А поезд тихо ехал...

Олег Маляренко
  Говорят, что нет ничего хуже, чем ждать или догонять. При здравом рассуждении можно доказать, что это не самое худшее, хотя оба занятия к приятным не отнесёшь. Считается, что лучше догонять чем ждать. Какое ни есть, а занятие и к тому ещё и подвижное. Но нередко всё же ждать лучше чем догонять на пределе сил.

В 19** году в городе N приключилась со мной неприятная история. Не буду лукавить: год 1956, а город - Москва. Я, студент техникума из Днепропетровска, еду на преддипломную практику на комбинат в Воскресенске Московской области. Естественно, путь лежит через столицу. Со мной студенты из моей группы Ирина и Николай. У каждого из нас здесь есть родня, поэтому было бы непростительной ошибкой их не проведать, а заодно поглядеть Москву.

Мамина сестра, тётя Аня живёт в Москве с молодых лет. Её семья из четырёх человек занимает комнату в коммунальной квартире. Москвичи жили довольно тесно, поэтому я принял для себя решение - оставаться у тёти только на ночь.

Это была моя первая поездка в Москву, и три дня она была в моём полном распоряжении. С утра до вечера я гулял по Москве, обошёл множество музеев, много повидал. Впечатления мои были самые яркие. К тёте я возвращался поздним вечером, едва передвигая ноги. А утром всё начиналось снова.

Я созвонился с коллегами, и мы встретились на Казанском вокзале, чтобы выехать в Воскресенск.

Практика прошла успешно, а на обратном пути вновь заглянул в гости к тёте Ане. Купить билет на обратную дорогу я попросил Иру.

Утром следующего дня она позвонила. Номер поезда, вагона и время отправления я записал на бумажке. Интересно, что отбытие поезда в три часа и пятнадцать минут мне легко было запомнить. Мой отчим часто вспоминал, что до войны чекушка водки стоила три пятнадцать.

В день отъезда я вернулся к тёте заранее. Она приготовила гостинцы для мамы из своих дачных припасов. Это были банки с вареньем клубничным, малиновым и яблочным. Мой чемоданчик заметно потяжелел.

Тётя покормила меня обедом со стаканом вишнёвой наливки. И тут мы разговорились, чего раньше не могли позволить себе из-за моей занятости. А поговорить было о чём. Не знаю, сколько времени это продолжалось, пока не глянул на часы. Они показывали половину третьего.

Какой ужас! Чтобы добраться до Курского вокзала у меня осталось только 45 минут. Для небольшого города это более чем достаточно, но здесь Москва. А мне ехать на автобусе, а потом на метро с пересадкой.

Чтобы облегчить себе задачу, я хотел выложить из чемодана тётины дары, но она не позволила.

До автобуса я шёл быстро, почти бегом. Взять такси мне не позволял статус студента, а проще говоря, у меня не было на него денег, да и попробуй поймать.
Банки с вареньем не сильно утяжелили мой чемодан, но, на беду, у него был плохой замок, и потому мог раскрыться в любой момент. Чтобы этого не допустить, мне пришлось взять чемодан в охапку, что усложняло моё передвижение.

Долго ждать автобуса мне не довелось, но втиснуться туда с чемоданом стоило больших усилий. Пассажиры со злобой глядели на моё вместилище банок, а некоторые из них ворчали, что от этих приезжих москвичам житья нет.

Но в настоящий людской муравейник я попал перед входом в метро. Приходилось маневрировать, чтобы никого не задеть чемоданом, что было непросто. Особенно осторожно я совершал манёвр вблизи детей, пожилых и женщин со строгим взглядом. А время поджимало.

На ум пришла скороговорка «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Как ни странно, пока я выговаривал её, мой процесс лавирования улучшался. Я даже научился предвидеть манёвры идущих мне навстречу. Пришлось хорошо поработать корпусом, руками, ногами и немного головой. Тем не менее, лёгких столкновений мне избежать не удалось. Тогда я мог услышать полную характеристику, кто я такой. А толчки меня старался не замечать.

Угораздило же меня скакать в мыле по Москве в середине дня! Сердце бешено колотилось и не хватало воздуха. Это было бы похоже на бег трусцой по пересечённой местности, если бы не множество пересечений. Сам виноват, что заболтался с тётушкой. Вот за это и отдуваюсь.

Наконец, я на станции метро и даже с жетоном. Быстро засовываю его в щель турникета и быстро мчусь вперёд, за что и получаю сильный удар по бёдрам. Турникет просто не успел вовремя отреагировать на мою скорость.

Поезд метро, как мне казалось, едва тащился, а на станциях он стоял непозволительно долго. И это Москва – мать городов русских! Впрочем, мать – это Киев. Тогда что, Москва – отец? Но что-то здесь не так. Им бы поменяться местами.

Всё же метропоезд дополз до станции, где надо сделать пересадку. Иду к переходу и читаю все надписи, что попадаются. В схеме московского метро я путаюсь, поэтому надо быть настороже. Ошибаться мне никак нельзя, так как у меня в запасе всего двадцать минут. Ира и Коля, наверное, волнуются, и я  тоже.

На переходе соображаю, как двигаться в толпе с наибольшей скоростью. Для этого выискиваю мужика, который в моём направлении идёт быстрее других, и пристраиваюсь к нему в хвост. Такой приём в велоспорте называется  «гонки за лидером». Вот и я гоняюсь.

Поезд метро до станции «Курская» ничуть не быстрее прежнего. А время неумолимо прессуется. Недавно видел кино, где герой плывёт на плоту по реке. Показывают его подробно, а после него водопад, который на реке. Потом снова герой, а за ним водопад. И так картинки меняются всё быстрее и быстрее, пока почти сливаются. Зритель страшно волнуется. Кажется, что герой вот-вот погибнет. Но в последний момент он хватается за ветку дерева, что нависло над водопадом. И мне бы ухватиться за поручни последнего вагона уходящего поезда.

Когда я прибыл на станцию «Курскую» оставалось всего-навсего пять минут. И это при том, что нужно добежать до вокзала и выскочить на перрон. К счастью, людей не слишком много, что позволяет мне прибавить прыти, которая и так значительная.
Врываюсь в вокзал, но не видно никакого табло. Спрашиваю у всех, с какого пути идёт поезд до Днепропетровска. Все только пожимают плечами. Наконец, один работник вокзала говорит, что этот поезд обычно отходит от пятого пути.

Мчусь туда, а счёт пошёл уже на секунды. В провинции поезда часто опаздывают, но в Москве вряд ли проходит такой номер. А ведь было бы неплохо! Но нельзя расслабля*ься.

Вот я и на нужной платформе, а пятый путь пуст. Всё пропало! На часах три шестнадцать. Поезд ушёл. И, как ни печально, без меня. Винить некого кроме себя самого. Вот досада! Что же делать?

Был бы билет у меня, сейчас сдал бы его в кассу. Но нет с собой, как и денег на новый. Придётся возвращаться к тёте и клянчить деньги на билет.

С понурой головой плетусь по перрону. Издалека вижу табло. На всякий случай глянул на него. Читаю: «Москва – Днепропетровск», время отправления «16 – 15». Меня словно током ударило по голове. Ведь это – четыре пятнадцать! И никакие не «три пятнадцать»! Ура! Я спасён! Значит – до моего поезда остаётся меньше часа. От такой неожиданной новости я пустился в пляс на глазах у изумлённых пассажиров.

Кто-то ошибся. Скорее всего, я из-за треска в телефоне услышал «четыре» как «три».

На радостях выпил бутылку пива, и на душе стало легче.

Ира и Коля ухохотались, когда я живописал мои приключения с гонкой по Москве. Никогда позже я не входил в вагон поезда с таким душевным подъёмом, как в тот раз.

С той поры я принял для себя правило являться на вокзал заранее, но, конечно, не за час. А когда ждёшь, тратишь меньше нервной энергии, чем когда догоняешь.

Банки с вареньем я довёз в целости и сохранности.

Москва! Как много в этом звуке...
где бегуны не знают скуки.

PS: Послушайте песню "А поезд тихо ехал на Бердичев" в Инете. Не пожалеете!