого веков.

В заметке не сообщается, получила ли гражданка какую-то денежную награду, или почётную грамоту с профилем Ильича, и пожатие руки от председателя сельсовета, но говорится о том, что монеты отданы в Вологодский краеведческий музей. Очень хочется верить, что они и сейчас там.

А вот экскаваторщику рыболовецкого колхоза «Первое мая» Шкотовского района В. Маркову повезло ещё больше. Копая траншею, он заметил жёлтый кружок. Позвал ковырявшегося с лопатой В. Салия: «Володя, глянь, из ковша, похоже, копейки сыплются». Самому было лень вылезать из кабины.

Но вылез. Разгребли землю, а там сорок четыре золотые монеты. По крайней мере, они так написали в заявлении в милиции.

 Все монеты прекрасно сохранились, они были разного достоинства: пятирублёвки, червонцы, «империалы» (пятнадцати рублёвые) и «полуимпериалы» (семь с половиной рублей).  Насчитали, что всё это богатство стоит семнадцать тысяч рублей.

По закону, оба должны были получить четверть этой суммы. Получили, или нет, неизвестно. Можно было бы их спросить, но нет адреса.

Зорким оказался  и бетонщик СМУ-12 Н. Замалетдинов с товарищами. Они в отвале грунта заметили клад из серебряных советских полтинников  - более ста штук. В отделении милиции им сказали, что они получат соответствующее вознаграждение. Нужно только подождать.

Зато смышлёный мальчик Томаш Юргелевич из прибалтийского местечка Мястко внёс ценный вклад в науку, обнаружив во время прополки огорода золотую монету времён Римской империи. Мальчик после этого ёщё раз самым тщательным образом прополол огород, но больше ничего не нашёл, кроме червяков.

Оказалось, что это «ауреус», римская монета середины третьего века нашей эры. В мире было всего два экземпляра этой монеты. Кто-то из историков потом, наверно, защитил диссертацию о связях римлян с прибалтами.

Но вернёмся с суши на море.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/13/1784