Стивен Кинг. 11 22 63

Оксана Аболина
В ряде произведений Стивена Кинга главным героем предстаёт он сам в той или иной личине: музыкант – в «Возрождении», бывший подрядчик – в «Дьюма-Ки». Причём для усиления эффекта достоверности повествование подчас ведётся от первого лица. Человек один и тот же, а имена, судьбы, обстоятельства жизни у него разные. И голос, который рассказывает  очередную историю, легко узнаваем – это голос самого Кинга. В «11/22/63» очередная ипостась писателя –  35-летний преподаватель английского языка Джейк Эллинг. И его история совершенно не похожа на  то, что случилось с персонажами «Возрождения» и «Дьюма-Ки».

Джейк Эллинг волей обстоятельств оказался путешественником во времени, причём каждый раз его переносит в одно и то же время – в 11 часов 58 минут 9 сентября 1958 года. Он экспериментирует, пытаясь немного изменить будущее к лучшему. Но каждый раз, когда возвращается в прошлое, результаты предыдущих искажений реальности обнуляются. Да и не так просто оказывается что-либо серьёзно изменить – прошлое неподатливо и гомеостатично, оно не терпит вмешательства и посылает герою одно за другим испытания сродни тем, что выпали на долю персонажей «За миллиард лет до конца света» Стругацких. Но  человек – существо упрямое и нет для него большей радости, чем наступить в очередной раз на грабли и получить по лбу. Что для него целостность структуры Вселенной, когда можно попытаться раз и навсегда осчастливить человечество? Как? Да очень просто – предотвратить убийство Джона Кеннеди, которое состоится 22 ноября 1963-го -  всего через 5 лет после момента заброса в прошлое.

Но 5 лет не такой уж и малый срок, который требуется провести в прошлом безвылазно. Нужно иметь средства к существованию, документы, легенду, соответствующую времени. Необходимо досконально изучить подноготную людей, причастных к американской трагедии. Приходится общаться с людьми из прошлого, привыкать к их быту, и пуще того – к менталитету, следить за тем, чтобы не проговориться о будущих событиях, да и лексика за полвека немало изменилась, об этом тоже приходится думать. А самое главное, человеческий фактор. Сколько ни убеждай себя, что нельзя слишком крепко привязываться к людям из прошлого, но куда ты денешься, если однажды нагрянет любовь со всеми вытекающими из неё последствиями? И когда встанет выбор между лучшим будущим для всех или только лишь для себя и своей любимой, то как следует поступить?

Однако самое интересное в романе Кинга – это не фантастический сюжет, а сравнение двух реальностей: настоящего и пятидесятилетней давности. Скрупулёзно и довольно-таки безжалостно Кинг описывает Америку прошлого, с её расизмом, жестокостью, неуживчивостью. Впрочем, и самая обыкновенная человечность, неравнодушие тоже свойственны больше тому времени, считает Джейк Эллинг. Два общества, так не похожих, но тесно связанных между собой, ведь одно из них породило другое.

Ну, а какие всё-таки были приключения у героя книги и чем закончились его эксперименты – с этим, надеюсь, вы сами ознакомитесь. И да, конец у всей истории более чем достойный, замечательный получился финал.