История

Олег Цвира
Школьные годы всегда вспоминаются с особой теплотой. Судьба распорядилась так, что и класс у нас был дружный, и с учителями, большей их частью, нам повезло. История моя из далёкого прошлого, в котором ещё были пионеры, комсомольцы, и все в школу ходили в единой школьной форме. Но от этого мы не становились серыми и безликими, а наши учителя старались видеть в нас в первую очередь личность. И надо им отдать должное – всегда переживали за нашу успеваемость.
Сентябрьским  утром мы всей гурьбой ввалились на  четвертый этаж школы. По расписанию – история. По школе ходили слухи, что именно историчка будет  классным руководителем нашего класса. Кому захочется взять середнячков? Вот руководство школы и подпихнуло наш класс новому преподавателю. Никто её в школе не видел и не знал.  Конечно, первым делом было прильнуть к стеклу фрамуг и внимательно наблюдать, что за тётка  теперь будет выносить мозги нам и нашим родителям. Если девочки вели себя более скромно, то мальчишки залазили друг на друга и смотрели через стекло в четыре глаза. Какое же было удивление, когда большинство из нас ни за учительским столом, ни у доски никого не увидело. Пустой класс? Но только что из кабинета выходили ученики-старшеклассники. У них  был урок. Надо сказать, что стекла фрамуг были завешаны различными плакатами, и обозреть весь класс ни у кого не получалось. Вдруг из-под третьей парты с веником в руках встала совсем юная  девушка невысокого роста и резво побежала по классу. Кто это? Неужели это наша классная? Такая хрупкая, да она немного выше нас самих! Вдоволь насытив интерес осмотром, последние пять минут перемены наш класс, разбившись на группы, живо обсуждал увиденное.
Звонок. Вспоминаю, что, проходя мимо новой учительницы, я мысленно сравнивал её с нашими старшеклассницами. И по фигуре, и по симпатичному лицу многим из них она дала бы фору. В тот миг это было простое сравнение, как будто я сравнивал не людей, а формы давно знакомых мне предметов. Что ещё могло быть в голове простого советского четвероклассника?
Урок начался обычно. Надо было запомнить одно – нашего классного руководителя зовут Наталья Павловна, и преподавать она у нас будет историю. Кто бы сомневался в этот миг, что более шумного урока на неделе у нас не будет. Что сможет сделать с нашим неугомонным классом эта юная хрупкая девушка? После знакомства галерка принялась обсуждать всё, кроме самого предмета. Разболтанные, с массой впечатлений после летних каникул, не обращая внимания на то, что идёт урок, мальчишки и девчонки рассказывали друг другу интересные истории своего летнего времяпровождения. Это продолжалось минут десять. Пока в воздухе не повис вопрос «А знаете ли вы…?». Задан он был повышенным голосом, поэтому был услышан даже на галерке. В классе на несколько секунд установилась тишина.
Надо сделать отступление. Мы, как все советские дети, знали, что урок пройдёт точно по учебнику. Для особо интересующихся темой будущего урока стоило только открыть учебник и прочитать параграф, чтобы быть в курсе будущих событий.
Нет, ответа на вопрос никто в классе не знал. Некоторые попытались найти хоть что-то в учебнике – тщетно. И тут случилось чудо, в классе установилась тишина, а тема урока неожиданно поменялась.
 Это была история, но уже совершенно другая. Чтобы узнать  такую информацию самим в то время, надо было долгое время провести в библиотеке. Интернета ещё не было, а засиживаться в библиотеке никому не хотелось. Поэтому даже наша галерка предпочла слушать…
Что это было – первая победа над нашим классом или удачный психологический ход? По прошествии тридцати лет я, к сожалению, не знаю ответа на этот вопрос. Но каждый день мы все больше узнавали друг о друге – в школе, в походах, на мероприятиях. Было принято приглашать Наталью Павловну к себе домой. Не родителями, а мальчишками и девчонками нашего класса. Тот, кого она посещала с такими дружескими визитами, становился объектом пристального внимания остальных. В походы с ней мы ходили по первому зову, причем готовы были идти хоть куда. Тащили по осени деревья, сажали у школы. Эти деревья выросли, конечно,  не все, но большая их часть сегодня украшает задний двор. За три года классного руководства нашим классом Наталья Павловна из хрупкой девушки-исторички смогла стать нашим другом, которому можно было доверить самое сокровенное – детские тайны. Что говорить, мальчишки относились к ней с искренней любовью и могли побить любого, кто мешал вести урок. История стала нашим любимым предметом.