Ч. 2 Советское золото на глубине 245 метров

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/09/13/1784

Золото предназначалось для США, поскольку все эти заказы исполняли американцы.
 Ящики погрузили в погреб для глубинных бомб. Когда погрузка была завершена, командир крейсера расписался за то, что получил все ящики.

Разбитый ящик был досадным недоразумением, его содержимое проверили и английская, и советская сторона, после чего ящик присоединили к остальным.

С момента погрузки золота никого на берег уже не выпускали. Около крейсера дежурили сотрудники контрразведки, чтобы не допустить нежелательных контактов членов экипажа с работниками порта для исключения утечки информации.

Не менее строгие меры безопасности приняли на корабле и англичане. Погреб был опломбирован и находился под постоянной охраной.

Транспорты в конвоях, следовавших в Советский Союз из Англии, шли с полными трюмами военной техники, оборудования, медикаментов, продовольствия и стратегических материалов. Они имели буквенное обозначение PQ и соответствующий порядковый номер.

Конвои с транспортами, груженными балластом, изредка лесоматериалами, из Советского Союза, обозначались буквами QP со своим порядковым номером. С  декабря 1942 обозначение конвоев из Советского Союза изменилось.

Конвой QP 11 отправился из Мурманска 28 апреля. За двое суток прошли 250 миль. Контр-адмирал Бонхэм Картер приказал следовать как можно севернее,   прижимаясь к полям пакового льда.

Этим он достигал две цели – постараться остаться незамеченным, а если это не удастся, то, по крайней мере, держаться как можно дальше от фашистских морских и воздушных военных баз.

Контр-адмирал так же рассчитывал на то, что командиры немецких подводных лодок не станут рисковать у ледяных полей. Крейсер следовал противолодочным зигзагом на пятнадцать миль впереди конвоя.

В четверг 30 апреля температура воздуха была минус 30 градусов. Конвой состоял из крейсера, шести эсминцев, четырёх корветов и тринадцати торговых судов. Немецкое командование уже получило разведданные, подтверждённые воздушной разведкой.

«Волчья стая» из семи подводных лодок выдвинулась на позицию, чтобы атаковать конвой. Ближе всех к конвою оказались немецкие подводные лодки, U-436, U-88 и U-456. Командир подводной лодки U-436  дал залп из четырёх торпед, но, ни одна не попала в цель. Невезение постигло и U-88.

Командир U-456 капитан-лейтенант Макс-Мартин Тайхерт оказался более удачливым. У него оставались только две торпеды, но он не промахнулся, ни одной. Однако не забудем, что на войне удача – дама капризная.

 Через год такой же удачливый английский пилот тяжёлого бомбардировщика Б-24 потопил одной торпедой подводную лодку Тайхерта со всем её экипажем. Ну, а тогда капитан-лейтенанту, после того, как он израсходовал все торпеды, не оставалось ничего иного, как наблюдать за отчаянными попытками англичан спасти крейсер.

Торпедированный «Эдинбург» оставался на плаву. Его прикрывали английские эсминцы «Форсайт» и «Форестер».  Здесь требуются некоторые пояснения для читателя.

Маршруты конвоев зависели от ледовой обстановки. Летом и осенью они проходили в 60-100 милях севернее острова Медвежий, а зимой и весной в 40-60 милях  южнее острова.

Если посмотреть на карту, то станет ясно, что маршруты конвоев можно было выбирать в узкой полосе 180 – 200 миль. И так же понятно, что противник это прекрасно знал.

 У немцев в Норвегии были и военно-морские базы, и аэродромы, а у союзников на всём протяжении пути – ни одного порта, в котором можно было бы укрыться для ремонта или от сильного шторма.

Преимущество в части разведки и своевременности обнаружения было на стороне противника. Зона ответственности Северного флота и британского королевского флота проходила по меридиану 20° восточной долготы.

Нетрудно заметить, что зона ответственности союзников была в несколько раз больше, но это и понятно, фронт проходил в сорока километрах от Мурманска. Как бы там не было, у английских моряков был путь, который Черчилль не зря назвал «самым страшным путешествием».

Крейсер был торпедирован в зоне советской ответственности. Его попытались отбуксировать в Мурманск, для чего оттуда прислали буксир. К моему большому огорчению, не удалось докопаться, кто был капитаном этого маленького судна, совершенно беззащитного в пути следования.

Кроме того, из Мурманска для спасения корабля вышли эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный», сторожевик «Рубин», четыре английских тральщика - «Госсамер», «Харриер», «Хуссар» и «Найгер». 

Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/15/1841

На фотографии: торпедированный "Эдинбург".