Щедрая русская душа

Анна Дмитриевна Степанова
       В Москве мы сразу поехали к Жанненой тёте Тараскевич Таисии Андреевне. Она жила с мужем Александром Матвеевичем по Ленинскому проспекту в коммунальной квартире, у них была одна небольшая комната. Мне казалось, что мы будем очень стеснять хозяев. Просто я не представляла, где нас можно приютить. Диван, посередине стол и небольшой проход к двери. Но тётя Тая нас успокоила. В тесноте, да не в обиде. Она нам постелила на диване, а себе с Александром Матвеевичем - в проходе на полу. Она – высокая, несколько полноватая, ей непросто было лечь и тем более встать с пола, но она кряхтя, с отдышкой поднималась и старалась нам приготовить что-нибудь вкусненькое на завтрак. Александр Матвеевич - спортивного телосложения, он вставал рано и шёл в парк имени Горького, там ежедневно делал зарядку, к 7 часам возвращался к завтраку. У Таисии Андреевны был диабет, иногда тяжёлые приступы. Она  говорила: «Мой  муж  может мне вызвать скорую помощь, а сам побежит в парк». С виду он скромный, ни за что не догадаешься, что он - талантливый инженер, удостоен Государственной Премии. Сам он неразговорчив, говорит исключительно по делу. Добрейшей души человек, в чём я убедилась много раз.
       С утра и целый день мы с Жанной ходили по музеям - в Пушкинский, в Третьяковку и т.д., а вечером - в театр. Домой возвращались поздно, не имея сил обмениваться впечатлениями. В это время в Москве был на гастролях итальянский оперный театр  Ля-Скала. Я ещё Толе писала, чтобы он по возможности достал нам билеты. Но он ответил, что это невероятно трудно, тем более, что он будет в колхозе. Мы пошли с Жанной в кассу Большого театра, и когда спросили билеты на какой-либо спектакль Ля-Скала, нас отправили в поликлинику к психиатру.
       Действительно, мы не настоящие одесситы. Настоящий одессит приходит к администратору Большого театра и просит билет на вечерний спектакль. Стандартный ответ:
- Билетов  нет.
- Тогда я покупаю десять билетов. Один мне, девять вам.
Проблема снята. Вечером после спектакля гость столицы направляется к Мавзолею. Не станет же настоящий одессит идти туда днём, если у Мавзолея очередь, как в Одессе у магазина «Мясо». Но вечером Мавзолей закрыт. Одессит подходит к одному из часовых и накалывает на его штык несколько сторублёвых купюр. Часовой спрашивает:
- Внутрь пройдёте или Вам вынести?
        Это - старый одесский анекдот. На самом деле мы убедились что попасть в Большой театр в те времена простому человеку было невозможно тем более на Ля-Скала. Я пожалела, что обратилась с этой просьбой к Толе. Я не подозревала, что может быть такая проблема. В прекрасный Одесский оперный театр мы ходили свободно часто ещё и потому, что там на галёрке были самые дешёвые билеты.
       С Толей мы договорились встретиться в воскресенье 26 сентября на ВДНХ. По счастливому совпадению это был мой день рождения. Толя пожаловался, что выбрался только на один день и вечером нужно возвращаться в колхоз. Мы долго гуляли по выставке. Проходя мимо ресторана, он  предложил зайти  и отметить нашу встречу. Сказать по правде, я первый раз была в ресторане, и получился настоящий конфуз. Просматривая меню, хотелось убить двух зайцев - вкусно поесть и узнать новое для меня блюдо. Удалось только последнее. На всю жизнь запомнила антрекот. Это оказался в том ресторане кусок мяса так крепко зажаренный, что я никак не могла отрезать кусочек. Но ещё ужасней стало положение, когда я всё-таки отрезала кусок, положила в рот, а прожевать и проглотить никак невозможно. У меня - полные глаза слёз. Мне неудобно выплюнуть и невозможно проглотить. Кое-как справившись с этим куском мяса, я на всю жизнь усвоила: не зная броду, не суйся в воду. Насытившись до красных ушей, я попробовала вполне безопасный десерт. Я рассказала, как меня провожали ребята и убедила Толю, что студенты одесского строительного института  оплатили нашу встречу, все передавали ему привет. Ему было неудобно принимать такой шаг с моей стороны. Я чувствовала себя сконфуженно и уже пожалела, что пошла в ресторан. Так мы расстались. Он поспешил домой, мы с Жанной - на Ленинский проспект.
       И здесь меня ждал настоящий сюрприз. Оказывается, Жанна утром сказала Таисии Андреевне, что у меня день рождения. Тётя Тая накрыла праздничный стол. Первый раз я попробовала узбекское блюдо демалыс, которое стало у меня традиционным на всех праздниках. Опишу рецепт: на дно котелка режут лук, сверху - кусочки баранины,  посолить, поперчить, затем - куски свежей капусты полить лимоном и сметаной, кружочками картофель, помидоры, сладкий перец, чернослив или сушёные груши. Всё закрыть крышкой и тушить на слабом огне 2 часа. Под   шампанское - просто объедение. На десерт был торт. И наконец - подарок - духи «Москва». Я была тронута до глубины души. Запомнила на всю жизнь и сама всегда старалась по возможности идти дорогою добра. 
       Таисия Андреевна проявила такое участие ко мне неслучайно. Это её образ жизни - постоянно заботиться о ком-то. На второй день  пришёл её племянник Валера. Он закончил археологический  институт и постоянно был в разъездах. Очень интересный молодой человек, но имел проблемы - чрезмерно увлекался спиртным и женщинами и даже, как позже выяснилось, наркотиками. Часто попадал в разные истории. То неудачная женитьба, то вытрезвитель или задержан по более крупным мотивам. Родители, очевидно, устали от его проделок. Отец, генерал, твёрдо решил не вмешиваться в жизнь сына. И всё бремя несла Таисия Андреевна. Он её и называл «мама Тая». А уж сколько ей пришлось натерпеться с ним - каждый может представить.
       После этого визита Валеры мы с Жанной пошли в гости к его родителям - сестре Таисии Андреевны Людмиле Андреевне и её мужу - генералу. Роскошные апартаменты, сколько комнат - я не знаю. Горничная нас провела в гостиную. Было ощущение, что мы переместились во времени и попали на приём в 19 век к каким-то господам. На стенах весели картины как в господских домах минувших веков. Посередине большой комнаты - богато сервированный длинный стол, во главе которого восседала мама генерала, как мне показалось, очень похожая на старуху из «Пиковой дамы». Её сверлящий взгляд сразу настроил нас держать свою марку высоко. Возле каждой тарелки лежало с одной стороны 3 вилки, с другой 3 ножа разных размеров. Поразмыслив, каким из них что брать, я решила не рисковать, а поблагодарив сказала, что мы только что покушали. Генерал - не так, чтобы стройный, но ещё сохранил приличную фигуру, лицо лоснилось как у младенца. К нам проявил большой интерес, расспрашивал о целине, и мы живо отвечали на все вопросы. Пиковая дама также была небезучастна. Я как-то осмелела, старалась ярко описать вечера возле костра и даже спела какую-то песню о целине и что-то из репертуара наших ребят. Подали чай. Было всё понятно. Мы медленно, не прерывая беседы, выпили по чашке чаю с кусочком торта. Поблагодарили хозяев за тёплый приём и спустились вниз. Зашли в кафе, купили по булочке и с большим аппетитом съели.
       Поездка на целину определила мою дальнейшую судьбу, а знакомство с Таисией Андреевной и Александр Матвеевичем как образцами русской щедрости закрепилось во мне и моей доченьке до конца наших дней. В Одессу я приехала одухотворённой, с большими надеждами на будущее. Я с нетерпением ждала письма от Толи. Долгое время никакой весточки. И вдруг мне приносят из деканата письмо. Я была просто на десятом небе и придумывала повод, как нам встретиться. Моё нетерпение можно понять только как в пословице: «У бабы волос длинный, да ум короток». Вот и замудрила с дури. На то время я посещала кружок на кафедре инфекционных болезней. Профессор Коровицкий после успешного моего доклада по РЭГ, возможно по причине своего плохого зрения, видел во мне будущего аспиранта и возлагал большие надежды. Он даже пригласил меня домой, познакомил со своей женой и подарил книгу о токсоплазмозе и свой портрет. Вот и решила я поехать в Москву, посидеть в Ленинке  и создать картотеку для будущей диссертации. А главное - увидеть Толю.
       У нас были каникулы, а у него – сессия, и я вот те на, явилась не запылилась. Встретились мы вечерком, прогулялись. Он мне рассказал, какие у них строгие требования, конечно, расспросил и о моих планах. Я старалась умничать изо всех сил. Но чувствую - я незваный гость хуже татарина. Близок локоток, да не укусишь. Расстались мы дружелюбно. Он больше не пришёл. А я как проклятая четыре дня сидела в Ленинской Библиотеке, выписывала всё, что есть по РЭГ в мировой  литературе. выбрала более 400 источников и поняла: чтобы открыть что-то новое в  исследовании кровообращения какого-то органа, используя РЭГ, нужно вначале открыть какой-то новый орган в человеческом организме.
        И всё же главное, кому посвящён этот рассказ, - это Тараскевичи. Они, может почувствовав моё удручённое настроение, объявили меня  племянницей. В их коммунальной квартире умерла бабушка и освободилась небольшая комната. Таисия Андреевна пригласила меня после окончания института приехать к ним жить и обещала прописать меня в Москве в этой комнате. Она нагрузила меня всякими продуктами, я ещё в Одессе неделю ела... А Александр Матвеевич пошёл провожать на Киевский вокзал. Вдруг неожиданно он попросил у меня билет. Конечно, я собиралась ехать в общем вагоне. Он сказал мне: 
- Присядь здесь, я скоро вернусь.
Жду - нет и нет. Возвращается с билетом в плацкартный вагон. Александр Матвеевич завёл меня в вагон, пошёл к проводнику и купил мне постель, принёс и только тогда спокойно попрощался.
       Я вас спрашиваю, можно ли это когда-нибудь забыть? Связь с ними сохранилась до самого финала их жизни. Александр Матвеевич никогда не забывал поздравить меня и Ирину с праздниками. А в 1982г. мы с Ириной ездили к ним на золотую свадьбу. Ирина познала всю глубину щедрости и доброты Таисии Андреевны. Это не прошло так мимолётом, а оставило глубокий след в её чутком сердце. И я этим горжусь.