Ч. 1 Советское золото на глубине 245 метров

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2015/09/12/1455

В британском флоте насчитывалось девять крейсеров типа «Таун». Один из них назывался «Эдинбург». Во время второй мировой войны экипаж крейсера нёс нелёгкую службу в Северном море и в Арктике. Крейсер участвовал в конвоях торговых судов между Исландией и Фарерскими островами.

Во время стоянки в фиорде крейсер атаковали немецкие самолёты. Серьёзных повреждений корабль не получил, но погибли шестнадцать моряков и сорок четыре были ранены. Затем крейсер неоднократно участвовал в боевых действиях с противником в Бискайском заливе, Атлантике, Средиземном море и северных морях.

С декабря 1941 года он конвоировал грузовые суда в Советский Союз. 6-го апреля 1942 года крейсер оставил базу в Скапа Флоу и в составе конвоя PQ-14 направился в Мурманск. Из 24 транспортов по причине тяжёлой, не по времени года, ледовой обстановки и сильных штормов, шестнадцать судов оказались вынужденными вернуться в базу, и один транспорт был потоплен немецкой подводной лодкой.

Конвой прибыл в Мурманск 19-го апреля. На «Эдинбурге» держал свой флаг командующий конвоем контр-адмирал Стюарт Бонхэм Картер. Только он и командир крейсера знали, что им предстоит доставить из Мурманска в Англию пять с половиной тонн золота.

 Это не была плата за поставки по ленд-лизу. За ленд-лизовские поставки рассчитываться должны были после войны. Золото имело два назначения: оплата за материалы, в которых нуждалась Красная Армия, поставленных сверх договора о ленд-лизе, и для изготовления приборного оборудования для Советского Союза (золочения контактов).

Мне приходилось уже писать, как доставляли золото в Англию в девятнадцатом веке, какие предпринимались предосторожности. Но, то было мирное время. Шпионов и бандитов хватало, но не в таком количестве, как в двадцатом и двадцать первом веках.

А тогда шла война. Мурманск был, можно сказать, на линии фронта. Можно только представлять себе меры предосторожности и маскировки, предпринятые для доставки грузов, потому что и сейчас никакого исследователя близко не подпустят к этим архивам. Охраняли вагон, который подвели как можно ближе к крейсеру, войска НКВД. Весь порт был оцеплен, работа по погрузке производилась в ночь на 25-ое апреля 1942 года.

Командир крейсера капитан 1 ранга Хью Фолкнер лично наблюдал за погрузкой. Офицеров и матросов крейсера разбирало любопытство, что же это за важный груз,  уложенный в маленькие, сколоченные из толстых необструганных досок необыкновенно тяжёлые ящички. Правда, офицерам командир крейсера, проводя инструктаж, кое на что намекнул, но толком никто ничего не знал.

Однако вскоре вся команда была в курсе дела. А получилось так. Лейтенант, один из офицеров, наблюдавших за погрузкой, сказал матросу, крепившему ящик к стреле, которой они, по штатному расписанию, грузили на катапульту самолёт: «Смотри, если выронишь ящик в воду, то будешь нырять за ним!».

Ящик и в самом деле выронили, но на палубу. Он разбился, матросы и офицеры увидели, что в опилках лежали четыре золотых бруска. Лейтенант, стоявший рядом, бросился, чтобы сразу же закрыть их опилками. Но, когда он попытался взять брусок, то не смог его удержать.

По короткой команде командира матросы быстро сколотили ящик, и уложили туда золото, засыпав опилками.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/15/861

На фотографии: крейсер "Эдинбург"