Ч. 3 Советское золото на глубине 245 метров

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/09/15/861

Два советских эсминца вскоре ушли в Полярный дозаправляться из-за нехватки запаса топлива. Англичане печально шутили, что русские отправились праздновать 1-ое мая.

Из советских кораблей в охранении остался только сторожевой корабль «Рубин». У него топлива было достаточно, и буксир, который вместе с английскими эсминцами тащил крейсер со скоростью два узла. Моя попытка обнаружить, кто командовал двумя нашими маленькими кораблями, чтобы назвать имена этих отважных людей, окончилась неудачей.

Мне приходится с горечью констатировать, что на Западе и в США гораздо больше написано и изучено материалов о роли флота и конкретных людях во второй мировой войне, чем в отечестве. Причина этого, на мой взгляд, крылась в неумеренном и неуместном засекречивании материалов Великой Отечественной войны, вызванном, прежде всего идеологической цензурой.

Немецкие подводные лодки сообщили о торпедированном крейсере. Чтобы добить его, из базы в Киркинессе вышли три эсминца – Z24, Z25 и Z7 «Герман Шуман». 2-го мая эсминцы атаковали крейсер и английские эсминцы.

«Форестер» попытался торпедировать эсминец Z25, но неудачно. В том бою не было новичков, и англичане, и немцы имели большой боевой опыт. Попадание снарядов с немецкого эсминца нанесло тяжёлые повреждения «Форестеру». Были убиты командир корабля и одиннадцать членов экипажа, девять человек получили тяжёлые ранения.

Великолепно стреляли артиллеристы полузатонувшего накренившегося крейсера «Эдинбург». Несмотря на нарушенную систему управления огнём, они сумели взять в вилку Z7 «Герман Шуман» и накрыли его следующим залпом.

 Немецкий эсминец получил такие повреждения, что два других, тоже имевшие попадания, но не столь разрушительные, как на Z7, сняли с него экипаж и сами потопили эсминец, потерявший ход.

Но немецкие эсминцы все, же добились своей цели. Им удалось поразить крейсер торпедой, и тот стал тонуть. Буксир обрубил концы, чтобы не уйти под воду вместе с крейсером. К тонущему кораблю подошли вплотную тральщики. Тральщик – небольшой корабль.

 В коротеньком документальном фильме, снятом не потерявшим присутствия духа каким-то любителем, видно, что борт тральщика намного возвышается над бортом тонущего крейсера.

С подходивших тральщиков свешивали с борта сеть и штормтрапы, по ним без суеты и сутолоки поднимались матросы и офицеры экипажа крейсера. Хорошо бы не забыть, что это крайний север, мороз и хлестали брызги волн. Меня удивило, как переводили на тральщик контр-адмирала.

Он был очень грузным человеком и больным, видимо, даже на небольшую высоту не мог в тяжёлом реглане карабкаться по штормтрапу. Его усадили в кресло и грузовой стрелой перевели на тральщик. Адмирал широко улыбался, когда оказался на высоте.

Тральщик «Госсамер» принял на борт 440 человек и тральщик «Харриер» тоже около четырёхсот человек. В бою на крейсере погибли два офицера и пятьдесят шесть рядовых моряков.

Немцы ушли к себе на базу, не без оснований, считая, что крейсер они добили, а корабль тонул очень медленно, несмотря на то, что волны уже перекатывались через палубу. Контр-адмирал приказал командиру эсминца «Форсайт» потопить крейсер. Потопить артиллерийским огнём не удалось, хотя израсходовали двадцать снарядов. Тогда с эсминца выстрелили последней торпедой. Четвёртого попадания торпеды корабль не выдержал, и скрылся под водой.

Когда пришли «Гремящий» и «Сокрушительный» всё уже было окончено.  Корабли вернулись в Мурманск.

Эпизод с «Эдинбургом» не могли обойти вниманием мемуаристы, прямо или косвенно связанные с трагедией. Прочитав мемуары наших военно-морских начальников, я сделал для себя вывод, что даже достойные и заслуженные люди, повели себя не очень красиво, пытаясь свалить всё на «неразумные» действия английского адмирала, и чуть ли, не намекая на трусость английских моряков.

Мол, а почему бы им было не понырять в трюм, заполненный водой и маслом, и не достать золото. Читать это было неприятно. Англичане повели себя иначе, не упрекали даже за уход наших эсминцев, чьи орудия не помешали бы в бою с немецкими эсминцами, с пониманием отнеслись к тому, что у наших кораблей не оказалось достаточно топлива.

Всё это ещё раз подтвердило мысль, что наши отважные в бою командиры, трусили перед начальством. Что говорить, если даже в мемуарах Г.К. Жукова оказались подхалимские строки по отношению к Л.И. Брежневу.

Но это только первая часть драмы.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/16/1693

На фотографии: музыкант с крейсера "Эдинбург", а фамилию его, я, к стыду своему, позабыл.